Ключевые слова: событийный маркетинг; event; организация мероприятий; event-агентство.
В современном мире условия экономического развития предприятием диктуют необходимость правильной формулировки индивидуальной стратегии управления взаимоотношениями с каждой группой потребителей. Использование такого инновационного инструмента, как событийный маркетинг в качестве средства рекламной коммуникации, позволяет формировать благоприятное отношение к компании и в следствие лояльность целевой аудитории.
Специальные мероприятия, воздействуя на эмоции потребителей, вызывают более устойчивую коммуникацию по сравнению с традиционными, уже привычными для потребителей, рекламными инструментами. Таким образом возникает потребность в поиске инновационных и нестандартных способов и методов продвижения компании. [1]
Событийный маркетинг происходит от английского «event marketing» (event – событие) и является видом интегрированных маркетинговых коммуникаций, представляющих собой комплекс мероприятий, направленных на продвижение бренда во внутренней и/или внешней маркетинговой среде посредством организации специальных событий, а также сферу услуг по организации специальных мероприятий. [2].
У event-маркетинга большое количество преимуществ: он позволяет охватить большую часть целевой аудитории, способствует созданию благоприятного имиджа среди клиентов и партнеров. Также благодаря событийному маркетингу наблюдается долгосрочный эффект: коммуникация с потребителем начинается задолго до самого мероприятия через анонсы и пресс-релизы и продолжается после события с помощью отчетов и публикаций в масс-медиа. Но у событийного маркетинга есть и недостатки, так как организация и проведение специальных мероприятий требует значительных финансовых и временных затрат, проработки большого количества деталей и креативного подхода.
Event-мероприятия условно можно подразделить на несколько групп [3]:
- рабочие, где происходит обмен информацией (конференции, выставки, конгрессы);
- информативные, нацеленные на передачу информации в развлекательной форме (премьера кинофильма, представление новинки, корпоративные праздники, день рождения компании);
- досуговые, ориентированные на проведение свободного времени целевой аудиторией (соревнования, концерты, фестивали, поездки).
Событийный маркетинг в современном понимании определяется ка инновационная клиентоориентированная маркетинговая стратегия, позволяющая создать у потребителя ощущение праздничности и свободы выбора, помимо этого он имеет долгоиграющий эффект: рекламируемый продукт становится неотъемлемой частью жизни целевой аудитории.
В России событийный маркетинг является относительно новым явлением. Первые event-агентства возникли в Москве более десяти лет назад. В 2008 году в столице было зарегистрировано примерно 400 агентств; в 2010 уже насчитывалось около 1500 агентств, сейчас более 2000 [5].
Так как само понятие на российском рынке существует не так давно, то существуют некоторые проблемы, которые необходимо решить:
- отсутствие общепринятых мировых стандартов, единой системы для ведения бизнеса,
- нет определенных законов, регламентирующих event-услуги,
- малое количество профессиональных кадров, так как образование event-менеджера только начинает зарождаться,
- свободное ценообразование.
Для решения вышеперечисленных проблем, развития российского рынка организации деловых и праздничных мероприятий, представления интересов российской event-отрасли, распространения актуальных знаний и формирования единых стандартов для ведения бизнеса в 2008 году была создана Национальная ассоциация организаторов мероприятий (НАОМ). НАОМ – это объединение российских компаний, сочетающих безупречную репутацию, колоссальный опыт и высокий профессиональный уровень. Ассоциация соединяет более 60 агентств и компаний, специализирующихся на проведении общественных, городских, корпоративных мероприятий и фестивалей, а также поставщиков соответствующих услуг.
Несмотря на проблемы, в индустрии событийного маркетинга наметилась позитивная тенденция консолидации профессионального сообщества. Постепенно развиваются информационные ресурсы для менеджеров, работающих в этой сфере. Появляются периодические издания и Интернет-ресурсы, посвященные организации специальных мероприятий. Так официальный информационный партнер НАОМ российский отраслевой портал работников индустрии праздников и специальных событий «event-forum.ru» в 2016 году превратился в первую интерактивную онлайн площадку для общения, обмена лучшими практиками, обучения, поиска надежных партнеров и построения эффективного диалога.
Постоянно проводятся исследования event-индустрии. В конце 2016 года было проведено исследование совместно с отраслевым изданием «Live Communication Magazine» по заказу Национальной ассоциации организаторов мероприятий (НАОМ) [5]. В нем участвовали 174 специалиста из 139 компаний, часто организующих мероприятия. На основе их ответов были составлены рейтинги известности агентств среди заказчиков, рыночной доли и удовлетворенности сотрудничеством.
Исследование показало, что за 2016 год экономика event-сегмента стабильна. Опрошенные компании в среднем выделяют на мероприятия четверть своего бюджета на маркетинг: в 2015 году было 24%, в 2016 – 27%. Наибольшая часть маркетинговых вложений в 2016 году ушла на мероприятия у IT-компаний (50%), производителей медицинского оборудования и материалов (45%), фармацевтических и страховых компаний (по 35% в каждом секторе).
Также в ходе исследования были выявлены компании-лидеры: первое место заняло агентство «MarketEmotion», Marketing Division и Redday разделили второе место по сотрудничеству, следующие за ними – Eventum Premo и «Подъежики» можно назвать самыми известными игроками на рынке event-услуг и агенство «MaxiMICE».
Event в России не стоит на месте и постоянно развивается, чему способствуют различные площадки, предназначенные для получения знаний, обмена опытом и развития event-индустрии в целом. Форматов площадок становится все больше и больше. Это могут быть форсайт-сессии, семинары и форумы, интерактивные площадки, вебинары, круглые столы и так далее. Большая часть площадок сконцентрирована в столице: семинар «Event marketing challenge», проект «Забег корпораций», «GlobalEvent.ru Forum (GEF)»). Но есть и те, которые проводятся в регионах: «Winter Event Forum» в Казани, «Summer Event Forum» в Ростове-на-Дону.
К сожалению, в настоящее время событийный маркетинг в России не может конкурировать с рынками других стран, потому что эта сфера недостаточно развита. Но тенденции к развитию event-индустрии, безусловно, способствуют тому, что рынок постепенно становится самостоятельной сферой современного бизнеса в России. Подводя итоги, стоит отметить, что тема, исследуемая автором, на сегодняшний день актуальна для нашего общества. Событийный маркетинг, event-технологии – относительно молодые понятийные категории, пришедшие в Россию из западных стран, и они действительно являются инновационными в сфере маркетинга. В связи с этим, актуализируется необходимость углубленного изучения проблем event-технологий, что позволит использовать их в полной мере в индустрии продвижения компаний.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список использованных источников
1. Бабенко А.А. Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 275-277.
2. Назимко А. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей. – Москва: Вершина, 2007.
3. Новикова М. Российский событийный маркетинг: тенденции и перспектива. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.advlab.ru/.
4. Чернозубенко, П.Е. Событийный маркетинг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/maarketing_terms_s/sobytiynyy_marketing/ (дата обращения: 10.05.2017).
5. Исследование AdIndex и НАОМ: рынок event-услуг глазами заказчиков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adindex.ru/news/researches/2016/09/15/136578.phtml.