Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Трансформация государственного управления под влиянием информационных технологий: сущность, формы, векторы»

Аннотация. В статье дается понятие государственному управлению, трансформации, определяется сущность трансформации государственного управления. Исследуются формы трансформации государственного управления под влиянием информационных технологий в их взаимосвязи, определяются пути построения электронного государства. В статье задаются векторы трансформации государственного управления на основе электронных технологий.

Ключевые слова: : государственное управление, информационные технологии, электронные технологии, трансформация государственного управления, электронное государство, электронное правительство, электронный парламент, технологии электронного администрирования.

Процесс перехода постиндустриального общества на новую ступень развития общественных отношений, а именно на стадию информационного общества, характеризуется не только преобразованиями в системе органов и структур государственной власти в соответствии с требованиями века информационных технологий, но и формированием новой системы ценностей и приоритетов развития общественных отношений, регулированием государственными органами системы общественных отношений со стороны информационно-аналитических подразделений и на основании технологий электронного администрирования.

Для начала исследования трансформации государственного управления необходимо дать толкование самому термину «государственное управление». Так, понятие «государственное управление понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле, государственное управление – это деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов власти всех уровней по руководству различными сферами общественной жизни. В более узком смысле, под государственным управлением понимают лишь исполнительно-распорядительную деятельность государства, его органов, должностных лиц. В основном, это деятельность исполнительной власти в пределах ее компетенции по регулированию и обеспечению стабильности, законности, общественного порядка, обороны, борьбы с бедностью и т.д. В этом случае  происходит более четкое разделение политического и государственного управления, что свойственно демократическим режимам.

Государственное управление – это целенаправленная и скоординированная деятельность в сфере общественных дел органов исполнительной власти, являющаяся частью политического процесса в обществе, связанная с разработкой и выполнением государственной политики, на которую большое влияние оказывают социальные группы и индивиды, использующие собственные методы и средства, отличающиеся от тех, которые применяются в частном секторе [6].

Государственное управление – это осуществление государственного руководства определенными сферами жизни государства и объектами со стороны органов исполнительной власти [2].

Государственное управление – деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера, содержанием которой является проведение в жизнь законов и подзаконных актов посредством реализации необходимых юридически властных полномочий; это вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть [11].

В данной статье государственное управление понимается в широком смысле. Государственное управление – это упорядоченная и организованная деятельность исполнительных, законодательных и судебных органов власти, в процессе которой обеспечивается стабильность и непрерывность функционирования государства.

Государственное управление в настоящее время переживает новый виток своего развития, так называемую трансформацию. Это обусловлено бурным развитием информационных технологий, появлением новых электронных форм взаимодействия и повсеместным распространением информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Термин трансформация многими учеными трактуется по-разному. Согласно Александровой З.Е., трансформация – это преобразование, превращение, отображение, видоизменение, модификация, вариация, вариант, версия; превращение, ревизия, переворот, перемена, ломка, перерождение, метаморфоза, перевоплощение, перелом, перестройка, перелицовка, пересмотр, пертурбация, модифицирование, трансформирование, перемена декораций, преображение, обращение, перерастание, претворение, переход [3].

Трансформация – перемена вида, формы чего-нибудь, преобразование, превращение [13].

Трансформация (лат. transformatio — изменение) – это преобразование структур, форм и способов, изменение целевой направленности деятельности [10].

Общий научный подход к трансформации государственного управления в эпоху глобальной информатизации общества состоит в том, что государственное управление претерпевает значительные изменения. Благодаря информационным технологиям возникает публичное государственно-частное партнерство, открываются новые возможности для повышения качества оказания государственных услуг, происходит глубокий синтез общества и государства, где граждане становятся главным действующим звеном государственной информационной системы.

Поскольку процесс активной информатизации государственных органов начался сравнительно недавно, примерно в 2000 году, то научных трудов в исследуемой области всѐ еще незначительное количество.

В рамках данной статьи трансформация государственного управления рассматривается с точки зрения внедрения технологий электронного администрирования в процесс управления государством. Трансформация государственного управления под влиянием электронных технологий – это процесс преобразования сущности и формы государственного управления, затрагивающий все сферы жизни общества, направленный на открытое и беспрепятственное взаимодействие с гражданами, качественное и быстрое предоставление государственных услуг, итогом которого должно стать цифровое (электронное) государство.

Сущность трансформации государственного управления, происходящей под влиянием информационных технологий, заключается в том, что государственное управление в традиционном его понимании претерпевает кардинальные изменения: в разы увеличивается скорость обратной связи между государственными органами и гражданами, сокращаются число государственных служащих и финансовые издержки на содержание аппарата государственных служащих (поскольку роль человека в реализации государственных процессов заменяет автоматизированная система), исчезает бумажная волокита (появились электронные документы, защищенные электронной цифровой подписью), участие в государственных делах становится доступно лицам с ограниченными физическими возможностями (благодаря применению электронных технологий) и так далее.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Под влиянием технологий электронного администрирования государственное управление преобразовывается, становится более открытым для граждан, качество управления выходит на принципиально иной уровень. Нельзя не согласиться с доводами Т. Игнатовой о том, что скачок в развитии информационных технологий на современном этапе влечет за собой переосмысление роли и значения государства [9].

Рассмотрим формы трансформации государственного управления, которые она может принимать под влиянием электронных технологий (рисунок 1). Данные формы выявлены на основе проведенного исследования.

Рисунок 1 - Формы электронной трансформации государственного управления.

Рисунок 1 — Формы электронной трансформации государственного управления.

Одной из форм такой трансформации можно выделить создание электронного правительства. Внедрение электронного правительства на федеральном и региональном уровне приводит к преодолению отчуждения населения от решения общественно значимых вопросов и способствует активному проявлению гражданской позиции. В современной России одним из актуальных вопросов государственного управления является вопрос формирования электронного правительства, создание которого во многом облегчит для граждан процесс поиска и получения информации о деятельности органов исполнительной власти в РФ, сформирует дополнительный инструмент обратной связи между гражданином и государством, а также создаст эффективный механизм участия граждан в деятельности государства.

Внедрение и использование новейших информационных технологий позволяет не только перейти к полной открытости и прозрачности работы государственных органов, но и дает возможность влиять на информационное настроение в обществе.

Кроме создания электронного правительства, трансформация государственного управления может принимать форму электронной демократии, а именно создание электронного парламента. Доступ к информационному ресурсу органов законодательной власти способен эффективно повлиять на взаимодействие граждан с государством в целом, содействовать открытости в процедуре обсуждения накопившихся проблем в виде диалога власти с гражданами, а впоследствии достичь плюрализма мнений для выбора лучших путей решения насущных проблем.

Свободный доступ к официальной информации, которой располагают законодательные органы власти, наглядно показывает обществу об их открытости, желании работать гласно и стремлении к демократической процедуре принятия решений.

Что касается судебной ветви власти, то и здесь электронные технологии активно используются и упрощают работу судебной системы. Форма трансформации государственного управления в данной сфере называется электронное правосудие или электронное судопроизводство. Портал электронного правосудия позволяет производить обмен документами в электронном виде между судами различных уровней, получать информацию о движении дел в режиме реального времени и получать доступ к другим функциям электронного документооборота.

Система электронного судопроизводства позволяет решить одну из важных проблем технической поддержки деятельности суда – автоматизировать процесс прохождения судебного дела и создать полнотекстовый электронный банк судебных актов, принимаемых судом определенного уровня. Создание банка судебных актов в системе происходит автоматизировано в процессе судебного делопроизводства, не требуя ни дополнительных ресурсов, ни финансовых затрат. При таком подходе обработка и хранение судебных актов сосредоточены на едином сервере, что позволяет обеспечить централизованное управление автоматизированной системой, требуемую производительность, надежность хранения информации, эффективность обработки данных и защиту от несанкционированного доступа. В России данная форма трансформации государственного управления только проходит этап становления.

Л. Сморгунов утверждает, что в настоящее время движение идет в направлении более широкого понимания возможностей информационно- коммуникационных технологий и выражается в переходе от концепции электронного правительства (e-Government) к концепции электронного управления (e-Governance). В центре концепции электронного правительства лежат понятия открытости правительственной информации и предоставление публичных онлайновых услуг, а подход «e-Governance» предусматривает сотрудничество, участие, координацию, электронную демократию в виде расширения формы и сферы влияния граждан на процесс принятия и реализации политических решений [12].

Действительно, понятие электронное управление гораздо шире понятий электронное правительство и электронный парламент; оно включает в себя эти сферы государственного управления, а ключевую роль в электронном управлении играют граждане как непосредственные участники электронной демократии.

Фундаментом для заявленных коренных преобразований может стать смена концептуальных подходов и широкое внедрение технологий электронного администрирования в деятельность государственного аппарата, контроль за исполнением нормативных правовых актов, касающихся сроков проведения модернизации в работе государственных органов, вовлечение граждан и бизнес-структур в процесс электронного принятия общественно значимых решений.

Итогом прохождения всех форм трансформации государственного управления должно стать формирование электронного государства, в котором ключевую роль будут играть информационные технологии, именно электронное взаимодействие придет на смену человеческому фактору и бюрократическому аппарату.

Рассмотрев возможные формы трансформации государственного управления, перейдем к анализу информационной структуры преобразований, происходящих в системе государственного управления под влиянием электронных технологий, и векторов трансформационных процессов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Информационная структура государственного управления является важной составляющей технологических преобразований управления и одновременно значится одной из острых проблем современного государственного управления. Являясь основой системы государственного управления, информационная система оказывает существенное влияние на объект и субъект государственного управления, реализацию государственных функций, взаимодействие государства и общества. Информационная структура задает вектор развития всех процессов государственного управления.

Выделим шесть основных векторов трансформации государственного управления.

Рассмотрим более подробно каждый из выделенных векторов трансформации государственного управления.

Формализация информации о некотором объекте – это ее отражение в определенной форме, сведение содержания к форме.

Формализация государственного управления строилась в основном на реформах законодательной базы, а также на административной реформе. Однако в период бурного развития информационных технологий формализация государственного управления приобретает новые черты и формы. Так, технологии электронного администрирования позволяют формализовать государственное управление гораздо быстрее и эффективнее, нежели путем проведения масштабных и затратных административных реформ. Используя информационные технологии, государственное управление может достичь того уровня функционирования, которое от него ожидают граждане.

Информационной интеграции всех органов государственной власти, в том числе и органами различного уровня, возможно достичь только при условии широкого внедрения технологий электронного администрирования. Использование электронных технологий позволит достигнуть принципиально более высокого уровня интеграции между всеми государственными органами.

Реализация концепции удаленного государственного управления предполагает выведение государственного управления на такой уровень, что государственный служащий в любой момент времени и в любом месте, имеющем доступ к сети «Интернет», сможет качественно исполнять свои служебные обязанности. В зарубежных странах уже созданы мобильные приложения для государственного аппарата, с помощью которых чиновники в режиме реального времени могут отслеживать государственные процессы, быть в курсе происходящих государственных процессы, оперативно отвечать на запросы граждан, получать электронные документы. В России такая концепция удаленного государственного управления не получила широкого распространения, однако в случае повсеместного внедрения электронных технологий, в скором будущем данная концепция может быть реализована и в России.

Существенную трансформацию претерпевает и характер взаимодействия государства с обществом – гражданами и бизнес- структурами, основной формой которого является оказание государственных услуг. Переход к оказанию государственных услуг в электронном виде предполагает не только их информатизацию, но и реинжиниринг всего процесса оказания услуг.

Стадии полного перехода государственных услуг в электронный вид предшествует процесс их всестороннего анализа на предмет эффективности предоставления в электронном виде. Этот процесс и называется «реинжиниринг государственных услуг». Реинжиниринг ставит своей целью выявление таких государственных услуг, предоставление которых именно в электронном виде будет способствовать сокращению человеческих, финансовых, временных или иных затрат. Если отказаться от реинжиниринга государственных услуг, то эффект от внедрения электронных технологий в этой области может оказаться близким к нулю. В этом случае реализация электронного правительства не даст положительного результата, поскольку дорогостоящие технологические решения еще больше увеличат финансовую нагрузку на органы власти, а значит, в конечном счете, и на рядовых налогоплательщиков.

Создание электронного государства – еще один из основных векторов трансформации государственного управления, предполагающий замену основных бумажных документов (ИНН, СНИЛС, паспорт, водительское удостоверение, страховой полис и т.д.) на электронные носители информации.

Основная идея электронного государства состоит в организации информационного взаимодействия органов государственной власти и общества с использованием информационно-коммуникативных технологий [8].

Согласимся с мнением А. Данилина, который полагает, что электронное государство – «это не состояние, это процесс». Страны находятся на разных стадиях данного процесса [7].

В научной литературе отмечается, что для построения и функционирования электронного государства необходимо киберпространство («информационное сверхсообщение», «инфосфера») – среда виртуального взаимодействия, включающая «как людей всех стран, культур, языков, возрастов, профессий, так и всемирную сеть компьютеров, взаимосвязанных средствами коммуникативных инфраструктур, которые обеспечивают цифровую обработку и передачу информации» [4].

Основные задачи электронного государства – это упрощение государственных процедур, сокращение затрат на содержание государственного аппарата, обеспечение прозрачности деятельности государственных органов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики [1].

Удаленное участие граждан в процессе государственного управления – это одна из целей трансформации государственного управления. Внедряя технологии электронного администрирования в процесс управления государством, граждане невольно становятся участниками таких трансформационных процессов, поскольку являются субъектами государственного управления. Вовлекая население в этот процесс, происходит коренное изменение форм участия граждан в жизни государства: становятся доступны электронные формы обращений к депутатам, у граждан появляется личный кабинет на государственных сайтах, государственные услуги можно получать не выходя из дома, бизнес-структуры имеют возможность из офиса запрашивать государственные справки, подавать требуемые документы и многое другое [5].

Таким образом, трансформация государственного управления, основанная на внедрении технологий электронного администрирования, будет способствовать повышению эффективности и оперативности государственного управления. Информационные технологии на современном этапе развития общества приобретают все большую значимость, становясь неотъемлемым фактором общественной жизни, во многом определяющим перспективы социально-политического и экономического развития российского общества.

Список использованных источников

1. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» / Собрание законодательства РФ. — 19.05.2008. — № 20. — ст. 2372.
2.Авакьян С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь.- М. — Норма. — 2001.
3. Александрова З.Е.. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М. — Русский язык. — 2011.
4. Антонос Г. А. Международные изменения права киберпространства// Право и информатизация общества. — М. — 2002. – С. 174–175.
5. Гришин С.Е. Независимая информационная экспертиза в электронном государстве: понятие и методика проведения: монография / под. ред. проф. С.А. Овчинникова. — Саратов: Изд-во Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2010.
6. Гуреев С.А., Парамонов А.Р., Лобанов В.В. Введение в государственное управление: В 3-х томах / Под ред. В.Я. Афанасьева. -М. — 1997. — Т.1.
7. Данилин А. Электронное правительство – инструмент модернизации государства // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.e-rus.ru (дата обращения: 15.12.2015).
8. Егорова А. Электронное правительство для электронной демократии. Поле чудес в нашей стране // Банковские технологии. — 2001. — № 3. — С. 15.
9. Игнатова Т.В. Административная реформа в России и за рубежом./ Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. — 2006. — С. 26.
10. Кураков Л. П., Кураков В. Л., Кураков А. Л. Экономика и право: словарь-справочник. — М. — Вуз и школа. — 2004.
11. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. — М. — Проспект. — 2011.
12. Сморгунов Л.В. Электронное правительство, менеджмент знания и административные реформы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// politex.info/content/view/59/40 (дата обращения 27.01.2016).
13. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. М. — ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ». — 2000.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1318

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке