Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Образовательная политика в условиях социально-экономического и территориального неравенства образовательных учреждений»

Аннотация. В работе показано, что территориальный контекст должен быть рассмотрен как дополнительный фактор, непосредственно влияющий на деятельность школ, и поэтому его необходимо учитывать в моделях контекстуализации образовательных результатов совместно с традиционно применяемыми для данных целей показателями.

Ключевые слова: образовательная политика, образовательная статистика, образовательное неравенство.

Поиск инновационных направлений эффективного развития системы образования обусловливает необходимость теоретической и практической разработки вопросов проектирования образовательной политики.

Существующие в настоящее время подходы к формированию образовательной политики, как в Москве, Московской области, так и в других регионах России основываются, прежде всего, на анализе результативности школ по итогам стандартизованных тестов, таких как ОГЭ и ЕГЭ. Вместе с тем, не всегда учитывается тот факт, что образовательные учреждения работают в разных социальных условиях. Эти и другие результаты исследований демонстрируют целесообразность создания и распространения более точных и совершенных моделей оценки эффективности образовательных учреждений.

Помимо заинтересованности в них родителей, принимающих решение в выборе образовательного учреждения для своего ребенка, они важны для школ для объективной оценки уровня собственных достижений и определения необходимых мероприятий по их увеличению. Кроме того, они важны и для органов управления образованием      в целях разработки и реализации ими программ, включающих адресные меры, учитывающих потребности образовательных учреждений, которые работают в разных социально-экономических контекстах.

Вместе с тем, территориальный контекст образовательного учреждения всецело может быть рассмотрен в качестве дополнительного фактора, напрямую влияющего на деятельность школ, и, как следствие, он должен быть учтен при моделировании образовательной политики наравне с традиционно применяемыми для этих целей показателей. Школы должны рассматриваться не сами по себе, а в связи с социально-экономическими условиями, обусловленными принадлежностью к определенной территории. Речь здесь идет о различных внешних эффектах, связанных с географической концентрацией человеческого и культурного капитала.

Несомненно, меняется доля образовательных учреждений, имеющих низкие образовательные результаты в общем массиве школ  в зависимости от территории. В исследованиях, проводимых в последние годы, было выявлено, что в число постоянно неуспешных попадают как сельские, так и городские образовательные учреждения.1 В подавляющем большинстве они являются общеобразовательными с наиболее схожими характеристиками и неизменно низкими результатами обучения. В таких школах, во-первых, достаточно сложный контингент обучающихся (родители с невысоким уровнем образования, часто безработных, учащиеся с девиантным поведением, а также учащиеся, для которых русский язык не является родным) и, во-вторых, недостаточные ресурсы (финансовые и кадровые), что не позволяет благополучно работать с указанным контингентом.

Вместе с тем, школы, которые работают в условиях ограниченных ресурсов, обусловленных своим месторасположением (например, отсутствие учреждений культуры и дополнительного образования, спортивных секций, развитой инфраструктуры и т.п.), могут обеспечить своим учащимся довольно высокий уровень достижений, не проигрывая более успешным школам. Диагностика, проведённая в образовательных учреждениях, выявила, что удачная социализация сложных учащихся, обеспечение им конкурентного образовательного уровня, такого, который в мировой практике принято именовать как «шансы на жизненный успех», является следствием последовательной и целенаправленной образовательной стратегии таких образовательных учреждений, которые определяют конечные аспекты действия каждого педагогического работника и школьной жизни в целом. Переход на более эффективный рабочий режим требует от образовательного учреждения дополнительных усилий. Он должен быть обеспечен  необходимой  поддержкой  на  уров-  не соответствующего органа управления образованием. Выделим основные элементы данной стратегии.

Прежде всего, это активное развитие проектной работы и учебных исследований  уже  в  начальной  школе,  которые  связывают  с темами близкими обучающимся: проблемами территории, ближайшим окружением школы, историей их семьи. Так, в ряде образовательных учреждений исследовательская и проектная деятельность находится на очень высоком уровне ученики участвуют в муниципальных, региональных и всероссийских конференциях и конкурсах, школы устанавливают партнёрские отношения с исследовательскими институтами и вузами.

Наряду с проектной деятельностью существенное внимание школы уделяют участию  в  различных  предметных  олимпиадах,  к участию в которых привлекают не отдельных «проверенных» учащихся, а значительную часть учеников всех возрастов.

Кроме того, образовательные учреждения  строят  свою  работу на индивидуальном подходе в обучении для различных групп учеников и проводят персональные занятия для тех школьников, которым это необходимо. Обычно, во внеурочное время учащиеся получают возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ. Это очень важно, поскольку родители чаще не имеют возможности обеспечить подобную подготовку. Обучающиеся  занимаются  дополнительно с учителями по предметам наиболее важным и сложным для них, либо они участвуют в занятиях для более способных и заинтересованных учащихся, выполняют упражнения повышенной сложности, решают различные задачи на олимпиадах. Подобные занятия, как и спортивные, и художественные кружки доступны ученикам всех классов и ступеней. Обычно школы, не обладая своими кадровыми и материальными ресурсами для оказания таких услуг, и, осознавая, что семьи также не смогут их оплатить, работают в партнёрстве с муниципальными библиотеками, домами творчества, ближайшими музыкальными и спортивными школами. Для таких образовательных учреждений нормой становятся защиты проектов и открытые ученические конференции, в которых обязательно участвуют семьи учащихся.

Новые педагоги, которые приходят работать в школу, имеют поддержку со стороны администрации образовательного учреждения, коллег. Они получают личного наставника, поддерживающего их на протяжении первого года работы.

Обязательно поощряются все формы и методы содержательного взаимодействия учителей и учеников: межпредметные и межклассные групповые проекты, уроки в интегрированных классах, междисциплинарные занятия, проводимые группой педагогов-предметников,  объединяющих  учеников,  обучающихся  как по общеобразовательным, так и по коррекционным программам.

Кроме обозначенного стратегического планирования развития школ для нивелирования их территориального расположения необходимо проводить оценку качества деятельности образовательных учреждений органами управления образованием, принимающую во внимание контекст, в котором школы функционируют. Вероятным вариантом может быть группировка образовательных учреждений по ряду контекстных характеристик и эффективности учреждения в рамках определенного кластера. Кластерный подход расширяет возможности разработки программ, обеспечивающих поддержку школ, которые относятся к кластерам риска, то есть функционируют в наиболее сложных социальных контекстах. Такая поддержка обязана производиться постоянно, реализовываться прежде всего через финансово-экономические механизмы, при помощи которых образовательным учреждениям компенсируются траты и усилия, соответствующие запросам и особенностям обучающихся повышенной сложности в безотлагательных вариантах. Если учебные результаты школ имеют негативную тенденцию в определенном периоде времени, то в этом случае рациональным является использование программ перехода на эффективный рабочий режим (стратегий), интенсивных, комплексных и ограниченных по срокам исполнения.

Итак, политика в области  образования  при последовательном и системном ее проведении позволяет образовательным учреждениям  независимо  от  территориального  контекста  деятельности преодолевать очень серьёзные трудности. Такие образовательные учреждения могут быть рассмотрены, как образец эффективных школ, которые в ситуации объективных сложностей и ограниченных ресурсов, обусловленных трудным контингентом, по собственным результатам не уступают значительно более успешным образовательным учреждениям. Именно они играют роль социального лифта, который повышает шансы учащихся на дальнейшую благополучную социализацию. В итоге трансляция похожей практики позволяет значительно продвигаться в решении проблем образовательного неравенства.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список использованных источников

1. Фрумин И.Д., Абанкина И.В., Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А., Деркачев П.В., Дудырев Ф.Ф., Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Пинская М.А. Образовательная политика и долговременные тенденции // В кн.: Социальная политика в России: долгосрочные тенденции и изменения последних лет / Отв. ред.: Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, Л.И. Якобсон. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. – С. 239–289.
2. Калашников С.П., Малкова Н.В. Большие и малые школы: об опыте зарубежных стран по реструктуризации сети // Журнал руководителя управления образованием. – 2015. № 1. – С. 14–20.
3. Пинская М.А., Ушаков К.М. Эффективная школа // Директор школы. 2014. № 7. С. 18–23.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

799

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке