Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Образ победителя — духовно-нравственный ориентир патриотического воспитания современной молодёжи»

Аннотация. Великая Победа нашей страны в самой кровопролитной из войн принесла свободу и независимость народам мира, определила ход современной истории. Великая Отечественная война в общественном сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности.

Ключевые слова: российское общество, патриотизм, духовное наследие, нравственность.

Патриотизм, питаемый духовным наследием Великой Победы, стал решающим фактором в послевоенное время восстановления разрушенной страны, народного хозяйства, материальной и духовной культуры. Он обеспечил мощное развитие Советского Союза, превращение его в одну из сверхдержав мира, что является бесспорным утверждением самобытного и свободного социально-экономического и политического бытия страны перед лицом истории. Духовное наследие Победы, обеспечивающее органичное единство высоких духовно-нравственных ориентиров в виде консолидирующих идей и общей цели развития общества и государства позволяло поддерживать высокие темпы развития экономики, науки и техники, культуры, промышленности и сельского хозяйства, укреплять обороноспособность страны, повышать боеспособность и боеготовность Вооруженных сил.

«За последнее десятилетие – пишут А.И. Поберёзкин и М.П.Карпенко, за редким исключением, мы не найдем в научной и общественно-политической литературе методологических разработок по проблеме содержания духовного наследия. Не здесь ли кроется одна из причин того, что арена «битвы» непримиримых позиций из области теоретических исследований и исторических поисков переведена на улицы российских городов в виде боевых маршей националистов и стихийных противодействий им неорганизованной, но действительно патриотической части населения России, помнящей об уроках германского нацизма и его последствиях» [1].

В современной общественной науке под наследием понимаются феномены, обладающие исключительной ценностью для будущего, как некоего «защитного слоя», против вызовов извне. «Наши мёртвые нас не оставят в беде …» — пел В.С.Высоцкий. Наследие Великой Победы включает в себя образы поступков, поведения, отношений и действий, проявившихся в экстремальных ситуациях военного времени. Эти образы дают возможность понимания особенностей менталитета, ценностных установок, традиций и стереотипов как отдельных людей, так и всего общества в понимании феномена «массового героизма». Духовное наследие Великой Победы это не просто сумма наиболее ярких фактов и событий войны, скорее всего, это те уроки, которые исходят из героического прошлого для их развития в будущем. Уроки, выводимые из наследия Великой Победы дают возможность понимания национальных святынь и символов как памяти о подвигах предков, необходимое для успешного использования их опыта в современной жизни.

Таким образом, духовное наследие Великой Победы – это основной смысловой приоритет воспитания у современных поколений духовности, нравственности и патриотизма, позволяющий понять мотивационные, целевые, содержательные и процессуальные аспекты поступков, поведенческих актов, действий защитников Отечества в суровые дни войны.

Изучение образа Победителя представляет собой одно из важнейших направлений педагогического исследования, необходимого для понимания духовного мира современной молодежи. Содержание образа победителя в сознании молодых может служить основой понимания патриотически ориентированных знаний, патриотической позиции и убеждений молодёжи, явиться основой выявления проблем патриотического воспитания и определение актуальных направлений деятельности органов и учреждений образования, культуры и иных институтов социализации.

Почти семь десятилетий прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, свершения Великой Победы и вполне закономерно, что историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну как главное событие, выдающийся символ героической истории Отечества, а Великую Победу – как выдающееся событие в истории нашей страны и всего мира. По данным социологических опросов, 70% юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82 % людей старше 50 лет. Это означает, что опыт в оценке старшего поколения трансформировался и приобрёл символическую значимость и для последующих поколений.

ему «не сломаться» при всех потерях и собственными силами освободить не только свою землю, но и пол-Европы. Этот «духовный стержень» и сам характер фашистской агрессии, нацеленной на порабощение и истребление целых народов, придали особую ожесточенность советско-германскому противоборству. В те годы действительно можно было говорить о морально-психологическом единстве советского общества. Да, фашистскому рейху с его человеконенавистнической идеологией противостоял жестокий и репрессивный сталинский режим. Но в этом столкновении патриотические, национально-государственные интересы страны подчинили себе советскую систему и даже частично трансформировали коммунистическую идеологию. Идеи мировой революции были отброшены, а понятия «Родина», «Отечество», еще недавно публично предававшиеся анафеме, оказались в сознании народа определяющими» [2].

Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Воин-защитник всегда был в почёте на Руси, как в прочем и самоотверженный труженик и духовный наставник. Этот исторический российский триумвират: защитник — труженик — духовный наставник являлись и являются основой гармонии российского общества и необходимым условием его стабильности, свободы и независимости.

Ключевым для понимания образа Победителя является ценностно-смысловой мир участников боёв Великой Отечественной войны, включающий в себя: ценностные установки на Родину (любовь, долг, ответственность, преданность, самоотверженность), морально-политические представления (представления о справедливом характере войны, жизнеутверждающие представления о целях войны, убежденность в правоте и силе своей армии и политического руководства), социально-психологические установки (ненависть к врагу, чувство войскового товарищества, стремление к преодолению опасностей и тягот войны).

Е.С. Сенявская, описывая портрет фронтовика, отмечает: «Юношеская психика отличается повышенной эмоциональностью, поступки – импульсивностью, взгляды и суждения – категоричностью, максимализмом. Романтичность, поиски идеала и подражание ему, обостренное чувство справедливости; пренебрежение к опасности; стремление к самоутверждению – все эти качества, присущие определенному возрасту, в большей или меньшей степени были характерны для молодых людей 1940-х годов. Сыграла свою роль и система агитации и пропаганды, воспитание в духе «героических традиций революции и гражданской войны», на символах и идеях жертвенности во имя «светлого будущего». Молодые люди, в начале своей сознательной жизни попавшие на фронт, были всецело преданы не просто Отечеству, но Отечеству социалистическому, точнее — они не разделяли в своем сознании два этих понятия. Это было поколение, родившееся и выросшее при новом общественном строе, воспитанное в духе присущей ему идеологии и в минуту опасности вставшее на его защиту» [3].

В Великой Отечественной войне с обеих сторон были задействованы самые различные факторы: социально-политические, экономические, военно-технические, стратегические, геополитические, но главным среди них был человеческий фактор.

Нападая на СССР, фашистская Германия рассчитывала на молниеносную войну, уповая на военно-техническое и экономическое превосходство. Вкупе с фактором неожиданности нападения расчет сработал на начальном этапе войны. Однако в достижении полной победы решающую и определяющую роль сыграл человеческий фактор.

Человеческий фактор — понятие довольно емкое, содержательное, но на войне его вкратце можно свести к качествам таких субъектов, как руководители, лидеры воюющих сторон, полководческая когорта, солдаты, армия в целом. Отечественную войну вел весь советский народ, и определяющую роль сыграли ненависть к фашизму, решимость отстоять свою землю, страну, высокий морально-политический дух, талант полководцев и военачальников, другие качества, которые вызывают законную гордость у ныне живущих поколений. Однако самыми действенными факторами Победы по общему представлению явились патриотизм — 62,7% и героизм — 63,0%. Примечательно, что показатели у всех групп отличаются незначительно: в «полюсных» группах патриотизм назвали 63,6% 18-24-летних и 64,0% 60-летних и старше; героизм 60,2 и 60,8% соответственно. Именно эти качества защитников Родины сыграли определяющую роль в победе над врагом.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В основе такого восприятия образа победителя лежат объективные и субъективные обстоятельства. С субъективной точки зрения, здесь и генетически присущий каждому российскому человеку патриотизм, и история каждой семьи, неразрывно связанная с историей Великой Отечественной войны и послевоенной историей страны в целом, ибо каждый из ныне живущих так или иначе ощущает на себе последствия войны и победы над фашизмом.

Победа в Великой Отечественной войне в системе ценностей российских граждан начала ХХI века не теряет своего значения: ее назвали центральным событием ХХ столетия 87% из числа опрошенных Аналитическим центром Юрия Левады. Большинство граждан нашей страны считают, что мы не просто победили, а победили такого врага, перед которым не устояли более благополучные страны, что является в действительности реальным историческим фактом.

Изучение образа Победителя представляет собой одно из важнейших направлений педагогического исследования, необходимого для понимания духовного мира современной молодежи. Содержание образа победителя в сознании молодых может служить основой понимания патриотически ориентированных знаний, патриотической позиции и убеждений молодёжи, явиться основой выявления проблем патриотического воспитания и определение актуальных направлений деятельности органов и учреждений образования, культуры и иных институтов социализации.

Более семи десятилетий прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, свершения Великой Победы и вполне закономерно, что историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну как главное событие, выдающийся символ героической истории Отечества, а Великую Победу – как выдающееся событие в истории нашей страны и всего мира. По данным социологических опросов, 70% юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82 % людей старше 50 лет. Это означает, что опыт в оценке старшего поколения трансформировался и приобрёл символическую значимость и для последующих поколений.

«Огромное моральное и физическое напряжение почти четырех лет этой войны – пишет Е.С. Сенявская, — советский народ выдержал только благодаря «духовному стержню», позволившему ему «не сломаться» при всех потерях и собственными силами освободить не только свою землю, но и пол-Европы. Этот «духовный стержень» и сам характер фашистской агрессии, нацеленной на порабощение и истребление целых народов, придали особую ожесточенность советско-германскому противоборству. В те годы действительно можно было говорить о морально-психологическом единстве советского общества. Да, фашистскому рейху с его человеконенавистнической идеологией противостоял жестокий и репрессивный сталинский режим. Но в этом столкновении патриотические, национально-государственные интересы страны подчинили себе советскую систему и даже частично трансформировали коммунистическую идеологию. Идеи мировой революции были отброшены, а понятия «Родина», «Отечество», еще недавно публично предававшиеся анафеме, оказались в сознании народа определяющими» [4].

Ключевым для понимания образа Победителя является ценностно-смысловой мир участников боёв Великой Отечественной войны, включающий в себя: ценностные установки на Родину (любовь, долг, ответственность, преданность, самоотверженность), морально-политические представления (представления о справедливом характере войны, жизнеутверждающие представления о целях войны, убежденность в правоте и силе своей армии и политического руководства), социально-психологические установки (ненависть к врагу, чувство войскового товарищества, стремление к преодолению опасностей и тягот войны).

Е.С. Сенявская, описывая портрет фронтовика, отмечает: «Юношеская психика отличается повышенной эмоциональностью, поступки – импульсивностью, взгляды и суждения – категоричностью, максимализмом.

Романтичность, поиски идеала и подражание ему, обостренное чувство справедливости; пренебрежение к опасности; стремление к самоутверждению – все эти качества, присущие определенному возрасту, в большей или меньшей степени были характерны для молодых людей 1940-х годов. Сыграла свою роль и система агитации и пропаганды, воспитание в духе «героических традиций революции и гражданской войны», на символах и идеях жертвенности во имя «светлого будущего». Молодые люди, в начале своей сознательной жизни попавшие на фронт, были всецело преданы не просто Отечеству, но Отечеству социалистическому, точнее — они не разделяли в своем сознании два этих понятия. Это было поколение, родившееся и выросшее при новом общественном строе, воспитанное в духе присущей ему идеологии и в минуту опасности вставшее на его защиту» [5].

В основе восприятия образа победителя лежат объективные и субъективные обстоятельства. С субъективной точки зрения, здесь и генетически присущий каждому российскому человеку патриотизм, и история каждой семьи, неразрывно связанная с историей Великой Отечественной войны и послевоенной историей страны в целом, ибо каждый из ныне живущих так или иначе ощущает на себе последствия войны и победы над фашизмом.

Победа в Великой Отечественной войне в системе ценностей российских граждан начала ХХI века не теряет своего значения: ее назвали центральным событием ХХ столетия 87% из числа опрошенных Аналитическим центром Юрия Левады. Большинство граждан нашей страны считают, что мы не просто победили, а победили такого врага, перед которым не устояли более благополучные страны, что является в действительности реальным историческим фактом.

В современной России на фоне развала экономики и социальной политики государства, обращение к духовному наследию Великой Победы особенно актуально в связи с ростом вседозволенности в освещении и интерпретации исторических фактов, манипулировании общественным сознанием. Благодатной почвой является сложившийся в течение двух десятилетий духовный вакуум, образовавшегося в сознании целого поколения о событиях Великой Отечественной войне. Сложившийся вакуум привёл к духовному нигилизму многих поколений российских граждан, особенно молодежи, детерминируется.

Нeoбхoдимocть обращения к духовному наследию Великой Победы oбуcлoвлeна активизацией внeдpeния пpактик дeгepoизации в oблаcть общественного бытия и общественного сознания молодёжи в coвpeмeннoм российском oбщecтвe. Этo пpивoдит к pазpушeнию coциальнoгo cмыcла российского патриотизма и его системных доминант: любви к Родине, долга и социальной ответственности, идеи служения Отечеству и замeщeниeм их в coциальнoм бытии эрзацами рациональности потребления, выгоды, эгоцентризма. Прагматизм в coзнании подрастающих поколений становится основным фактором, определяющим пoдмeну бытия сиюминутной дeйcтвитeльнocтью, кoнcтpуиpуeмoй идеологией общества потребления и обслуживающей его интересы властью. Прагматизация социального бытия не нуждается в высоких смыслах героизма, подвижничества, самопожертвования. Она ведёт к наpушeнию coциальнoй цeлocтнocти общества, атoмизации личности в пространстве ролей и идентичностей, формированию «частичности» человека в окружающем мире. Частичному человеку не нужна историческая память. Его поведение, отношения и деятельность носят фрагментарный характер, направленный на сиюминутный результат. Естественно, нет необходимости в формировании образа будущего и стратегий его достижения в практиках саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

Историческая память, это зафиксированные сознанием человека образы событий, их последовательность и логика, ценностные основы и духовные императивы, которые выражают личностную и социальную значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. В этой ситуации историческая память нередко персонифицируется, и через оценку деятельности конкретных исторических личностей формируются впечатления, суждения, мнения о том, что же представляет особую ценность для сознания и поведения человека в данный период времени.

Великая Отечественная война оценивается исторической памятью как наиболее значимое событие по ряду оснований. Во-первых, потому, что эта память связана с историей каждой семьи, ибо это событие затронуло самые существенные и сокровенные стороны в личной жизни людей. Во-вторых, это событие определило не только будущее нашей страны, но и всего мира и поэтому его оценка базируется не только на осознаваемом, но и на интуитивном признании роли этой войны в истории всего человечества. В-третьих, Великая Отечественная война сформировала собственную символику, выступающую основой национальной и социально-политической идентификации многих поколений граждан СССР и современной России. О том, что это событие стало символом для всего народа, всех его слоев и групп, свидетельствует тот факт, что значимость этой войны для истории народа отметили 70% юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82% людей старше 50 лет. А это означает, что опыт защиты Родины военного поколения трансформировался и приобрел символическую значимость и для последующих поколений.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Этот показатель усиливается тем обстоятельством, что в условиях современной идеологической и политической невнятицы победа в Великой Отечественной войне стала фактически единственной позитивной опорной точкой национального самосознания нынешнего российского общества. И хотя в 90-е годы были предприняты многочисленные попытки дезавуирования итогов и событий этой войны, они были отвергнуты исторической памятью. Попытки пересмотра значения битвы под Москвой, Сталинградом, попытки дегероизации подвигов Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других были не только не приняты в научной среде, но и отвергнуты массовым историческим сознанием.

Общественная наука в настоящее время обращает внимание на тот факт, что процессы консолидации общества значительно тормозятся в условиях количественного роста социального слоя населения, подменяющего идеи долга и служения Отечеству ориентацией на достижение индивидуального блага. Основной характеристикой ценностных ориентаций современного поколения молодых людей, по мнению И.А. Липского, является эклектичность, «… что характеризует ограниченность социализации, потерю доверия к предметному и природному миру, деформацию социальных отношений, нарастание растерянности в социальной ориентации личности» [6,С.8]. Бытие данного социального слоя не укладывается в границы Отечества, оно лишь пересекается с ним внешне территориально и ситуативно. Оно скорее определяется пространством рынка и пространством космополитической массовой культуры.

Чрезвычайно трудным для молодого человека оказывается выбор между личной жизненной позицией (образами будущего, ожиданиями, стремлениями) и социальными тенденциями, определяющими включённость индивида в систему социальных связей и отношений. При этом, всё чаще акценты смещаются в пользу индивидуального (как естественной реакции на вызовы рынка), что проявляется в формах скептицизма, нигилизма по отношению к общественным интересам. Именно эти акценты, выступающие в качестве объективных детерминант воспитания патриотизма у обучающейся молодёжи не достаточно отражаются в педагогических исследованиях.

Общеобразовательная школа, как важнейший социальный институт, не только отражает состояние данного общества, но и определяет тенденции его развития. Изменения, происходящие в обществе в условиях социальных перемен, определяют направленность стратегии патриотического воспитания в общем образовании на становление российской гражданской идентичности, имеющей корневую основу в духовно-нравственных императивах поколений победителей в Великой Отечественной войны. Основное содержание воспитательного потенциала Великой Победы выражает глубинные истоки формирования фундаментальных качеств гражданина и воина, без которых немыслимо экономическое и социально-политическое функционирование и развитие общества, российского государства.

Вот почему стратегия расширения пространства патриотического воспитания за счёт интеграции ресурсов образования и институтов социализации является заботой о становлении духовного мира нынешней российской молодежи, включения в него смыслов и мотивов служения Отечеству, героизме и подвижничестве ради России и должна стать центральной в общем образовании, духовном и нравственном воспитании. Иначе страна наша не выйдет из полосы самоистребления, разрушительных революций, конфликтов и войн.

Список использованных источников

1. Подберезкин А.И. и Карпенко М.П., Духовное наследие России и образование: содержание, проблемы и перспективы.- http://www.rau.suwww.rau.su/observer/N05_99/5_18.HTM, дата обращения к эл.ресурсу: 05.05.2017г.;
2. Сенявская Е.С., Фронтовое поколение Великой Отечественной: социально психологический феномен http://www.perspektivy.info/history/frontovoje_pokolenije_velikoj_otechestvennoj_socialno_psihologicheskij_fenomen_2009-05-07.htm, дата обращения к эл.ресурсу: 05.05.2017г.;
3. Сенявская Е.С., Фронтовое поколение Великой Отечественной: социально психологический феномен http://www.perspektivy.info/history/frontovoje_pokolenije_velikoj_otechestvennoj_socialno_psihologicheskij_fenomen_2009-05-07.htm, дата обращения к эл.ресурсу: 01.06.2017г.;
4. Сенявская Е.С., Фронтовое поколение Великой Отечественной: социально психологический феномен http://www.perspektivy.info/history/frontovoje_pokolenije_velikoj_otechestvennoj_socialno_psihologicheskij_fenomen_2009-05-07.htm, дата обращения к эл.ресурсу: 01.06.2017г.;
5. Сенявская Е.С. Фронтовое поколение Великой Отечественной: социально психологический феномен http://www.perspektivy.info/history/frontovoje_pokolenije_velikoj_otechestvennoj_socialno_psihologicheskij_fenomen_2009-05-07.htm, дата обращения к эл.ресурсу: 01.04.2017г.;
6. Липский И. А., Основные парадигмы воспитания // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 5. — С. 4-10.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1644

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке