Аннотация. В статье анализируется роль института политических партий в системе государственного управления. Подчеркивается, что данный институт на современном этапе развития российского общества теряет свое значение, уступая институту Президентства и Правительства.

Ключевые слова: политический институт, политическая система, политические партии, партии, политическая власть, государственное управление, законодательная инициатива.

Главное отличие политических партий от общественных организаций – стремление к завоеванию и получению политической власти и возможности участвовать в государственном управлении. Согласно действующему законодательству РФ, общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. А политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия  граждан в политической жизни общества посредством  формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также  в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Уже по законодательному определению можно заметить упоминание об участии партий в представлении интересов населения в государственных властных структурах и органах местного самоуправления, что подчеркивают ключевую роль партий в системе государственного управления.

Однако на современном этапе развития российского общества роль партий в большинстве случаев представляется несущественной. Начиная приблизительно с 2004–2005 гг., влияние законодательных органов власти начало снижать, и, следовательно, уменьшалось значение партий. Если во времена существования СССР политические решения принимались Политбюро или на партийных съездах, а органы государственной власти (Советы и министерства) лишь оформляли эти решения, то сегодня, наоборот, решения вырабатываются в Администрации Президента  и  Правительстве  (в регионах – в аппарате губернатора), а депутаты от политических партий в представительных органах обеспечивают их формально-юридическое закрепление. Данный факт подчеркивает снижение значимости роли политических партий в системе государственного управления.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Сегодня политические партии выступают основным, центральным агентом коммуникации, не являясь формально-закрепленным органом власти. Во многом это связано с советским прошлым, когда формальные институты власти не представляли собой центр принятия политически-важных решений. Граждане  в то время знали, куда обращаться в случае возникновения проблем – в местные органы Коммунистической партии. Казалось бы, сегодня эту роль играют политические партии (а в большинстве своем «партия власти», в лице которой выступает «Единая Россия»). Однако практика показывает, что на местах это часто совсем не так. Хотя поток обращений граждан в приемные отделения партий (в том числе и «Единую Россию») весьма плотен, едва ли не сильнее, чем в администрацию и Правительство, но, судя по всему, это связано не с влиянием партий, а с тем, что через них граждане рассчитывают успешнее достучаться до «первых лиц» федерального уровня: общественные приемные В.В. Путина и Д.А. Медведева.

Согласно мнению А.С. Епифанова и Т.В. Растимешиной, на сегодняшний день партии «лишены политического веса и являются слабым, почти невесомым субъектом политических процессов», что предполагает слабость партий в участии в процессе государственного управления.

Эффективность участия политических партий в системе государственного управления в современной России низка. Данный тезис подтверждается результатами исследования генерального директора Центра научной политической мысли С.С. Сулакшина, который применил количественные методы. Так, приняв за 100% все законы, принятые Государственной Думой с 1996 по 2007 г., можно заметить, что из законодательных инициатив депутатов Государственной Думы РФ форму законов приобрели только 14%, а Президента РФ — 87,57%. При этом «пороговым» можно считать 2000 г., когда одним из активных субъектов законодательной инициативы стало Правительство РФ (законодательная эффективность – 74%). Итак, партии, для которых главным каналом участия в процессах осуществления государственной власти является законодательный процесс, фактически не проявляют законодательной инициативы.

Сокращение состязательности законодательного процесса ставит проблему сужения диалогического пространства общество-власть-власть, ограничивая и функции политических партий, связанных с реализацией представительства интересов социума и его отдельных групп.

В современной России не отлажены и такие механизмы, как консультирование власти по важным вопросам идеологии и практики общественной жизни, научная поддержка административных институтов, давление со стороны отдельных политических партий.3 Некоторый упадок представительской значимости института политических партий показывают и результаты социологических опросов. Уровень одобрения граждан  к  партиям составляет около 42%, что ниже, чем к правоохранительным органам и средствам массовой информации, и значительно меньше, чем к армии и церкви.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной России партии как институты государственного управления функционируют неэффективно наряду с институтом Президента и органами исполнительной власти. Причиной данного явления может выступать рост бюрократического аппарата и централизации власти.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). – 137 ст.
2. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016)
«О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016) // Российская газета. – № 133. – 14.07.2001. – 48 ст.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 22.05.1995. – № 21. – 54 ст.
4. Епифанов А.С., Растимешина Т.В. Эффективность влияния политических партий России на процессы политического управления// Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2012. – № 3 (7). – С. 94 – 100.
5. Одобрение деятельности общественных институтов. Исследование Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). – 2016. [Электронный ресурс] URL: http://wciom.ru/news/ ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov/ (Дата обращения: 25.08.2016).
6. Подъячев К.В. К вопросу о роли политических партий в системе государственного и муниципального управления в регионах России// Власть. – 2014. – № 10. – С. 129 – 135.
7. Попов И.Е. Институт права граждан на обращения в органы власти: проблемы понятия и принципиальные особенности// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2009. – № 17. – С. 90 – 94.
8. Сулакшин С.С. Политическая и партийная система России и государственное управление // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2010. – Т. 3. – № 1. – С. 85 – 103.