Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Понятия компетенция и компетентность в образовании»

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к понятиям компетенция и компетентность.

Ключевые слова: компетенция, компетентность.

В настоящее время происходит переход образовательных учреждений на новые стандарты, так называемые стандарты третьего поколения. Необходимость подобного перехода обоснована во многих научных трудах. Рыночная экономика требует появления новых специалистов, обладающих такими качествами, как активность, креативность, умение работать с людьми, самостоятельность, мобильность, обучаемость, конкурентоспособность. Новый взгляд на стандарты образования подразумевает развитие у учащихся определенного набора компетентностей.

Что же такое компетентность? На этот счет существуют различные подходы. Можно сказать, что точного определения на данный момент не существует. Рассмотрим существующие трактовки данных понятий.

В «Кратком словаре иностранных слов» (М., 1952 г.) приводится следующее определение: «компетентный (лат competens, competentis надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «компетентный» рассматривается как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, понятие «компетенция» — как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; круг полномочий, прав.

В энциклопедическом словаре можно найти следующее определение «компетентность» — определенный законом круг полномочий конкретного органа, должностного лица; знания, опыт в той или иной области.

В словаре иностранных слов компетентность трактуется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, веское авторитетное мнение.

Советский энциклопедический словарь разъясняет понятие «компетенция» как знания и опыт в той или иной области.

В психологической литературе, а именно словаре практического психолога, раскрывается понятие социально-психологической компетентности, «…которая формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную» .

В толковом словаре под редакцией Д.И. Ушакова видны различия между понятиями компетентность и компетенция: «компетентность — осведомлённость, авторитетность; компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

В современной педагогической литературе во многих случаях авторы или переводчики используют слово «компетенция» для обозначения мотивированных способностей и свойств личности, то есть обозначают то, для чего в русском языке используется слово «компетентность». В таких случаях явно проявляется ошибка, распространившаяся в период экспансии английского языка, и состоящая в использовании «ложных друзей переводчика», то есть в переводе слова сходным по звучанию словом из русского языка (например, слово ‘list’, означающее не «лист», а «список» в русском переводе).

Можно заметить, что, во-первых, одни определения компетенции больше ориентированы на внешнее действие, другие – на внутренние особенности; во-вторых, знания обозначены как предпосылка навыков; в-третьих, некоторые определения включают такой элемент, как система ценностей и отношений (табл. 1, 2).

Понятие компетенция чаще применяется для обозначения:

  • образовательного результата, выражающегося в подготовленности, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;
  • такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды;
  • совокупность характеристик (мотивы, убеждения, ценности), обеспечивающая выполнение профессиональной деятельности и достижение определенного результата;
  • соответствие специалиста предъявляемым требованиям компетенции.

Таким образом, общим для всех определений компетенции является понимание ее как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

  • поведение человека в широком спектре жизненных и профессиональных ситуаций;
  • интегрированная характеристика качества подготовки выпускника, категория результата образования;
  • идеальная и нормативная характеристика, некая заранее определенная область знаний, в которой люди, объединенные одной профессией, должны быть осведомлены. К существенным признакам компетентности относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:

Таблица 1. Явные и неявные определения компетентности

Среди всех представленных толкований понятия компетентности можно выделить следующие составляющие:

  • предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен;
  • характеристика деятельности индивида, т.е. понимания им существа выполняемых задач и разрешаемых проблем; умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувства ответственности за достигнутые результаты; способности учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей;
  • базовая характеристика индивида, глубокая и устой-
  • уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);
  • диапазон и широта знаний и умений;
  • способность выполнять специальные задания;
  • способность рационально организовывать и планировать свою работу;
  • способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).

Таким образом, компетентность – это процесс деенаправленного взаимодействия знаний, способностей и субъектных свойств личности для достижения целей в компетенцией и оцениваемая по критериям достижения целей, задаваемым компетенцией.

Таблица 2. Явные и неявные определения компетентности

Можно сделать вывод, что компетенция и компетентность определяются во взаимосвязи друг с другом, причем уровень компетентности (квалификация) зависит от соответствия её требованиям компетенции. Компетенция определяется постановщиком задачи, работодателем, руководителем, а компетентность формируется в процессе обучения и реализуется и развивается в профессиональной деятельности.

Список использованных источников

1. Галиахметова Р.Н. Теоретические аспекты компетентностно-профессионального становления личности в российском образовании. http://info-alt.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=327:2011-09-05- 09-31-20&catid=24:—info11&Itemid=22
2. Гончарова Н.Л. Категории «компетентность» и
«компетенция» в современной образовательной парадигме [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов СевКавГУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2007. — № 5. — Режим доступа: http://www.%20ncstu.%20ru/.
3. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — №2. — С. 42-47.
4. Запевалина О.В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике (в контексте медиаобразования) // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / Отв. ред. О.А.Лапина, Л.А.Иванова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. С.105-111. http://www.hr-portal.ru
5. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.
6. Зимняя И.А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». Авторская версия.— М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/]
8. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» [Текст] / Ю. С. Кострова // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 102-104.
9. Лабикова М.Н. Соотношение понятий «Компетенция» и «Компетентность» в контексте современного образования http://tara.omgpu.ru/documents/konfi/ ped_fak/labik.doc
10. Тришина С. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования http://www.eidos.ru/journal/index.htm
11. Уиддетт, С. Руководство по компетенциям [Текст] / С. Уиддетт, С. Холлифорд. – М.: ГИППО, 2008. – 228 с. – ISBN 978-5-91606-001-0.
12. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция»//Успехи современного естествознания. – 2007. — №3 — С. 67-68.
13. Хлызова Н.Ю. Интерпретация понятий «компетентность» и «компетенция»: к проблеме систематизации научной терминологии // Медиаобразование: от теории – к практике / Составитель И.В.Жилавская; Ч.2. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008
14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. -№ 2. — 58-64.
15. Ярыгин А.Н., Ярыгин О.Н. Дискретная математика как инструмент формирования интеллектуальной компетентности.- М.: Изд-во МГУПП, 2011.-360 с.- ISBN 978- 5-9920-0149-5
16. Коростелев А. А., Ярыгин О. Н. Комптентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Вектор науки ТГУ. №1(8). 2011 191 М.В. Кондурар
ПОНЯТИЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ В… Тольяттинского гос. ун-та. – Тольятти. – 2011. — 2(5). — С.212-220
17. FRANCOISE DELAMARE LE DEIST & JONATHAN WINTERTON Что такое компетенции? Источник: Human Resource Development International, Vol. 8, No. 1, 27 – 46, March 2005 Перевод: Епутаев Ян Юрьевич Toulouse Business School, France http://www.hr-portal.ru/article/chto-takoe-kompetentsii

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

4744

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке