Ключевые слова: учетная политика, международные стандарты финансовой отчетности, положение по бухгалтерскому учету, бухгалтерский учет.
Современный уровень интеграции российского общества в мировое требует все большей унификации ведения бухгалтерского и финансового учета и принципов ведения бизнеса к международным стандартам. Данное подтверждается постепенным реформированием бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. В рамках настоящей статьи проведем сравнение МСФО 1 и ПБУ 1, и определим, насколько на данном этапе российская практика бухгалтерского учета приближена к стандартам международного уровня.
Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н (ред. от 06.04.2015) было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. Данным положением законодательство устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ[1].
Несмотря на то, что российские стандарты, регулирующие формирование учетной политики организаций (ПБУ 1/2008) и МСФО (IAS 8) имеют общую направленность, существуют различия в отдельных аспектах формирования и применения учетной политики. Это может оказать большое влияние на ведение учета в целом.
Следовательно, анализ ключевых различий и сходств между требованиями к учетной политике организации по МСФО и российским правилам бухгалтерского учета приобретает актуальность и важность на современном этапе.
В первую очередь необходимо дать определение учетной политике организации согласно российским и международным стандартам. Положением по бухгалтерскому учету 1/2008 учетная политика определяется как принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. [2, п.2].
Согласно МСФО 8, под учетной политикой понимаются конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности. [3, п.5].
Сразу можно отметить цель формирования учетной политики организациями. В отличие от МСФО, принятое в российской практике определение учетной политики фокусируется на способах ведения бухгалтерского учета в организации, включая организацию документооборота и регистров бухгалтерского учета, а не на подготовке и предоставления исключительно бухгалтерской отчетности.
Также, одним из отличий является отсутствие в МСФО понятий «требование» и «допущение» при формировании учетной политики. Между тем, можно сказать, что пункт 10 МСФО 8 можно считать аналогом данным понятиям.
Продолжая мысль о различиях в сравниваемых стандартах, следует заметить, что учетная политика, принятая организацией, применяется последовательно ко всем аналогичным статьям учета, если только иное не предусмотрено другим МСФО. Однако, в отличие от МСФО в российских стандартах не обозначено общее требование последовательного применения учетной политики ко всем сходим объектам учета. Тем не менее, в каждом отдельном ПБУ подразумевается, что предприятие будет придерживаться именного такого подхода[4].
Несмотря на то, что принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно, может возникнуть потребность в ее корректировке. И МСФО 8, и ПБУ 1/2008 предусматривают ситуации изменения учетной политики. Стандарты международного уровня предполагают изменение учетной политики вследствие переоценки основных средств и нематериальных активов [3, п.17]. В свою очередь ПБУ 1/2008 не предусмотрены правила изменения в учетной политике, связанные с переходом на учет переоцененной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов [2, п.7] Тем не менее, по желанию организации могут применять подход, описанный в МСФО 8.
В отношении изменения учетной политики, следует отметить, что последствия данного явления, способные оказать существенное влияние на финансовый результат деятельности организации, должны отражаться в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Здесь стандарты международные и российские подобны друг другу[5]. Однако, в отличие от МСФО, в ПБУ не прописаны конкретные указания о порядке отражения в учете налоговых последствий таких изменений. Также, в случаях, когда ретроспективная корректировка данных невозможна, указания российских стандартов являются ограниченными. Таким образом, согласно ПБУ, в случаях, когда оценка в денежном выражении влияния изменений учетной политики на предшествующие периоды не может быть осуществлена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется перспективно.
Вышесказанное можно назвать основными различиями в подходах к формированию и раскрытию учетной политики согласно МСФО 8 и ПБУ 1/2008.
Проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы: в первую очередь выявлено не-значительное количество существенных отличий в рамках формирования и раскрытия учетной политики организации. Регламентация Положения по бухгалтерскому учету в отношении цели стандарта, со-держания допущений и требований, а также порядка изменения учетной политики и расчета последствий этих изменений близка к содержанию соответствующего МСФО.
Основополагающим фактором в существовании расхождений в российских и международных стандартах является то, что первые составлены с точки зрения процесса ведения бухгалтерского учета, начиная с первичного наблюдения и заканчивая составлением бухгалтерской отчетности, а вторые – с точки зрения составления финансовой отчетности.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список использованных источников
1. Курманова, А. Х. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие для студентов / А. Х. Курманова. – Оренбург: ООО ИПК « Университет», 2013. – 371 с.
2. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (в редакции Приказа Минфина от 06.04.2015) режим доступа: Консультант-Плюс;
3. Приложение N 4 у приказу Минфина РФ от 28.12.2015 217н «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» с по-следующими изменениями и дополнениями;
4. Дмитриева И.М. Учетная политика предприятий в соответствии с МСФО для малого и средне-го бизнеса / И.М. Дмитриева // Аудитор. – 2013. – № 12 (226);
5. Кузнецова И. В. Сравнительный анализ российского и международного стандартов, регулирующих учетную политику [Электронный ресурс] – режим доступа http://www.sworld.com.ua/konfer33/734.pdf