Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Некоторые проблемы, связанные с осуществлением политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Аннотация. В данной статье дается описание определенных проблем, которые препятствуют  успешному  осуществлению политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности страны. В связи с ростом глобальной конкуренции и исчерпанием источников экспортно-сырьевого типа, эти проблемы ставят под вопрос энергетическую безопасность страны и ее экономический рост.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, энергосервис, энергетический менеджмент.

Являясь основой жизнедеятельности человека, энергетические ресурсы присутствуют в любой сфере производства и потребления. Политика, направленная на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, широко и успешно используется в развитых странах,  способствуя  значительному  снижению  затрат, обеспечению

конкурентоспособности и инновационности как производственного, так и жилищно-коммунального секторов. Именно повышение роста энергоэффективности и энергосбережения может стать драйвером качественного развития и роста экономики. Актуальность проблемы не оставляет сомнений – в течение последних лет наблюдается постоянный рост спроса на энергоресурсы, причем энергоемкость ВВП России выше среднемирового уровня примерно в 2,5 раза и в 2,5–3,5 раза выше, чем в странах с развитой экономикой. Чрезмерная энергоемкость валового внутреннего продукта напрямую влияет на снижение энергетической безопасности страны и ведет к сдерживанию экономического роста. Ситуация становится наиболее критичной в свете усиления мировой конкуренции и исчерпания традиционных источников экспортно-сырьевого типа. Сложившиеся условия в стране более чем неблагоприятны: основная часть основных фондов устарела, а именно более 90%

70% технологического оборудования электрических сетей, а также 66% тепловых сетей были построены более 25 лет назад, а полностью изношенные, причем функционирующие основные фонды в промышленности составляют 15%.

Рассмотрение политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности в качестве одного из драйверов будущего экономического роста внесло свою лепту в создание ряда нормативно-правовых документов, таких как Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, а также государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая включает в себя подпрограмму « Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Важно отметить, насколько широко используется программно-целевой метод: в каждом регионе России была разработана целевая программа энергосбережения и повышения энергоэффективности. Большая часть крупных муниципальных образований также приняли отдельные программы. Общее количество государственных программ энергосбережения и энергоэффективности, действующих на территории Российской Федерации, превосходит 300. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» устанавливает:

1) требования к обороту товаров, предполагающих использование энергоресурсов;

2) запреты или ограничения производства товаров с низкой энергоэффективностью;

3) обязанности по учету используемых ресурсов;

4) требования энергетической эффективности зданий и т.д.;

5) обязанности проведения обязательного энергетического обследования.

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в свою очередь, нацелена на:

1) стимулирование привлечения инвестиций в реализацию мероприятий в соответствующей области;

2) создание правовых, организационно-управленческих и др. условий, которые призваны способствовать развитию и реализации

3) повышение информированности общества о состоянии и деятельности в соответствующей области.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Однако, несмотря на объем нормативно-правовых документов, призванных регулировать данную сферу, изменения происходят чрезвычайно медленно и крайне нерезультативно. На федеральном уровне возникают трудности с реализацией программ вследствие целого ряда проблем: макроэкономических, государственного регулирования, неразвитости институциональной среды, а также вследствие слабой организации статистических наблюдений и мониторинга. На уровне региона ответственность управляющих структур является размытой; частные средства для софинансирования субсидий на реализацию проектов по энергосбережению привлекаются слабо. Опыт развитых стран показывает, что существует ряд инструментов государственного регулирования, которые эффективны при отслеживании информации для оценки и мониторинга осуществления программ, однако, эти механизмы еще не используются в России.

Основной  причиной  неадаптированности  регионов  к переходу на программно-целевой метод управлением энергетической эффективностью и энергосбережением является отсутствие единой системы управления энергоэффективностью,  как  на  федеральном,  так и на региональном уровнях. Кроме того, отсутствует реальная ответственность за снижение валового внутреннего продукта и валового регионального продукта и за показатели энергоэффективности   в регионе. Итак, ключевыми факторами, тормозящими успешное применение программно-целевого подхода, являются:

  • неэффективные механизмы налогового стимулирования;
  • непроработанность системы госгарантий;
  • неразвитый механизм предоставления льготного заемного финансирования;
  • неразвитое государственно-частное партнерство;
  • неэффективность энергосервисных договоров, возможность законным способом «обойти» некоторые положения договора и др.

Многочисленные исследования и опыт показали, что при стремлении максимально быстро и с наименьшими затратами добить-   ся поставленных целей необходимо ориентироваться на основных потребителей  энергии,  то  есть  промышленность,  доля  которой  в балансе производства и потребления электроэнергии составляет чуть более 52%, жилищно-коммунальное хозяйство – около 14%, причем потери при транспортировке энергии являются колоссальными и составляют более 10% от всей потребляемой энергии1, что является неизбежным последствием постоянно устаревающей инфраструктуры, основных фондов, использования неэффективных технологий и пренебрежения сбережением энергии. Исследования зарубежной некоммерческой организации показали, что в среднем на торгово-промышленных потребителей энергии (промышленные предприятия, корпорации и т.д.) приходится 55% от всей энергии, сэкономленной при помощи программ энергетической эффективности. При составлении программ в сфере повышения энергоэффективности в промышленности учитывались потенциал энергосбережения на предприятии, его особенности, зависящие от вида производственной деятельности, производительности установки и т.п. Индивидуализированности программ уделяется особое внимание, поскольку единый подход не применим. Для успешной реализации программы государству необходимо стимулировать обмен знаниями и осуществлять техническую поддержку, поощрять предприятия с низкой энергоемкостью, например, налоговыми льготами или предоставлениями государственных заказов при достижении определенного уровня энергоэффективности2. Таким образом, для решения проблем в промышленном секторе потребуется внедрение систем энергетического менеджмента. Международное энергетическое агентство определило критерии, согласно которым удастся создать программу, которая будет способствовать эффективному внедрению систем энергетического менеджмента на предприятии. Во-первых, это привлечение заинтересованных специалистов и предварительный анализ. Во-вторых, необходимость планирования и осуществления перехода, учитывая нормативно-правовые аспекты. Кроме того, важно строго контролировать процесс реализации подобных шагов, производить и фиксировать периодическую оценку результатов. В-третьих, успех внедрения систем энергетического менеджмента непосредственно коррелирует с предоставлением соответствующих ресурсов и вспомогательных механизмов, таких как повышение производительности зданий, проведение обучений, снабжение определенными инструментами и обучающими материалами. Кроме того, важно учитывать, что в случае нехватки на предприятии кадров, компетентных для выполнения соответствующих задач, рациональным действием будет прибегнуть к аутсорсингу, поскольку это обеспечит профессиональность и большую эффективность. Существенный вклад в развитие и улучшение сделают надежные системы мониторинга и оценки. Мониторинг позволит выявить пробелы в реализации и соответствие плановых показателей действительным. Ключевой задачей является определение общего результата и выгоды от применения СЭМ. Чрезвычайно важно понять, какие факторы имели решающее действие при применении систем энергетического менеджмента1. Использование стандарта ISO 50001 станет отличным руководством для компаний по интегрированию энергоэффективности в текущую управленческую практику, поскольку данный стандарт снабжает организацию любого типа и размера комплексной стратегией действий в управленческой и технической областях, помогая повысить энергетическую эффективность и увеличить использование возобновляемой энергетики и инновационных продуктов. Нельзя опускать при этом тот факт, что функционирование в рамках вышеуказанного стандарта будет иметь разноплановый эффект: позволит обеспечить управленческую прозрачность и повысить управляемость компании, инвестиционную привлекательность и рост капитализации, а также позволит создать имидж надежной компании и увеличит общую конкурентоспособность.

Энергосервисные контракты (ЭСКО) являются важным рычагом для совершенствований. Однако, рынок энергосервисных услуг в России развит достаточно слабо. Опыт ООО «Первая национальная энергосервисная компания» показал, в чем причина столь медленного развития ЭСКО. Во-первых, это информационный вакуум. Поскольку закон №261 можно считать достаточно молодым, очень многие управляющие компаний решают прибегнуть к помощи ЭСКО лишь при поступлении приказа «сверху», без глубинного понимания важности модернизации, которая приведет к значительной экономии. К тому же, при взаимодействии с ЭСКО компании не проявляют желания сотрудничать, напротив, хотят лишить себя дополнительных затруднений и не вступают во взаимодействие с ЭСКО. Еще одним препятствием к развитию рынка энергосервисных контрактов в бюджетной сфере является отсутствие компенсации затрат, понесенных ЭСКО при проведении подготовительных работ, в некоторых случаях, у заказчиков отсутствуют приборы учета электроэнергии, в данном случае, ЭСКО вынуждены устанавливать приборы и нести убытки. Основным препятствием же является низкая стоимость ресурсов, что делает инвестиции в энергоэффективность не столь критичными, поскольку цена энергосбережения окажется не слишком высокой.

Коммунальные хозяйства являются достаточно энергоемкими, и снижение энергопотребления в них привело бы к значительной экономии, для этого закон о энергосбережении № 261 предусматривает необходимость оснащения жилых помещений индивидуальными приборами учета, однако, в законодательстве имеются «лазейки», которые позволяют обойти закон без нарушений. Обратимся непосредственно к приказу Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627, который определяет критерии наличия или отсутствия возможности установления приборов учета. Критерии, указанные в документе, позволяют не производить оприборивание, даже если такая возможность имеется. Кроме того, в акте обследования, который приведен в данном документе не содержится информация о том, в какой орган необходимо передать данный акт, кто ответствен за проверку указанных сведений, кто ответствен за корректировку нормативов потребления при технической невозможности установки приборов учета, и кто несет ответственность за неисполнение закона № 261 и к кому необходимо применить штрафные санкции.2 Данные неточности в законе позволяют управляющие компании легально игнорировать политику энергосбережения и энергоэффективности. Завершающим элементом на пути к успешному осуществлению политики энергосбережения является осуществление государственных инициатив в области популяризации энергосбережения и энергетической эффективности. Существующий информационный вакуум препятствует пониманию важности деятельности, направленной на повышение энергетической эффективности. На сегодняшний день, как в обществе, так и в органах государственной власти, нет сформированного представления об этом. Средства массовой информации практически не используются для пропагандирования энергетически эффективного типа хозяйствования; отсутствуют специалисты в сфере энергоэффективности; отсутствуют мероприятия в регионах и муниципалитетах, направленных на распространение знаний об энергоэффективных технологиях, реальных приемуществах энергосбережения. Органы государственной власти должны играть ведущую роль в продвижении политики энергоэффективности и энергосбережения, однако на настоящий момент в связи с недостатком технически подготовленных кадров, это является невозможным.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 321 (ред. от 02.08.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики».
3. Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».
4. Цакунов С.В. Реализация энергосервисных контрактов в России // Энергосбережение №3, 2012 г.
5. Бюллетень социально-экономического кризиса в России: Динамика потребления электроэнергии как индикатор экономической активности [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве РФ. 2016. Февраль. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/7945. pdf (дата обращения: 17.09.2016).
6. Energy Management Programmes for Industry. // International Energy Agency (официальный сайт), 2015. [Электронный ресурс] URL:http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/ policypathwaysindustry.pdf (дата обращения: 19.09.2016).
7. Kelly M., Rogers E. Communicating the Value of Industrial Energy Efficiency Programs. [Электронный ресурс]. // American Council for an Energy-Efficiency Economy. 2016, February. URL: http://aceee.org/ communicating-value-industrial-energy-efficiency (дата обращения: 17.09.2016).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1216

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке