Ключевые слова: образовательная политика, образовательная статистика, образовательное неравенство.
Поиск инновационных направлений эффективного развития системы образования обусловливает необходимость теоретической и практической разработки вопросов проектирования образовательной политики.
Существующие в настоящее время подходы к формированию образовательной политики, как в Москве, Московской области, так и в других регионах России основываются, прежде всего, на анализе результативности школ по итогам стандартизованных тестов, таких как ОГЭ и ЕГЭ. Вместе с тем, не всегда учитывается тот факт, что образовательные учреждения работают в разных социальных условиях. Эти и другие результаты исследований демонстрируют целесообразность создания и распространения более точных и совершенных моделей оценки эффективности образовательных учреждений.
Помимо заинтересованности в них родителей, принимающих решение в выборе образовательного учреждения для своего ребенка, они важны для школ для объективной оценки уровня собственных достижений и определения необходимых мероприятий по их увеличению. Кроме того, они важны и для органов управления образованием в целях разработки и реализации ими программ, включающих адресные меры, учитывающих потребности образовательных учреждений, которые работают в разных социально-экономических контекстах.
Вместе с тем, территориальный контекст образовательного учреждения всецело может быть рассмотрен в качестве дополнительного фактора, напрямую влияющего на деятельность школ, и, как следствие, он должен быть учтен при моделировании образовательной политики наравне с традиционно применяемыми для этих целей показателей. Школы должны рассматриваться не сами по себе, а в связи с социально-экономическими условиями, обусловленными принадлежностью к определенной территории. Речь здесь идет о различных внешних эффектах, связанных с географической концентрацией человеческого и культурного капитала.
Несомненно, меняется доля образовательных учреждений, имеющих низкие образовательные результаты в общем массиве школ в зависимости от территории. В исследованиях, проводимых в последние годы, было выявлено, что в число постоянно неуспешных попадают как сельские, так и городские образовательные учреждения.1 В подавляющем большинстве они являются общеобразовательными с наиболее схожими характеристиками и неизменно низкими результатами обучения. В таких школах, во-первых, достаточно сложный контингент обучающихся (родители с невысоким уровнем образования, часто безработных, учащиеся с девиантным поведением, а также учащиеся, для которых русский язык не является родным) и, во-вторых, недостаточные ресурсы (финансовые и кадровые), что не позволяет благополучно работать с указанным контингентом.
Вместе с тем, школы, которые работают в условиях ограниченных ресурсов, обусловленных своим месторасположением (например, отсутствие учреждений культуры и дополнительного образования, спортивных секций, развитой инфраструктуры и т.п.), могут обеспечить своим учащимся довольно высокий уровень достижений, не проигрывая более успешным школам. Диагностика, проведённая в образовательных учреждениях, выявила, что удачная социализация сложных учащихся, обеспечение им конкурентного образовательного уровня, такого, который в мировой практике принято именовать как «шансы на жизненный успех», является следствием последовательной и целенаправленной образовательной стратегии таких образовательных учреждений, которые определяют конечные аспекты действия каждого педагогического работника и школьной жизни в целом. Переход на более эффективный рабочий режим требует от образовательного учреждения дополнительных усилий. Он должен быть обеспечен необходимой поддержкой на уров- не соответствующего органа управления образованием. Выделим основные элементы данной стратегии.
Прежде всего, это активное развитие проектной работы и учебных исследований уже в начальной школе, которые связывают с темами близкими обучающимся: проблемами территории, ближайшим окружением школы, историей их семьи. Так, в ряде образовательных учреждений исследовательская и проектная деятельность находится на очень высоком уровне ученики участвуют в муниципальных, региональных и всероссийских конференциях и конкурсах, школы устанавливают партнёрские отношения с исследовательскими институтами и вузами.
Наряду с проектной деятельностью существенное внимание школы уделяют участию в различных предметных олимпиадах, к участию в которых привлекают не отдельных «проверенных» учащихся, а значительную часть учеников всех возрастов.
Кроме того, образовательные учреждения строят свою работу на индивидуальном подходе в обучении для различных групп учеников и проводят персональные занятия для тех школьников, которым это необходимо. Обычно, во внеурочное время учащиеся получают возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ. Это очень важно, поскольку родители чаще не имеют возможности обеспечить подобную подготовку. Обучающиеся занимаются дополнительно с учителями по предметам наиболее важным и сложным для них, либо они участвуют в занятиях для более способных и заинтересованных учащихся, выполняют упражнения повышенной сложности, решают различные задачи на олимпиадах. Подобные занятия, как и спортивные, и художественные кружки доступны ученикам всех классов и ступеней. Обычно школы, не обладая своими кадровыми и материальными ресурсами для оказания таких услуг, и, осознавая, что семьи также не смогут их оплатить, работают в партнёрстве с муниципальными библиотеками, домами творчества, ближайшими музыкальными и спортивными школами. Для таких образовательных учреждений нормой становятся защиты проектов и открытые ученические конференции, в которых обязательно участвуют семьи учащихся.
Новые педагоги, которые приходят работать в школу, имеют поддержку со стороны администрации образовательного учреждения, коллег. Они получают личного наставника, поддерживающего их на протяжении первого года работы.
Обязательно поощряются все формы и методы содержательного взаимодействия учителей и учеников: межпредметные и межклассные групповые проекты, уроки в интегрированных классах, междисциплинарные занятия, проводимые группой педагогов-предметников, объединяющих учеников, обучающихся как по общеобразовательным, так и по коррекционным программам.
Кроме обозначенного стратегического планирования развития школ для нивелирования их территориального расположения необходимо проводить оценку качества деятельности образовательных учреждений органами управления образованием, принимающую во внимание контекст, в котором школы функционируют. Вероятным вариантом может быть группировка образовательных учреждений по ряду контекстных характеристик и эффективности учреждения в рамках определенного кластера. Кластерный подход расширяет возможности разработки программ, обеспечивающих поддержку школ, которые относятся к кластерам риска, то есть функционируют в наиболее сложных социальных контекстах. Такая поддержка обязана производиться постоянно, реализовываться прежде всего через финансово-экономические механизмы, при помощи которых образовательным учреждениям компенсируются траты и усилия, соответствующие запросам и особенностям обучающихся повышенной сложности в безотлагательных вариантах. Если учебные результаты школ имеют негативную тенденцию в определенном периоде времени, то в этом случае рациональным является использование программ перехода на эффективный рабочий режим (стратегий), интенсивных, комплексных и ограниченных по срокам исполнения.
Итак, политика в области образования при последовательном и системном ее проведении позволяет образовательным учреждениям независимо от территориального контекста деятельности преодолевать очень серьёзные трудности. Такие образовательные учреждения могут быть рассмотрены, как образец эффективных школ, которые в ситуации объективных сложностей и ограниченных ресурсов, обусловленных трудным контингентом, по собственным результатам не уступают значительно более успешным образовательным учреждениям. Именно они играют роль социального лифта, который повышает шансы учащихся на дальнейшую благополучную социализацию. В итоге трансляция похожей практики позволяет значительно продвигаться в решении проблем образовательного неравенства.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список использованных источников
1. Фрумин И.Д., Абанкина И.В., Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А., Деркачев П.В., Дудырев Ф.Ф., Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Пинская М.А. Образовательная политика и долговременные тенденции // В кн.: Социальная политика в России: долгосрочные тенденции и изменения последних лет / Отв. ред.: Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, Л.И. Якобсон. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. – С. 239–289.
2. Калашников С.П., Малкова Н.В. Большие и малые школы: об опыте зарубежных стран по реструктуризации сети // Журнал руководителя управления образованием. – 2015. № 1. – С. 14–20.
3. Пинская М.А., Ушаков К.М. Эффективная школа // Директор школы. 2014. № 7. С. 18–23.