Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Специфика экологического образования и воспитания в различных странах современного общества»

Аннотация. В статье анализируется необходимость учета специфики организации экологического образования и воспитания в различных социальных группах (инвалиды, пенсионеры, дети, родители, руководители предприятий, чиновники, работники СМИ и пр.).

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура.

Справедливо и актуально, что совершенствование биологического и экологического образования и воспитания в различных общественных стратах актуально не только для современной России, но и во всех развитых странах: это т. н., по меткому выражению профессора М.В. Гусева, «проблема биологического образования небиологов» [2, с. 2]. Даже при незначительно пренебрежительном отношении административного и образовательного менеджмента к этим проблемам оно быстро оборачивается резким обострением экологической обстановки в регионе и в стране. По глубокому убеждению авторов [4, с. 777], эти вопросы не могут быть решены без своевременного и эффективного становления соответствующей системы экологического образования и воспитания, ибо ни одна самая распрекрасная концепция, никакая самая наилучшая программа, никакой другой самый великолепный документ не могут быть развернуты в социальной практике без соответствующих действий как их организаторов, так и их реализаторов, причем для этого эти идеи должны стать аксеологически важными для большинства представителей различных социальных страт современного российского общества.

По мнению известного социолога З. Баумана [1, с. 156], переход общества к «текучей современности» повлек за собой глубокие изменения во всех сферах человеческой жизни, эти перемены требуют переосмысления взглядов и когнитивных границ, используемых для описания индивидуального опыта людей и их совместной истории. Экологический кризис современности и в еще большей мере грядущая глобальная экологическая катастрофа являются, по сути, болезнями общества. Диагностировать болезнь – не значит ее лечить, – это общее правило применимо и к медицинским, и к социологическим, и к экологическим диагнозам. Но болезни общества отличаются от болезней тела человека в одном чрезвычайно важном моменте: в случае больного общественного строя отсутствие адекватного диагноза – это важная, возможно решающая, часть болезни [6, р. 40]. Смеем утверждать, что современное человечество серьезно страдает от экологических болезней, и это можно (и нужно!) довести до ума каждого из представителей человеческой цивилизации только средствами экологического образования, воспитания и просвещения.

Экологизация всех сторон жизни современного цивилизованного человека стоит на одном их первых мест повестки дня XXI века, в том числе и в плане решения проблемы сохранения биологического разнообразия – решающего условия устойчивого развития человеческой цивилизации в современных условиях (как это было утверждено на Экологическом саммите в Рио-де-Жанейро еще в 1992 году). В нашей стране сформулирована новая, простая и изящная, парадигма биологического и экологического образования: «Жизнь как главная ценность на Земле!» [5, с. 123]. Причем под термином «жизнь» понимается не только природа как таковая, но и сам человек, и окружающие его люди. Реализация на практике этого грациозного и весьма эффективного лозунга позволит эффективно решить и другие, не менее актуально-значимые социальные проблемы:

  • патриотические (через воспитание любви и уважение к природе своей Родины формирование чувства устойчивого патриотизма);
  • экономические (для реализации концепции устойчивого развития цивилизации необходимым условием является формирование экофильного мышления и экологической культуры, которые однозначно должны лежать в основе принимаемых экономических и политических решений, а не сиюминутных «технократических прорывов»);
  • правовые (формулирование адекватного экологического права и, главное, его четкое выполнение всем и каждым, рождает привычку соблюдения любых юридических актов и законов);
  • этические (моральное отношение к природе и к человеку, в том числе и к себе самому, должны иметь экологическую направленность в плане их сохранения и развития, т.е., в конечном счете, это формирует соответствующую этическую составляющую личности человека);
  • эстетические (ибо жизнь сама по себе прекрасна!).

Принимаемые меры, как на уровне правительственных и муниципальных организаций, так и на общественном уровне, к сожалению, не приводят к существенному изменению сложившегося положения. Этот феномен в большой мере связан с тем, что до сих пор в массовом сознании, как простого человека, так и чиновника, и руководителя предприятий, территорий разного уровня, не произошел коренной перелом в сторону аксеологического отношения к любому проявлению жизни как к высшей ценности на Земле. Поэтому до сих пор к Природе относятся не как «к храму», а как «к мастерской»; не с позиций всего лишь одной их составных частей Биосферы, а с настроением «работника», реализующего «хозяйский», т.е. технократический уклон деятельности (к примеру, вспомним: «мы не можем ждать милости у природы…» –с соответствующими печальными результатами…).

Лишь стройная и взаимосвязанная социально-педагогическая система позволит реализовать конечную цель экологического образования – формирование у подавляющего большинства населения экологической культуры, под этим термином мы понимаем неразрывное единство трех компонентов:

1. когнитивный аспект (достаточная сумма экологических знаний);
2. аксеологический аспект (совокупность экологических ценностей в соответствии с этими знаниями);
3. актиональный (деятельностный) аспект (осознанно совершаемые экологические действия в соответствии с этими ценностями).

Поэтому важно в современных условиях всемерно расширять экологизацию системы образования и воспитания различных социальных слоев общества. Без коренной ломки сложившихся стереотипов поведения любые учения и теории не могут стать эффективным механизмом преодоления «вызова времени» – глобальной экологической катастрофы. Не трудно понять, что изменение сознания огромной массы людей (смена технократического мышления на экофильное) – задача архисложнейшая, требующая изменения всей системы образования и воспитания на уровне парадигм. Многие педагоги и общественные деятели просто пасуют перед ней, ибо настолько велик разрыв между существующим уровнем экологической культуры населения и тем, к которому мы должны стремиться, что проблема кажется не разрешимой в принципе. Однако, практика показывает, что можно внести коренной перелом в формирование менталитета любой группы людей в течение 1 – 2 поколений (к примеру, преодоление расовой дискриминации в США). Однако, по нашему глубочайшему, не раз высказанному убеждению [3, с. 224], даже самые великолепные экологические теории и законы не смогут сыграть свою плодотворную роль в повседневной жизни, пока экологическими проблемами не будет озабочено достаточно большое число людей, включая и высших лиц государства.

Понимая стрежневой частью общечеловеческой культуры ее экологическую составляющую, мы считаем возможным, хотя бы в первом приближении, уточнить специфику экологического образования и воспитания различных социальных групп:

  • К такой специфической социальной группе, как инвалиды можно предложить следующие мероприятия: расширять возможности экологической переподготовки инвалидов трудоспособного возраста (специфическая сеть специальных учебных заведений, создание методик, учитывающих особенности инвалидов по различных заболеваниям и т.д.); при этом более широко использовать возможности современных IT- технологий (в том числе Интернета, дистанционного образования и пр.); специально создавать доступные рабочие места для инвалидов в природоохранных и экологических учреждениях; привлекать лиц с ограниченными возможностями здоровья к работе в экологически профильных СМИ; вводить налоговые бонусы за организацию выше предложенных мероприятий и др.
  • Считаем сделать необходимым обязательную дополнительную профессиональную переподготовку и соответствующую аттестацию уровня экологической культуры таких социально важных слоев современного общества, как руководители различного уровня (государственной власти, предприятий и учреждений, общественных организаций) и, особенно, работников СМИ, ибо зачастую от этих «специалистов-экологов» приходится слышать и читать такие безобразно неграмотные «экологические доводы», что приходится констатировать, что их уровень экологической культуры даже еще и не начал развиваться. А все дело в том, что термин «экология» у них считается очень модным, но понимают они его лишь в «бытовом» плане [4. с. 778]. Для этих категорий управленцев и журналистов должны быть организованы специальные курсы, например, в системе дополнительного образования университетов.
  • Для широких масс населения, в том числе и пенсионеров (как лиц, не имеющих в свои школьные годы адекватного экологического воспитания в современном его понимании) настоятельно необходимо развивать сеть экологических лекториев силами, прежде всего, преподавателей и ученых вузов, по типу лектория общества «Знание».
  • Детей экологически воспитывать необходимо уже в семье (ибо известно, что до 80 % интеллекта ребенка, а также его аксеологические ориентации закладываются до 4 – 5 лет). Но необходимо, прежде всего, экологически воспитывать их будущих родителей, и, как это не звучит на первый взгляд экзотично, но в плане экологизации должна быть скорректирована система курсов будущих мам, молодых родителей, работников детских садов и пр.

Понятие «экологическая культура» многими учеными и общественными деятелями вполне обоснованно рассматривается как синоним понятия «культура человека» вообще. Экологическая образованность, экологическое сознание и экологическая деятельность, направленные на гармонизацию взаимоотношений между обществом и природой, являются составными элементами экологической культуры, уровень развития которой является все-таки эффективным показателем того, может ли мы называться действительно цивилизованным обществом. И времени для крутого перелома структуры и деятельности экологического образования у нас остается все меньше и меньше.

Список использованных источников

1. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. Под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
2. Гусев М.В. Биоцентризм – выход из тупика. / Доклад на заседании УМО университетов РФ по биологии, 21.05. 2005 (рукопись), С. 2.
3. Рытов Г.Л. Актуальные вопросы экологического образования и воспитания на современном этапе. // Вестник Самарского государственного университета, 2007. № 8 (58). С. 222 – 230.
4. Рытов Г.Л. К вопросу необходимости формирования экологической культуры человека и общества. // Известия Самарского научного центра РАН. – Т. 11. № 1 (4). 2009. С. 776 – 779.
5. Экологическое образование и воспитание: Учебное пособие / Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 234 с.
6. Beck U. Ecological Enlightenment: Essays on the Politics of the Risk Society / Trans. Mark A. Ritter New Jersey: Humanity Press, 1995. P. 40.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2333

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке