Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Таможенно-тарифные инструменты регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов»

Аннотация. Рассмотрена законодательная база регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации, проанализировано состояние российского рынка нефти ввиду введения санкций, выявлены проблемы в таможенном регулировании.

Ключевые слова: нефть и нефтепродукты, таможенное регулирование, антироссийские санкции.

Темой для своего доклада я выбрала Таможенно-тарифные инструменты регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов.

Наверное, следует ответить на вопрос, почему именно нефть? На сей день каждый осознает, какое огромное значение для нашей страны имеет этот природный ресурс. На данный момент экспорт и импорт нефти и нефтепродуктов являются одной из самых высокодоходных государственных операций. Также добыча и экспорт нефти – это одно из самых перспективных направлений развития международного рынка. В Российской Федерации нефтяная отрасль также является главной составляющей топливно-энергетического комплекса. Нефть – это горючая маслянистая жидкость, являющаяся смесью углеводородов, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли.

Нефть относится к невозобновляемым ресурсам. Единицей измерения объёма нефти является баррель. 1 баррель (американский, нефтяной) = 42 галлона ≈ 158,987 литров ≈ 0,1364 тонн нефти (более точно зависит от марки нефти и температуры/плотности) = 136,4 кг нефти = 0,158987 м³.

При изучении данной тематики, я освоила для себя следующие составляющие, которым мне хотелось бы посвятить данный доклад. Итак, он включает в себя 3 основных компонента: во-первых, это законодательная база регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ, во-вторых, анализ состояния российского рынка нефти ввиду введения санкций, в-третьих, проблемы в несовершенствовании таможенного регулирования.

Российская Федерация входит в десятку стран по добыче нефти. Ее доля на мировом рынке составляет порядка 10%. За последнее десятилетие добыча увеличилась в четыре раза. Минимальная цена на топливо была зарегистрирована в 1998 году – 9 долларов за баррель, максимальная в 2014 году – 115 долларов за баррель. Экспорт нефти из РФ в стоимостном выражении снизился в 2015 году по сравнению с предыдущим годом почти на 42%, до $89,576 млрд.

Международный рынок торговли нефтяными ресурсами подчиняется определенным законам, также этот рынок имеет свои особенности организации и закономерности формирования, на которые влияет множество факторов.

Правовое регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов осуществляется Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), решениями Комиссии Таможенного союза, федеральными законами, а также приказами Федеральной таможенной службы (ФТС). Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации ежемесячно.

К основным законам, регулирующим экспорт нефти и нефтепродуктов можно отнести:

1. Федеральный закон от 21 мая 1993 N 5003–1 (ред. от 04.2016) «О таможенном тарифе».

В статье 3.1 Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, настоящего ФЗ говорится, что Правительство Российской Федерации устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин (включая особые формулы расчета, устанавливаемые в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи), в которых должна учитываться средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга, проводимого в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, по формулам, установленным

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Правительством Российской Федерации. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитываются на срок один календарный месяц и применяются с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров,  выработанных  из  нефти,  рассчитанные  на очередной календарный месяц, доводятся через официальные источники информации не позднее чем за четыре дня до дня применения указанных ставок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и подлежат применению с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.

При расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные виды товаров, выработанных из нефти, округление производится до первого десятичного знака в меньшую сторону.

2. Федеральный закон от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле»2.

3. Федеральный закон от 27 ноября 2010  №  311  –  ФЗ  (ред. от 06.2016) «О таможенном регулировании в РФ».

Закон устанавливает порядок вывоза товаров из РФ; вывоза товаров из РФ за пределы таможенной территории ТС. Раскрывает основные положения о ввозе товаров в РФ и об их вывозе из РФ. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются исходя из ставок, действующих на день регистрации временной декларации на товары на счет Федерального казначейства3.

4. Федеральный закон от 8 декабря 2003 №164 – ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью».

Закон даёт следующие понятия, которые также нормативно регулируют экспорт нефти:

— нефть является объектом внешнеторговой деятельности, где внешнеторговая деятельность определяется как деятельность  по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

— экспорт нефти из Российской Федерации подлежит таможенно-тарифному регулированию, исходя из закона таможенно-тарифное регулирование является методом государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемым путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

5. Постановление Правительства РФ от 23.09.2011 № 782 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств – участников соглашений о Таможенном союзе».

Ранее мной уже было сказано о правовом регулировании экспорта нефти и нефтепродуктов Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). В ТН ВЭД ТС нефть и нефтепродукты закреплены в группе 27 и носят название «Топливо минеральное, нефть и продукты их  перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные»,  данная  груп-  па содержит 16 товарных позиций, в их числе: 2709 «Нефть сырая  и нефтепродукты сырые,  полученные  из  битуминозных  пород»,  а также 2710 «Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Итак, с какими проблемами столкнулась нефтяная отрасль сегодня.

Новыми вызовами ознаменовался 2014 год как для российского нефтяного сектора, так и для страны в целом. В середине июля 2014 года в  связи  с  напряженной  геополитической  обстановкой в мире в отношении Российской Федерации были введены финансово-экономические санкции со стороны Европейского союза, США и ряда других стран. Санкции коснулись ряда российских нефтяных компаний и отраслевых проектов, в связи с этим в отдельных случаях потребовался пересмотр основных финансово-экономических параметров бизнес-планов этих компаний. Так, иностранные банки сократили кредитование российских сырьевых компаний

После одиннадцати лет экономического эмбарго со стороны США и ЕС в нефтяную торговлю возвращается крупный игрок – Иран, санкции с которого были сняты в обмен на соблюдение Тегераном своих обязательства по ограничению разработки ядерного оружия. При выходе на мировую арену с целью завоевания клиентов Иран будет жестко демпинговать, что повлечет за собой очередное снижение цен на нефть. Россия в связи с этим будет вынуждена делать скидки. В результате упадут поступления в бюджет и курс рубля снова снизится.

Как считают эксперты, Россия будет продолжать исполнять существующие контракты на поставки, но, в перспективе нескольких лет, часть рынков в Европе Россия может потерять. Прежде всего, северо-западную Европу, тем более, что иранцы уже объявили, что путем смешивания двух сортов нефти, им удалось получить смесь по составу похожую на российскую экспортную нефть марки Urals.

Также ощутимым толчком падения цены на нефть сыграла политика США. Под влиянием Штатов страны ОПЕК усилили поставки, в обмен на ряд политических компромиссов. Ближневосточные беспорядки тоже сыграли свою роль в этой схеме, так как подорвали фавор игроков нефтяного рынка, что стало одной из причин уменьшения цен на нефть.

Одним из возможных способов стабилизации финансового положения при снижении цены на нефть является сокращение прибыли у российских экспортеров нефтепродуктов, посредством увеличения цен на бензин, которое помогает компенсировать это падение на внутреннем рынке. Однако таким действием мы увеличиваем уровень инфляции, что повлечет за собой более серьезные последствия, которые затронут не отдельный сектор, а повлияют  на экономику страны в целом.

Проблема высокой доли таможенных платежей в доходах федерального бюджета показывает неразвитость таможенного механизма с точки зрения его предназначения. Обладание «черным золотом» позволило России стать одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов в мире и успешно наращивать доходы и ВВП страны за счет этого сектора экономики в период истории, когда нефть заняла позицию предопределяющего фактора в дальнейшем развитии цивилизации.

Непредсказуемость и нестабильность доходов федерального бюджета ставит вопрос о совершенствовании администрирования доходов от экспорта энергоносителей, в том числе через прогнозирование, а в целом о необходимости структурной перестройки экономики: перехода от сырьевого к инновационному пути развития.

Установленный порядок исчисления сроков уплаты таможенных платежей при перемещении товаров трубопроводным транспортом, а также применение процедуры временного периодического таможенного декларирования затрудняет процесс прогнозирования.

Но более существенной проблемой является отсутствие стабильности в сфере таможенно-тарифного регулирования экспорта энергоресурсов.

— ставка пошлины на нефть и нефтепродукты ежемесячно утверждается, данная ставка, в свою очередь, полностью формируется под воздействием цены на нефть на мировом рынке.

— постоянно происходит изменение мер государственного регулирования экспорта энергоносителей (Ежегодно руководством страны принимаются решения, касающиеся экспорта энергоресурсов и влияющие на таможенные доходы страны).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Поэтому методика  прогнозирования  должна  быть  основана  на многофакторной модели,  отражающей  зависимость  доходов  от экспорта энергоносителей и от факторов их формирования. Другим направлением совершенствования прогнозирования таможенных доходов должно быть приведение нормативно-правовой базы таможенно-тарифного  регулирования  экспорта   энергоносителей в соответствии с принципами экономической эффективности, целесообразности и отчетливости.

Как показывает мировой опыт, каждая страна разрабатывает индивидуальный налоговый режим в соответствии с ее особенностями. Но для развития минерально-сырьевого комплекса и оптимального распределения рентного дохода, такая система должна быть простой, предсказуемой, прозрачной, легко администрируемой и конкурентоспособной на международном уровне.

За 9 месяцев 2016 года подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 4122 таможенных проверок (камеральных проверок − 3589, выездных проверок − 533), из которых 72% были результативными. По результатам проверочных мероприятий возбуждено 4364 дела об административных правонарушениях и 39 уголовных дел, доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму свыше 3,672 млрд. рублей, взыскано таможенных платежей 2,032 млрд. рублей. Средняя сумма таможенных платежей, штрафов, доначисленных по результатам одной таможенной проверки, составляет 890 тыс. рублей, что почти на 60% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (557 тыс. рублей). Таким образом, выросла экономическая эффективность контрольных мероприятий.

Основными механизмами осуществления государственной политики в нефтегазовой отрасли выступают: создание благоприятной экономической среды; введение системы технических регламентов и национальных стандартов, стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития нефтегазовой отрасли, в том числе повышение эффективности экономики; стимулирование и поддержка стратегических инициатив со стороны нефтяных компаний.

В заключение, можно сказать, что государственное регулирование объемов и структуры экспорта углеводородов должно преследовать следующие цели:

— в стратегическом плане – обеспечить энергетическую безопасность страны с ориентацией на снижение экспорта сырья и увеличение конечной продукции – продуктов нефтепереработки;

— в тактическом плане – пополнить доходную часть федерального бюджета.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 21 мая 1993 N 5003–1 (ред. от 5.04.2016) «О таможенном тарифе».
2. Федеральный закон от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле».
3. Федеральный закон от 27 ноября 2010 № 311 – ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О таможенном регулировании в РФ».
4. Федеральный закон от 8 декабря 2003 №164 – ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью».
5. Постановление Правительства РФ от 23.09.2011 № 782 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств – участников соглашений о Таможенном союзе».
6. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года.

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3563

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке