Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Система экономической безопасности российской федерации и меры по ее укреплению «

Аннотация. В статье анализируются основные угрозы экономической безопасности как фундаментальному элементу национальной безопасности. Автором обосновывается собственная концепция системы экономической безопасности, включающая правовые основы, субъекты, субъекты, объекты и основные угрозы, а также приводится комплекс мер по ее укреплению.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовый суверенитет, национальная безопасность.

В условиях социально-экономического кризиса, санкционного давления вопросы финансового суверенитета и экономической безопасности в целом приобретают особую актуальность для России. Именно экономическая безопасность является главным «слабым звеном» в системе национальной безопасности России. Ключевым представляется тот факт, что все остальные виды безопасности являются, по сути, производными, то есть напрямую зависят от состояния национальной экономики. Только эффективная система обеспечения экономической безопасности может быть гарантом суверенитета, стабильности и устойчивого развития.

Сам термин «экономическая безопасность» был впервые использован Ф. Рузвельтом еще в 1934 году. В нашей стране государство и научное сообщество стали акцентировать внимание на этой проблеме лишь в постсоветский период. Первыми наиболее полно теоретическую сторону вопроса были рассмотрены академиком Л. Абалкиным2. В настоящее время российское высшее политическое руководство стоит на стратегической развилке – выборе пути экономического развития. Экономический совет при президенте России предложил Владимиру Путину две модели развития экономики страны – бюджетное стимулирование (Б. Титов, С. Глазьев) и бюджетную консолидацию (А. Кудрин)1. Кризисные явления в экономике России вызывают обоснованную тревогу за общее состояние национальной безопасности. Однако, все проводимые экономические меры носят в основном реакционный, фрагментарный и поверхностный характер.

Экономическую безопасность можно определить как динамическую защищенность национальных  экономических  интересов  от внутренних и внешних угроз, выражающуюся в стратегической независимости, стабильности, конкурентоспособности национальной экономики, устойчивом социально-экономическом развитии.

Экономическая безопасность носит сложный, комплексный характер и включает в себя такие подвиды как:

  • финансовая безопасность;
  • энергетическая безопасность;
  • продовольственная безопасность;
  • научно-технологическая (интеллектуальная) безопасность;
  • транспортная безопасность;
  • безопасность собственности и др.

Система экономической безопасности включает 4 основных элемента:

  • правовая основа экономической безопасности;
  • субъекты обеспечения экономической безопасности;
  • объекты экономической безопасности;
  • угрозы экономической безопасности. Раскроем их содержание.

1. Правовая основа экономической безопасности базируется на следующих профильных документах:

  • Стратегия национальной безопасности;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
  • Бюджетный кодекс;
  • Налоговый кодекс;
  • Гражданский кодекс;
  • Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)»;
  • Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» и др.

2. К общим субъектам экономической безопасности следует отнести Президента РФ, Совет Безопасности, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебную систему, Прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Специальных субъектов можно разделить на государственных и коммерческих соответственно. К государственным относятся:

  • Экономический Совет при Президенте РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • Министерство экономического развития РФ;
  • Министерство финансов РФ;
  • Министерство образования и науки РФ;
  • Министерство промышленности и торговли РФ;
  • Министерство энергетики РФ и пр.

К коммерческим:

  • ПАО «Газпром»;
  • ПАО «Лукойл»;
  • ПАО «Роснефть»;
  • Сбербанк;
  • Банк ВТБ и пр.

3. Объектами экономической безопасности являются национальные экономические интересы, в число которых входят:

  • диверсификация экономики в сторону независимости от экспорта природных ресурсов;
  • ускоренный рост ВВП темпами не менее 4–5% в год и увеличение доли России в мировом ВВП;
  • формирование сильного среднего класса и многочисленного малого и среднего бизнеса (далее – МСБ), создающего более половины рабочих мест в стране и обеспечивающего высокий уровень конкуренции;
  • сужение теневого сектора экономики (сейчас по оценкам составляет 20–40% ВВП1);
  • возрождение и укрепление научно-технологического потенциала;
  • существенное повышение доступности кредита;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • импортозамещение в стратегических отраслях (продовольствие, фармацевтика, электроника, гражданская авиация, программное обеспечение и т.д.);
  • новая индустриализация – модернизация промышленности, создание новых современных производств;
  • повышение производительности труда за счет внедрения новейших технологий, повышения энергоэффективности;
  • стабилизация валютного рынка;
  • устойчивый рост покупательной способности населения.

4. Угрозы экономической  безопасности следует разделить на внешние и внутренние.

Внешние:

  • отток капитала за рубеж (154,1 млрд долларов за 2014 год, 56,9 – за 2015, 53 – за 2016 (прогноз)1);
  • эмиграция высококвалифицированных кадров;
  • критический уровень импортозависимости, в том числе, в стратегических отраслях (продовольствие, фармацевтика, электроника, гражданская авиация, программное обеспечение, энергетика и др.);
  • высокая зависимость российской экономики, всех ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих интересы РФ в области экономики;
  • ограничительные экономические и политические меры зарубежных государств и их объединений (индивидуальные и секторальные санкции США, ЕС, Канады, Японии, Австралии, Норвегии, Новой Зеландии, Совета Европы и других государств, сворачивание экономического сотрудничества и т.д.);
  • критическая зависимость внешнеторговых операций и денежной эмиссии от доллара США.

Внутренние:

  • Структурная деформированность и малоэффективность структуры российской экономики, выражающаяся в приоритетном сохранении ее топливно-сырьевой направленности, недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств;
  • низкий уровень инвестиционной активности;
  • усиление объективно существующей территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития регионов;
  • отсталость технологической базы большинства отраслей, высокая энергоемкость и ресурсоемкость, низкое качество продукции и высокие издержками производства;
  • крайне низкая производительность труда;
  • низкая инновационная активность, техническое и технологическое отставание производства;
  • снижение научно-технического потенциала;
  • сокращением финансирования НИОКР, в том числе за счет госбюджета;
  • неэффективность государственных программ по созданию особых экономических зон, территорий  опережающего  развития и т.п.;
  • высокий уровень монополизации экономики, усилением ее топливно-сырьевой направленности и недостаточной эффективностью государственного контроля над деятельностью естественных монополий;
  • высокий уровень правонарушений в информационной и интеллектуальной сферах;
  • значительный износ основных производственных фондов;
  • рост объемов накопленных промышленных отходов, радиоактивных и токсичных веществ, а также несовершенство технологий по их утилизации и захоронению;
  • недостаточная монетизация экономики (45% к ВВП, протии, например, 195% у Китая1);
  • недостаточная стабильность финансово-денежной и кредитно-банковской систем, а также фондового рынка;
  • неблагоприятный инвестиционный климат, вызывающий отток капитала;
  • слабый уровень развития транспортной инфраструктуры;
  • высокий уровень инфляции (12,9% только по официальным данным за 2015 года2)
  • резкое снижение покупательной способности населения;
  • неконтролируемый рост тарифов естественных монополий;
  • снижение качества школьного и высшего образования;
  • неэффективность многих государственных монополий;
  • отсутствие концептуального документа в области экономической безопасности, закрепляющего понятийно-категориальный аппарат, принципы, цели, национальные экономические интересы, систему обеспечения экономической безопасности.

Последние годы характеризуются постепенным, но неуклонным возвращением финансовой самостоятельности наряду с другими компонентами государственного суверенитета: внешнеполитическим, военно-стратегическим, культурно-информационным.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В частности, в 2008 году были внесены существенные изменения в ст.8 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ограничившие участие ЦБ в капиталах иностранных кредитных организаций. В 2013 году ФЗ был дополнен нормой ст. 34.1, согласно которой основной целью денежно-кредитной политики ЦБ провозглашается «защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Наконец, уже действует национальная платежная система (НСПК), созданная с целью обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств.

В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2014 № 319-ФЗ все операции с использованием международных платежных карт    в Российской Федерации должны проводиться с использованием инфраструктуры НСПК2.

Однако, указанные меры представляются недостаточными.

На наш взгляд, также необходимо:

  • внесение изменений в ст. 2 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:  «В  соответствии  с  целями  и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России совместно с Правительством РФ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России;
  • расширение базы обеспечения эмиссии рубля посредством механизма кредитования банков и других финансовых инструментов, а также наделение Правительства РФ правом определения размера денежной эмиссии;
  • наделение 20% депутатского корпуса Государственной Думы или 20% членов Совета Федерации правом инициирования проверки деятельности ЦБ Счетной Палатой РФ в целях усиления контроля со стороны представительных органов;
  • включение в национальный совет Банка России представителей реального сектора экономики и  расширение  его  компетенции в сфере разработки и осуществления государственной денежно-кредитной политики;
  • управление золотовалютными резервами, как федеральной собственностью, предлагается осуществлять в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, а именно посредством определения и выбора иностранных валют на основе их доходности, доли иностранных валют в объеме ЗВР, а также посредством принятия решения о инвестировании их в отечественное производство;
  • подотчетность ЦБ не только Государственной Думе, но и Правительству РФ;
  • тщательная проработка вопроса об укрупнении ряда регионов РФ с целью выравнивания социально-экономического потенциала и повышения сбалансированности бюджетной системы;
  • разработка стратегии экономической безопасности, закрепляющей, понятийно-категориальный аппарат, принципы, цели, направления, угрозы, систему обеспечения экономической безопасности;
  • углубление евразийской экономической интеграции
  • развитие и широкое распространение национальной системы платежных карт «Мир».

По нашему мнению, существующие тенденции в государственной и международной политике, а также комплекс предложенных мер должны способствовать восстановлению и укреплению экономической безопасности, без которой невозможен цивилизационный рывок России в будущее.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.10.2014 N 319-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_115625/
3. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. №12, С–42.
4. Доклад Столыпинского клуба «Экономика роста» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://expert.ru/data/public/499741/499785/ dir-polnaya-versiya–19_10_15.pdf
5. Экономический совет при президенте представил прямо противоположные рецепты роста [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/1631990/
6. Особые зоны по специальным ценам [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/3008286
7. Росстат опубликовал данные по инфляции за 2015 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2016/01/12/inflyaciya-site.html

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2283

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке