Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблема адаптации студентов направления подготовки «государственное и муниципальное управление» к исполнению обязанностей на должностях государственной и муниципальной службы»

Аннотация: в статье проведен анализ современной системы подготовки кадров по специальности «государственное и муниципальное управление» и определены основные проблемы. В завершении статьи автор определяет направления решения сложившихся проблем.

Ключевые слова: адаптация, студент, государственное и муниципальное управление, служба.

Направление «государственное и муниципальное управление» призвано готовить квалифицированных служащих для государственных и муниципальных нужд, однако, в силу ряда причин, далеко не все остаются работать на государство. Низкая заработная плата, в особенности на первом этапе карьеры, медленный служебный рост, где бо́льшую роль играет стаж, сказываются негативным образом на молодых кадрах. Значительным препятствием видится то, что студенты, обучающиеся по этому направлению, не имеют полного представления о работе в органах власти и по окончании обучения приходят к выводу, что выбрали неподходящее для них направление подготовки.

Современная система подготовки государственных и муниципальных служащих не обеспечивает должный уровень снабжения органов власти профессиональными молодыми кадрами. Основная проблема состоит в том, что процесс обучения не может заранее показать студенту будущую сферу его деятельности в полном объеме. В ходе поступления на направление подготовки «государственное и муниципальное управление», у родителей и абитуриентов возникают закономерные вопросы: что ожидает по окончании обучения?, куда можно будет пойти работать с этим образованием?, берут ли с ним в частные организации? С такими и иными подобными вопросами люди обращаются на различные тематические интернет-форумы. В процессе обучения этот вопрос полностью не раскрывается, несмотря на получение качественной теоретической подготовки и прохождения практики в государственных и муниципальных органах власти.

Служащий, по своей природе, является одновременно и субъектом, и объектом карьерного роста. Его субъектность определяется самостоятельностью в выборе карьерных стратегий, методов развития. Однако, в силу сложности организации иерархических отношений в системе государственной и муниципальной службы и действия внешних факторов, служащий является и объектом воздействия со стороны системы, которая может блокировать его карьерные устремления, или задать иную траекторию карьерного роста [4].

Используя полученные знания, некоторые выпускники идут работать в частный сектор, дающий больше перспектив, что можно расценивать как неэффективные затраты государства на подготовку будущих государственных и муниципальных служащих.

Корень проблемы подготовки бакалавров по направлению «государственное и муниципальное управление», на наш взгляд, состоит в том, что теоретические знания слабо подкрепляются практическими навыками и наглядными представлениями о работе служащего.

В целях разрешения данной проблемы необходимо планомерно, начиная с первого курса обучения, знакомить студентов со спецификой работы в органах власти, как на должностях государственной гражданской, так и муниципальной службы.

Прежде всего, в рамках адаптации студентов первых курсов обучения необходимо организовывать посещение органов власти учебными группами, знакомить их с внутренним устройством, порядком работы, в том числе с кадровой службой и руководством будущими нанимателями.

В дальнейшем органам власти, в особенности муниципалитетам, рекомендуется привлекать студентов вторых, третьих курсов к работе в качестве общественных помощников. Трудиться студенты могут на безвозмездной основе в свободное от учебы время, оказывая помощь и набираясь практического опыта в органе власти, по примеру института общественных помощников следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации. Многим молодым людям будет интересна работа, например, в отделе по культуре, спорту и молодежной политике, иначе говоря, произойдет совмещение приятного с полезным. Это позволит им ознакомиться с положением дел в органах власти, условиями работы и научит применять на практике имеющуюся теоретическую базу знаний в области государства и права. На данном этапе студент сможет точно определиться, будет ли он в будущем трудиться на должностях государственной и муниципальной службы.

Предлагается разработать положение об общественных помощниках в органах государственной власти и местного самоуправления, согласно которому положительно зарекомендовавших себя общественных помощников, проявивших интерес к совершенствованию своих умений и навыков и желающих поступить на службу в органы государственной власти и местного самоуправления, зачислять на конкурсной основе в кадровый резерв для последующего трудоустройства [3].

Для окончательной адаптации студентов к исполнению обязанностей на должностях государственной и муниципальной службы в Пермском крае предлагается ввести в действие институт стажерства, используя опыт Ростовской и Белгородской областей. Данный институт будет служить в целях привлечения и эффективного использования на гражданской службе высококвалифицированных молодых специалистов, создания условий для реализации ими творческого потенциала, а также практического применения профессиональных знаний, умений и навыков, полученных ими в результате теоретической подготовки. Например, согласно положениям Закона Ростовской области «О государственной гражданской службе Ростовской области» от 26 июля 2005 года N 344-ЗС, на должности стажеров могут быть приняты лица, получившие высшее образование в текущем календарном году, а также студенты, обучающиеся на последнем курсе образовательной организации высшего образования. Работают студенты на условиях трудового договора, получая заработную плату в размере, не меньше месячного денежного содержания специалиста первой категории [1, 2].

Весь механизм адаптации студентов может работать без законодательного закрепления, достаточно наладить взаимодействие образовательных организаций с органами власти не только в рамках учебных, производственных и преддипломных практик, но и в сфере формирования будущего кадрового резерва. Немаловажна активная роль кадровой службы по привлечению студентов соответствующих направлений подготовки к общественной и производственной деятельности. По окончании обучения, государство будет получать кадры, «подкованные» не только теоретически, но и имеющие реальный опыт работы, готовые продолжить работу в выбранном, еще в процессе обучения, органе государственной власти или местного самоуправления.

Список использованных источников

1. О государственной гражданской службе Ростовской области: закон Ростовской области от 26.07.2005 № 344-зс // Наше время. 2005. №185-186.
2. Об институте стажерства при правительстве области: постановление правительства Белгородской области от 28.07.2006 № 161-пп // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2006. № 90.
3. Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации: приказ Следственного комитета Российской Федерации от 04.05.2011 № 74 [сайт] URL: http://docs.cntd.ru/document/902284562 (дата обращения 17.05.2017)
4. Хуснутдинова А. И. Специфика построения карьеры государственными гражданскими служащими. // Вестник Казанского технологического университета. 2011. Вып. 13. С. 192–195.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1239

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке