Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Рабады средневековых городищ: историческая топография испиджабского округа»

Аннотация. Средневековые города Южного Казахстана на данном этапе хорошо изучены. Но рабады этих городищ изучаются в меньшем количестве, из-за частого их неполного выявления. Связано это и с современной деятельностью человека, и с отсутствием технических средств в недавнем прошлом. С помощью исторической топографии и ГИС технологий возможно появление новых данных о предместьях средневековых городов Испиджабского округа.

Ключевые слова:  Средневековье, археология, история, топография, рабад.

Испиджабский историко-культурный округ расположен на территории Южно-Казахстанской области. С северной части округ граничит с горами Каратау, с восточной части с отрогами Тянь-Шань – Каржантау, с запада – рекой Арысь.

На этой территории имеется большое количество рек, берущих начало в горах и впадающих в р. Арысь. В поймах этих рек всегда проживали люди, но основное время заселения данной территории приходится на средневековье.

За последние 150 лет города Испиджабского округа изучены на должном уровне. Подробно историю академического изучения и связь с такими учеными как В.В. Бартольд, Н.П. Остроумов, А.Н. Бернштам и др. дает Б.А. Байтанаев в своей монографии [1, с. 12-18].

В послевоенные годы изучением Испиджабского округа в основном занимались Е.И. Агеева и Г.И. Пацевич. В итоге, была издана работа с историко-географическими и археологическими данными, которая на долгие годы стала основным трудом по средневековой археологии Южного Казахстана [2]. Стоит заметить, что в этой книге представлены очень важные историко-топографические данные, которые и сейчас имеют актуальность.

Знаковой и особо важной для археологии Южного Казахстана стал Свод памятников истории и культуры. Над его изданием трудились десятки ученых в течение долгого времени [3]. Издание свода планировалось в Советское время, но был он издан только в 1994 году.
В последние годы изучением Испиджаба-Сайрама, а также Испиджабского округа занимается Б.А. Байтанаев. Вся работа по изучению памятников отображена в его докторской диссертации [4].

Испиджаб-Сайрам состоял из трех частей – цитадели, шахристана и рабада. Подобное деление характерно для средневекового города Средней Азии. Цитадель Испиджаба совсем не выделяется в топографическом плане. Вокруг шахристана расположена значительная территория рабада, где в основном находились рынки и сады, земельные участки и усадьбы. Данные территории были окружены двойными стенами, для обеспечения безопасности населения. Территория городища как в районе шахристана, так и на рабаде на данный момент сильно заселены.

Рабады Испиджаба-Сайрама описываются у арабского географа X века ал-Макдиси в труде «Ахсан ат-такасим фи-ма’рифат ал-акалим» следующим образом «…Исбиджаб большой окружной город. Он имеет рабад и населенную медину…

Рабаты: рабат нахашебцев, рабат бухарцев, рабат самаркандцев, рабат Каратегина… Говорят что в нем (городе) 1700 рабатов». Неудивительно, что и сейчас находят поселения-рабады даже в отдаленных от шахристана частях. Связать такое наличие рабадов и соответственно разнообразного населения можно только с тем, что у Испиджаба-Сайрама отсутствовали налоги. Это подтверждает и ал-Макдиси [5, с. 80-81].

В случае с выявлением рабадов помимо письменных источников в помощь исследователям приходят данные ГИС. Хочется заметить, что используя ГИС технологии в ходе исследования, ни в коем случае не следует пренебрегать классическими способами. Топографическая съемка, выполненная с помощью тахеометра – всего лишь вспомогательный ресурс для последующих исследований. После создания топоплана, на исследуемой территории обязательно делаются контрольные шурфы для выявления культурных слоев, конструкций, керамического материала.
Разведочные работы, развернутые в 2004 году выявили наличие материала в виде керамики Х-XII вв. По мнению Б.А. Байтанаева, рабады Испиджаба-Сайрама имели тип усадеб вдоль системы орошения — арыков. Также, исследователь находит прямые аналогии в керамическом материале с Шашем и Таразом в развитое средневековье. Немного осложняет работы по выявлению рабадов – повсеместные насаждения на участках, расположенных в частной собственности. Естественно, расположение рабадов Сайрама было не только вдоль арыков, но и вдоль реки Сайрамсу, по левому берегу. Материалы раскопов в данном районе подтверждают начало развития данных рабадов в эпоху караханидов [6, с. 64-68].

В 2011 году, в ходе очередного полевого сезона на городище Сайрам были обнаружены слои караханидского времени на окраинах шахристана – начале рабада в северо-западной части города, недалеко от мавзолея Ботбай-ата и в непосредственной близости к современному мусульманскому кладбищу.

Также при изучении ряда рабадов городища Сайрам в 2014-2015 годах были выявлены новые данные о заселении северных границ Испиджаба. Так, были обнаружены ряд однослойных поселений-рабадов караханидского времени.

В 2014 году во время разведочных работ в северной части современного поселка были обнаружены подъемный керамический материал, а при закладке шурфов – пахсовые конструкции. Сама территория рабада – небольшое возвышение аморфной формы. Судя по всему, рабад состоял из нескольких помещений и представлял собой усадьбу отдельного землевладельца. К сожалению, значительная часть поселения-рабада была снивелирована в ходе хозяйственной деятельности человека. По мере вскрытия площади были обнаружены конструкции жилищ развитого средневековья с сопутствующим керамическим материалом караханидского времени. Пахса в конструкции практически не сохранилась, но были зафиксированы каменный фундамент и элементы помещений в виде очагов и сандалов – глиняных подставок перед очагами.

В этом же году в ходе работ в южной части Сайрама, в непосредственной близости к Сайрамсу были выявлены раннесредневековые и слои развитого средневековья.

В 2015 году разведочные работы в северо-восточной части Сайрама также выявили один из рабадов Испиджаба. На поверхности исследуемой территории были выявлены фрагменты керамики – подъемный материал. Само место нахождения рабада в топографии выглядит как небольшое аморфное возвышение. На поверхности были заложены разведочные шурфы. В шурфах 17, 18 и 19 были обнаружены фрагменты караханидской керамики. Также в данных шурфах были обнаружены фрагменты стен и очаг в разрезе.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Сравнивая топографию рабада Испиджаба с другими городищами региона, можно привести пример средневекового Саурана. Городище Сауран, также как Испиджаб имело разную степень заселенности в разное время. Смагулов Е.А. разделяет зоны города на три составляющих. Зона, прилегающая к шахристану, укрытая за крепостными стенами имела площадь около 2000 га [7, c. 46-47]. Сауран, как и Испиджаб – пограничный город, имел внешнюю стену, защищающую от набегов. Топография этих городищ аналогична, за некоторыми исключениями.

В южных районах Средней Азии, рабады городища развивающегося синхронно с Испиджабом – средневекового города Ахсикет. Ахсикет – столица древней и средневековой Ферганы. По мнению Анарбаева А.А. на городище Ахсикет присутствуют усадьбы небольших размеров. То есть, всхолмления с вскрытыми затем помещениями средних размеров, и есть рабады Ахсикета.

Керамический материал синхронен керамике Испиджаба и датируется IX-X вв [8, с. 271-275].

Городище Шымкент, на территории одноименного современного города – один из самых крупных объектов, расположенных в непосредственной близости к Испиджабу-Сайраму. На городище Шымкент на протяжении долгих лет продолжались археологические работы, результатом которых стала монография, упомянутая выше [1].

В нескольких километрах севернее Сайрама имеется городище Хурлуг. Данное городище является памятником Испиджабского историко-культурного округа. В 2014 году в ходе исследований в предместьях Хурлуга были заложены контрольные шурфы. Были обнаружены разрозненные конструкции и керамический материал.

Очень плотное заселение шахристана и рабада Испиджаба, усиленная урбанизация в современности, казалось бы, не дают должным образом изучить данный памятник. Но, дело обстоит по иному, так как постоянное строительство, прокладка коммуникаций дают археологам дополнительные средства в изучении памятников Испиджабского историко-культурного округа.

Несмотря на степень изученности, существует ряд вопросов, которые еще только предстоит решить ученым. Безусловно, главным образом стоит вопрос об изучении прилегающих к городищам рабадам, караван-сараям, поселениям.

Исследования продолжатся и дальше, и вероятнее всего в ближайшее время о рабадах Испиджаба и близлежащих памятников Испиджабского историко-культурного округа будет известно намного больше.

Список использованных источников

1. Байтанаев, Б. А. История Шымкента: 2200 лет по археологическим источникам. – Алматы, 2012. – 252 с.
2. Агеева, Е. И., Пацевич, Г. И. Из истории оседлых поселений и городов Южного Казахстана // Труды Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. – Алма-Ата, 1958. – Т.5. – с. 3-215.
3. Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. – Алматы: Казакэн-циклопедиясы, 1994. – Т.1. – 368 с.
4. Байтанаев, Б. А. Древний и средневековый Испиджаб [текст]: дис. на соиск. учен. степ. д-ра. ист. наук (07.00.06) / Байтанаев Бауыржан Абишевич; Институт археологии им. А.Х. Маргулана. – Алматы, 2008. – 305 с.
5. Волин, С. Сведения арабских источников IX-XVI вв. о долине реки Талас и смежных районах // Труды Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. – Алма-Ата, 1960, – Т.8. – с. 72-92.
6. Байтанаев, Б. А. К вопросу о топографии и стратиграфии городища Сайрам // Известия Национальной академии наук Республики Казахстан. Серия общественных наук. – Алматы, 2007. – 1(253). – с. 62-81.
7. Смагулов, Е. А. Древний Сауран. – Алматы: «АБДИ-Компани», 2011. – 436 с.
8. Анарбаев, А. А. Ахсикет – столица древней Ферганы // Институт археологии им. Я. Гулямова АН РУз.: – Ташкент: «Tafakkur», 2013. – 535 c.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1132

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке