Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура.
Справедливо и актуально, что совершенствование биологического и экологического образования и воспитания в различных общественных стратах актуально не только для современной России, но и во всех развитых странах: это т. н., по меткому выражению профессора М.В. Гусева, «проблема биологического образования небиологов» [2, с. 2]. Даже при незначительно пренебрежительном отношении административного и образовательного менеджмента к этим проблемам оно быстро оборачивается резким обострением экологической обстановки в регионе и в стране. По глубокому убеждению авторов [4, с. 777], эти вопросы не могут быть решены без своевременного и эффективного становления соответствующей системы экологического образования и воспитания, ибо ни одна самая распрекрасная концепция, никакая самая наилучшая программа, никакой другой самый великолепный документ не могут быть развернуты в социальной практике без соответствующих действий как их организаторов, так и их реализаторов, причем для этого эти идеи должны стать аксеологически важными для большинства представителей различных социальных страт современного российского общества.
По мнению известного социолога З. Баумана [1, с. 156], переход общества к «текучей современности» повлек за собой глубокие изменения во всех сферах человеческой жизни, эти перемены требуют переосмысления взглядов и когнитивных границ, используемых для описания индивидуального опыта людей и их совместной истории. Экологический кризис современности и в еще большей мере грядущая глобальная экологическая катастрофа являются, по сути, болезнями общества. Диагностировать болезнь – не значит ее лечить, – это общее правило применимо и к медицинским, и к социологическим, и к экологическим диагнозам. Но болезни общества отличаются от болезней тела человека в одном чрезвычайно важном моменте: в случае больного общественного строя отсутствие адекватного диагноза – это важная, возможно решающая, часть болезни [6, р. 40]. Смеем утверждать, что современное человечество серьезно страдает от экологических болезней, и это можно (и нужно!) довести до ума каждого из представителей человеческой цивилизации только средствами экологического образования, воспитания и просвещения.
Экологизация всех сторон жизни современного цивилизованного человека стоит на одном их первых мест повестки дня XXI века, в том числе и в плане решения проблемы сохранения биологического разнообразия – решающего условия устойчивого развития человеческой цивилизации в современных условиях (как это было утверждено на Экологическом саммите в Рио-де-Жанейро еще в 1992 году). В нашей стране сформулирована новая, простая и изящная, парадигма биологического и экологического образования: «Жизнь как главная ценность на Земле!» [5, с. 123]. Причем под термином «жизнь» понимается не только природа как таковая, но и сам человек, и окружающие его люди. Реализация на практике этого грациозного и весьма эффективного лозунга позволит эффективно решить и другие, не менее актуально-значимые социальные проблемы:
- патриотические (через воспитание любви и уважение к природе своей Родины формирование чувства устойчивого патриотизма);
- экономические (для реализации концепции устойчивого развития цивилизации необходимым условием является формирование экофильного мышления и экологической культуры, которые однозначно должны лежать в основе принимаемых экономических и политических решений, а не сиюминутных «технократических прорывов»);
- правовые (формулирование адекватного экологического права и, главное, его четкое выполнение всем и каждым, рождает привычку соблюдения любых юридических актов и законов);
- этические (моральное отношение к природе и к человеку, в том числе и к себе самому, должны иметь экологическую направленность в плане их сохранения и развития, т.е., в конечном счете, это формирует соответствующую этическую составляющую личности человека);
- эстетические (ибо жизнь сама по себе прекрасна!).
Принимаемые меры, как на уровне правительственных и муниципальных организаций, так и на общественном уровне, к сожалению, не приводят к существенному изменению сложившегося положения. Этот феномен в большой мере связан с тем, что до сих пор в массовом сознании, как простого человека, так и чиновника, и руководителя предприятий, территорий разного уровня, не произошел коренной перелом в сторону аксеологического отношения к любому проявлению жизни как к высшей ценности на Земле. Поэтому до сих пор к Природе относятся не как «к храму», а как «к мастерской»; не с позиций всего лишь одной их составных частей Биосферы, а с настроением «работника», реализующего «хозяйский», т.е. технократический уклон деятельности (к примеру, вспомним: «мы не можем ждать милости у природы…» –с соответствующими печальными результатами…).
Лишь стройная и взаимосвязанная социально-педагогическая система позволит реализовать конечную цель экологического образования – формирование у подавляющего большинства населения экологической культуры, под этим термином мы понимаем неразрывное единство трех компонентов:
1. когнитивный аспект (достаточная сумма экологических знаний);
2. аксеологический аспект (совокупность экологических ценностей в соответствии с этими знаниями);
3. актиональный (деятельностный) аспект (осознанно совершаемые экологические действия в соответствии с этими ценностями).
Поэтому важно в современных условиях всемерно расширять экологизацию системы образования и воспитания различных социальных слоев общества. Без коренной ломки сложившихся стереотипов поведения любые учения и теории не могут стать эффективным механизмом преодоления «вызова времени» – глобальной экологической катастрофы. Не трудно понять, что изменение сознания огромной массы людей (смена технократического мышления на экофильное) – задача архисложнейшая, требующая изменения всей системы образования и воспитания на уровне парадигм. Многие педагоги и общественные деятели просто пасуют перед ней, ибо настолько велик разрыв между существующим уровнем экологической культуры населения и тем, к которому мы должны стремиться, что проблема кажется не разрешимой в принципе. Однако, практика показывает, что можно внести коренной перелом в формирование менталитета любой группы людей в течение 1 – 2 поколений (к примеру, преодоление расовой дискриминации в США). Однако, по нашему глубочайшему, не раз высказанному убеждению [3, с. 224], даже самые великолепные экологические теории и законы не смогут сыграть свою плодотворную роль в повседневной жизни, пока экологическими проблемами не будет озабочено достаточно большое число людей, включая и высших лиц государства.
Понимая стрежневой частью общечеловеческой культуры ее экологическую составляющую, мы считаем возможным, хотя бы в первом приближении, уточнить специфику экологического образования и воспитания различных социальных групп:
- К такой специфической социальной группе, как инвалиды можно предложить следующие мероприятия: расширять возможности экологической переподготовки инвалидов трудоспособного возраста (специфическая сеть специальных учебных заведений, создание методик, учитывающих особенности инвалидов по различных заболеваниям и т.д.); при этом более широко использовать возможности современных IT- технологий (в том числе Интернета, дистанционного образования и пр.); специально создавать доступные рабочие места для инвалидов в природоохранных и экологических учреждениях; привлекать лиц с ограниченными возможностями здоровья к работе в экологически профильных СМИ; вводить налоговые бонусы за организацию выше предложенных мероприятий и др.
- Считаем сделать необходимым обязательную дополнительную профессиональную переподготовку и соответствующую аттестацию уровня экологической культуры таких социально важных слоев современного общества, как руководители различного уровня (государственной власти, предприятий и учреждений, общественных организаций) и, особенно, работников СМИ, ибо зачастую от этих «специалистов-экологов» приходится слышать и читать такие безобразно неграмотные «экологические доводы», что приходится констатировать, что их уровень экологической культуры даже еще и не начал развиваться. А все дело в том, что термин «экология» у них считается очень модным, но понимают они его лишь в «бытовом» плане [4. с. 778]. Для этих категорий управленцев и журналистов должны быть организованы специальные курсы, например, в системе дополнительного образования университетов.
- Для широких масс населения, в том числе и пенсионеров (как лиц, не имеющих в свои школьные годы адекватного экологического воспитания в современном его понимании) настоятельно необходимо развивать сеть экологических лекториев силами, прежде всего, преподавателей и ученых вузов, по типу лектория общества «Знание».
- Детей экологически воспитывать необходимо уже в семье (ибо известно, что до 80 % интеллекта ребенка, а также его аксеологические ориентации закладываются до 4 – 5 лет). Но необходимо, прежде всего, экологически воспитывать их будущих родителей, и, как это не звучит на первый взгляд экзотично, но в плане экологизации должна быть скорректирована система курсов будущих мам, молодых родителей, работников детских садов и пр.
Понятие «экологическая культура» многими учеными и общественными деятелями вполне обоснованно рассматривается как синоним понятия «культура человека» вообще. Экологическая образованность, экологическое сознание и экологическая деятельность, направленные на гармонизацию взаимоотношений между обществом и природой, являются составными элементами экологической культуры, уровень развития которой является все-таки эффективным показателем того, может ли мы называться действительно цивилизованным обществом. И времени для крутого перелома структуры и деятельности экологического образования у нас остается все меньше и меньше.
Список использованных источников
1. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. Под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
2. Гусев М.В. Биоцентризм – выход из тупика. / Доклад на заседании УМО университетов РФ по биологии, 21.05. 2005 (рукопись), С. 2.
3. Рытов Г.Л. Актуальные вопросы экологического образования и воспитания на современном этапе. // Вестник Самарского государственного университета, 2007. № 8 (58). С. 222 – 230.
4. Рытов Г.Л. К вопросу необходимости формирования экологической культуры человека и общества. // Известия Самарского научного центра РАН. – Т. 11. № 1 (4). 2009. С. 776 – 779.
5. Экологическое образование и воспитание: Учебное пособие / Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 234 с.
6. Beck U. Ecological Enlightenment: Essays on the Politics of the Risk Society / Trans. Mark A. Ritter New Jersey: Humanity Press, 1995. P. 40.