Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Развитие авиамобильных подразделений МЧС России»

Аннотация. В настоящее время активно проводится реформирование системы безопасности территорий и населения Российской Федерации; в этом процессе задействованы структурные подразделения МЧС России. Внедряется дифференцированный подход к обеспечению безопасности населения и территорий с учетом рисков и вклада территорий в экономическую конкурентоспособность страны. Повсеместно идет сокращение стационарных пожарных частей МЧС России; они замещаются десантными отрядами и авиамобильными подразделениями. Статья исследует процесс развития авиационной базы МЧС России.

Ключевые слова: авиация, безопасность, авиамобильные подразделения МЧС России.

Авиация МЧС России была образованна 10 мая 1995 года в соответствии с постановлением Правительства РФ №457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России». Этот день официально принято считать днем создания авиации Российского МЧС. Данная дата является официальным днем создания авиации МЧС России. Однако свою историю авиация МЧС России ведет с момента, когда Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 года № 305 в подчинение Государственного Комитета по делам ГО ЧС (ГКЧС) из состава Министерства обороны Российской Федерации с войсками ГО в распоряжение Центрального, Уральского, Сибирского и Дальневосточного региональных центров передавались четыре отдельных вертолетных отряда.

К июню месяцу 1992 г. ГКЧС принял девять вертолетов Ми-6 и 16 вертолетов Ми-8. С данным парком авиатехники выполнять задачи по ликвидации ЧС на огромном пространстве страны было непросто. Ответственность, возложенная на МЧС России по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требовала создания сильной авиационной структуры министерства, способной собственными силами и средствами решать задачи на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Однако малочисленный парк старой, изношенной авиационной техники не позволял своевременно и качественно реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации, особенно в отдаленных регионах   страны.   Поэтому   с   первых   дней создания «чрезвычайной службы» России стало очевидным: чтобы в кратчайшие сроки приходить на помощь людям, терпящим бедствий в различных районах страны и мира, нужна «чрезвычайная» авиация. Для решения спасательных и гуманитарных задач нужен был парк новой разнообразной авиационной техники и подготовленные специалисты. Ведь ни одна задача по выполнению или обеспечению в зоне ЧС, как известно, практически не может быть успешно решена без эффективного применения авиации. Благодаря стремлению и заботам предыдущего министра С.К. Шойгу авиация в МЧС России появилась.

За время существования авиация МЧС России принимала участие почти в 400 спасательных и гуманитарных акциях международного, российского и регионального характера. В 1993 году ГКЧС России были приобретены для решения задач авиационного обеспечения первые два самолета Ил-76ТД и переданы Государственному центральному аэромобильному отряду «Центроспас». Но, поскольку отряд не имел штатного авиационного подразделения летного и инженерно-технического состава, эксплуатацию поступившей авиатехники по договору осуществляли специалисты авиакомпании летчиков-испытателей «АЛИС». Инициаторами такого сотрудничества был Председатель ГКЧС С.Шойгу. Оно стало первым шагом к созданию авиации МЧС России.

Начало 1994 года ознаменовалось преобразованием ГКЧС России в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Вскоре, среди первых документов разработанных в министерстве, была принята Концепция авиационного обеспечения МЧС России. Для решения задач МЧС нужна была современная многофункциональная авиационная техника. С этой целью руководство МЧС заказало вертолетной фирме «Камов» разработку аварийно-спасательного вертолета легкого типа – КА-226, который планировалось применять в поисково-спасательных работах в особо сложных условиях в обстановке городской застройки, а также для патрулирования крупных автомагистралей, доставки пострадавших в клиники и больницы, экологического мониторинга окружающей среды. К сожалению, выпуск вертолета КА-226 затянулся, мы были вынуждены приобрести Ка-32. Не отказываясь от КА-226, руководство министерства рассматривает возможность закупки вертолета «Ансат». ТАНТК имени Бериева министерство заказало многоцелевой самолетамфибию Бе-200, определив весьма разнообразный круг его задач: выполнение грузовых и пассажирских перевозок, тушение пожаров посредством сброса воды или огнегасящей жидкости, патрулирование лесных массивов, поисково-спасательные работы на воде, оказание медицинской помощи, контроль за прибрежными водами и экономическими зонами, мониторинг экологической обстановки. Для руководства созданием, применением и развитием авиации был необходим руководящий и координирующий орган.

Приказом МЧС России от 28 сентября 1994 года № 590 в составе Департамента управления было создано Управление авиации на базе авиационно-транспортного отдела Главного управления экстренного реагирования и отдела авиации Управления войск гражданской обороны. 7 июля 1995 г. в соответствии с приказом МЧС № 482 Управление авиации стало самостоятельным органом управления.

Чеченские события 1994-1995 годов явились серьезным испытанием для МЧС России и создаваемой авиации. Вместе с авиацией МО и МВД России, обеспечивавших переброску воинских подразделений и частей, боевой техники в район вооруженного конфликта, авиация МЧС России выполняла гуманитарные задачи, эвакуацию беженцев, больных и раненых из районов боевых действий, поставляла грузы гуманитарной помощи. С началом чеченского конфликта был сформирован отдельный вертолетный отряд для выполнения гуманитарной миссии.

На вертолетах летчики министерства только за январь-апрель 1995 года совершили 654 боевых вылета. Под постоянными обстрелами бандитских формирований из пунктов боевых действий авиагруппа эвакуировала 4112 человек раненых, больных, беженцев. В различные районы вооруженного конфликта вертолетами оперативной группы МЧС России было доставлено 317 тонн продовольствия, медикаментов и гуманитарных грузов. Вертолетчики (командир отряда С. Зикеев) организовали эвакуацию раненых и больных непосредственно с поля боя в госпитали и больницы. Неоднократно подвергавшиеся стрелковому обстрелу, но не потеряли ни одного летательного аппарата, ни одного экипажа. Первыми авиаторами МЧС России, получившими боевые награды за спасение людей стали: полковники Гарин В., Пластков А., Зикеев С., Мирошниченко О., Мудренов В., Бортан С., Павлов А., генерал-лейтенант запаса Козлов Л.

10 июля 1995 года приказом МЧС России № 147 начальником Управления авиации МЧС России назначен полковник Закиров Рафаиль Шаку-

рович. Возглавив Управление авиации, он непосредственно занялся формированием органов управления авиацией МЧС России, летных подразделений, под его руководством создавалась Концепция авиационного обеспечения МЧС России, шло становление ГУАП. Вместе со специалистами управления он занимался разработкой новых авиационных технологий и их практическим применением при проведении спасательных операций, что впоследствии позволило оперативно и грамотно использовать авиацию для выполнения задач авиационного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории России и за рубежом.

В 1998 году летчики МЧС России приобрели первый опыт тушения лесных пожаров за рубежом. Экипаж на самолете Ил-76ТД помогали бороться с крупными лесными пожарами в Хорватии и Греции. Всего в 1998 году экипажи ГУАП за рубежом выполнили 156 полетов на тушение пожаров.

1 февраля 2002 года Государственное унитарное предприятие МЧС России было переименовано в Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России.

В 2003 году авиация МЧС России получила самолет нового поколения – многоцелевую амфибию Бе-200ЧС. Летный и инженерно-технический состав прошел переучивание на учебной базе ТАНТК им. Бериева. Летчики освоили полеты с воды и посадку на воду. Характерно, что первым освоил и вылетел на самолете Бе-200ЧС начальник авиации Р.Ш.Закиров.

7 января 2005 года Президент страны В.Путин принял решение о наращивании гуманитарной помощи пострадавшим странам, и в работу вновь включились авиаторы министерства.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В 2008 г. во время проведения гуманитарной операции в Южной Осетии авиация принимала самое активное участие в ликвидации последствий вооруженной агрессии Грузии против этой республики. Самолеты и вертолеты МЧС России за время операции доставили населению республики около 3000 тонн грузов гуманитарной помощи, эвакуировали раненых и больных в лечебные учреждения. Летные экипажи провели в воздухе 677 часов, выполнили более 150 полетов.

При выполнении боевых задач на место ЧС доставляются спасатели, медицинская служба, гуманитарная помощь и аварийно-спасательное оборудование. Участие в поисково-спасательных работах, включающая в себя воздушную разведку местности наведение поисково-спасательных групп, десантирование спасателей и эвакуация раненных и пострадавших.

В рамках гуманитарной деятельности МЧС России, авиация привлекается для гуманитарной помощи и эвакуации граждан Российской Федерации и подданных стран СНГ.

Авиамобильные подразделения и единицы техники расположены в субъектах:

Центральный ФО: аэропорт «Мячиково» Московская обл., г. Жуковский (Ми-8, 2ед.; Ми-26 1 ед.; Ка-32, 2ед.; Бо-105, 2ед.); аэропорт «Семязино» Владимирская обл. (Ми-8, 1 ед.); аэропорт «Стригино» Нижегородская обл. (Ми-8, 3 ед.); аэропорт «Змеево» тверская обл. (Ка-32, 1ед.).

Южный ФО: аэропорт «Ростов-на-Дону» Ростовская обл. (Бе-200ЧС, 1ед,; Ми-8, 1 ед.; Ка-32, 1 ед.; Ми-26, 1 ед.); аэропорт «Геленджик» Краснодарский край (Ми-8, 1 ед.; Ка-32, 1 ед.); аэропорт «Махачкала» Республика Дагестан (Ми-8, 1ед.; Ка- 32, 1 ед.); аэропорт «Сочи» Краснодарский край, г. Адлер (Ка32, 1 ед.); аэропорт «Минеральные воды» Ставропольский край (Ка-32, 1 ед.; Ми-8, 1 ед.)

Крымский ФО: аэропорт «Симферополь» Республика Крым г. Симферополь ( Ми-8, 2 ед.).

Северо-Западный ФО: аэропорт «Пулково» Ленинградская обл., г. Санкт-Петербург(Ми-8, 1 ед.; Ка-32 2 ед.); аэропорт «Храброво» Калининградская обл. (Ми-8, 1ед.).

Приволжский ФО: аэропорт «Стригино» Нижегородская обл. (Ми-8, 3 ед.); аэропорт «Казань» Республика Татарстан ( Ми-8, 1 ед.).

Уральский ФО: аэропорт «Кольцово» Свердловская обл. (Ми-8, 3 ед.).

Сибирский ФО: аэропорт «Емельяново» Красноярский край (Ми-8, 5 ед.; Ми-26, 1 ед.; Ан-74, 1 ед.; Бе-200ЧС, 2ед.); аэропорт «Абакан» Республика Хакасия (Ми-8, 1 ед.); аэропорт «Иркутск» Иркутская обл. (Ми-8, 1 ед.).

Дальневосточный ФО: аэропорт «Центральный» Хабаровский край (Ми-8, 4 ед.; Ан-74, 1 ед.; Ми-26, 1ед.; Бе-200ЧС, 2 ед.); аэропорт «Якутск» Республика Саха (Ми-8, 1 ед. Ми-26, 1 ед.); аэропорт

«Магадан» Магаданская обл. (Ми-8, 1 ед.); аэропорт «Кневичи» Приморский край, г. Владивосток (Ми-8, 1 ед.); аэропорт «Хомутово» Сахалинская обл. (Ми-8, 1 ед.); аэропорт «Елизово» Камчатский край (Ми-8, 1 ед.).

Техническое оснащение. На 2011 г. авиация Министерства насчитывает 53 воздушных судна — 18 самолётов и 35 вертолётов. Самолётный парк состоит из воздушных пунктов управления на базе самолётов Ил-62 М и Як-42 Д, транспортно-десантных Ил-76 ТД, транспортных самолётов короткого взлёта и посадки Ан-74, многоцелевых самолётов Ан-3 Т и противопожарных Бе200ЧС. Вертолётный парк включает вертолёты Ми-8 и Ка-32, лёгкие аварийно-спасательные вертолёты Бо-105 и Бк-117, а также тяжёлые многоцелевые вертолёты Ми-26Т.

Кроме того, в трёх отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д.

В декабре 2015 года в МЧС России была создана Авиационно-спасательная компания. Парк воздушных судов АСК насчитывает девять самолетов: пять Ил-76 и два Ан-148, а также новые приобретения — два лайнера «Сухой Супеджет — 100». МЧС является первым заказчиком серийной партии самолета-амфибии Бе-200ЧС, по своим техническим характеристикам не имеет аналогов в мире. Многоцелевой самолет Ан-3Т, способен перевозить 2 тонны груза на дальность до 1250 км со скоростью 250 км/ч, так же используется в качестве противопожарного самолета т.е. с забором воды с поверхности водоема.

Для ликвидации последствий разливов нефтепродуктов была разработана система ВОП-3 (вертолетный опрыскиватель подвесной) для очистки загрязненных участков территории и дезактивации зараженных участков местности.

Созданные авиационные спасательные технологии и технологии пожаротушения имеют огромный авторитет не только в Российской Федерации, но и за рубежом.

Перспективы развития. Предстоит масштабная работа по совершенствованию авиационно-спасательных технологий поиска и спасению людей и ликвидации пожаров. Так же совершенствование нормативно правовой базы, упрощающей полеты над крупными городами и создание материально-технической базы. В планах у авиаторов создание механизмов предупреждений и катастроф. Своевременное реагирование применение авиации для воздушной, химической и радиационной разведки в ЧС.

Список использованных источников

1. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования: Науч.- аналит. сб. 2015. Т.5. № 1.
2. Отечественное – лучше. Инновации в МЧС России //Основы безопасности жизнедеятельности. 2015. № 1. с. 2-7
3. Авиация МЧС России [Электронный ресурс] http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88566/

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1399

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке