Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Социальные проблемы развития пригородных пассажирских железнодорожных перевозок в России»

Аннотация. Статья посвящена состоянию пригородных пассажирских железнодорожных перевозок в РФ, выявляются особенности пригородного сообщения и факторы его развития, анализируются проблемы развития пригородных перевозок.

Ключевые слова: транспорт, пассажиры, тарифы, железнодорожные перевозки.

В социально-экономическом развитии современного государства огромную роль играет железнодорожный транспорт. Он обеспечивает связи между отдельными регионами страны, между страной и зарубежными государствами. Особая привлекательность железнодорожного сообщения для населения обусловлена специфическими особенностями данного вида транспорта. Среди них, в первую очередь, следует отметить большую провозную способность; способность преодолевать большие расстояния; высокую скорость пассажиров и грузов; регулярность перевозок.

В системе железнодорожного транспорта важное место занимают пригородные перевозки, которые ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») осуществляет в 73 субъектах Российской Федерации. Железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении характеризуются ярко выраженной внутрисетевой и территориальной неоднородностью. Это проявляется в протяженности маршрутов, графике движения, подвижном составе, населенности вагонов, тарифной политике[2].

Общепризнано, что именно пригородные железнодорожные перевозки имеют особое социальное значение. Показательно, что по пассажирообороту доля железных дорог в пригородных перевозках всеми видами транспорта превышает 50% в целом по стране, а в отдельных регионах составляет более 80%. Социальная миссия пассажирского железнодорожного транспорта обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, он обеспечивает мобильность рабочей силы, являющуюся основой экономического роста. Во-вторых, железнодорожные пути сообщения часто безальтернативны (в регионах с неразвитой сетью автодорог, с массовой маятниковой миграцией населения, с отсутствием подъездных автодорог к населенным пунктам, расположенным вдоль железнодорожных линий). Следует также отметить экологичность железнодорожных перевозок.

К сожалению, в современной России пригородные пассажирские железнодорожные перевозки сопряжены с целым рядом проблем. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Остро стоит проблема стоимости билетов для проезда пригородным пассажирским железнодорожным транспортом[1]. Рост тарифов в последние годы вызвал большой общественный резонанс, однако не привел к улучшению финансового положения транспортных компаний. По мнению специалистов, пригородные перевозки обычно убыточны и только повышением стоимости билетов эту проблему решить невозможно. Более того рост тарифов (в Тверской области в 2015 году на 15%) ведет к оттоку пассажиров (на альтернативные виды транспорта), а, значит, к падению доходов пригородных перевозчиков. Их экономическое положение могло бы улучшиться в случае сокращения числа поездов. Однако по справедливому мнению М Шнейдера, «если просто сократить количество поездов, то все равно необходимо будет содержать депо, резервный парк, если по такому пути идти, тогда надо закрывать депо и отменять все поезда, которые ходят в этом регионе»[3]. Таким образом, еще предстоит разработать действенный механизм определения экономически обоснованной и социально приемлемой цены на билеты.

Еще одной проблемой является обеспечение комфортных условий для пассажиров пригородного железнодорожного транспорта. Значительная часть подвижного состава функционирует с 1970-х годов, в вагонах отсутствуют кондиционеры, не всегда работает отопление, много мусора. Дополнительные трудности законопослушным пассажирам причиняют турникеты, затрудняющие свободное перемещение на платформе, однако не гарантирующие безопасности гражданам, пользующимся транспортными услугами.

В последние годы в связи с развитием высокоскоростного движения обострилась еще одна проблема, пригородные электрички простаивают часами, пропуская скоростные составы. В ОАО «РЖД» не разработан в полной мере механизм распределения пропускной способности между грузовыми, дальними и пригородными пассажирскими поездами. В результате пассажирам электричек приходится ждать 30- 40 минут, а то и больше часа, чтобы добраться до пункта назначения. В случае невозможности оптимизировать пригородное расписание, весьма затратным выходом может стать прокладка дополнительных железнодорожных путей.

Очевидно, что решение существующих проблем в сфере пригородного пассажирского транспорта требует совершенствования нормативно-правовой базы, принятия экономически обоснованных решений с обязательным учетом мнения пассажиров и социальной значимости данного вида перевозок.

Список использованных источников

1. Железнодорожный транспорт: железнодорожные транспортные тарифы. [Электронный ресурс] http://www.bibliotekar.ru/cenacenoobrazovanie-2/22.htm (дата обращения 27.09.2015)
2. Медков А. А. Железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении: проблемы и рыночные [Электронный ресурс] http://www.ipr-ras.ru/articles/medkov08-1.pdf (дата обращения 27.09.2015)
3. Пригородные железнодорожные перевозки: проблемы и пути решения. [Электронный ресурс] http://www.ipem.ru/news/publications/523.html (дата обращения 27.09.2015)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2868

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке