Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «В орбите толстовства»

Аннотация. В статье приводятся аргументы в пользу утверждения о близости академика Андрея Стоянова (1890-1969) к идеям толстовства и пацифизма. Были найдены примеры из его жизни и творчества, которые представляют его, как духовно возвышенную личность, неподвластную политической конъюнктуре.

Ключевые слова: толстовство, пацифизм.

В рамках толстовского движения в Болгарии и в его ближайших идейных кругах – вегетарианцы, сторонники пацифизма, члены организации по защите прав человека, эсперантисты, представители движения воздержателей и другие – формируется духовная элита, которая имеет свои завоевания в области литературы (Николай Лилиев, Стефан Андрейчин, Никола Венетов, Илия Енчев, Йордан Ковачев, Ценко Цветанов), художественного перевода (Иван Цанев, Йордан Ковачев) и литературной критики (Георги Константинов), изобразительного искусства (Владимир Димитров-Майстора, Борис Георгиев, Минчо Кацаров) и музыки.

Также, как их духовный учитель, Лев Толстой, некоторые болгарские толстовцы увлекаются музыкой, сами организуют детей в школьные и внешкольные кружки по пению и игре на музыкальных инструментах. Однако, примером высокого профессионализма в этой области является только один – Андрей Стоянов (18901969).

Жизнь и творчество известного музыковеда, которые раскрывают своеобразие яркой индивидуальности, не позволяют категорически утверждать, в какой степени этот выдающийся ученый и академик связан с толстовством и вегетарианским движением. В его личном архиве есть письма от известных деятелей этого направления писателя Николая Лилиева и художника Бориса Георгиева, с которыми он в близких, даже дружеских отношениях. С Лилиевым, с которым известное время живут в одной квартире, часто посещают вегетарианские закусочные, где общаются с видными общественниками, связанными с идеями Болгарского вегетарианского союза.

В своей короткой автобиографии Андрей Стоянов уделил место рассказу о посещении Рабиндраната Тагора в Софию в 1926 г. Он отмечает, что жители болгарской столицы встретили индийского гуманиста как «духовного монарха» и «с благоговением» слушали его речь и сти-  хи, прочитанные на «английском и на бенгальском». Симпатия эта не случайная – толстовство духовно связано с философией индуизма и ратует за возрождение гпрастарых», морально религиозных норм совершенства.

В 1932 г. Андрей Стоянов вступает в Антивоенный комитет, он избран членом Центрального бюро этой пацифистской организации вместе с Асеном Златаровым, Георгием Бакаловым, Владимиром Топенчаровым. Позже, в 1938 г., этот факт явился  причиной  того,  что он не получил разрешения проехать через Италию, возвращаясь из Лондона, так как его зачислили в список «неблагонадежных» граждан. Ученый читает сказку «Подвиг Льва Толстого», публикует свои эссе в вегетарианской газете «Новая жизнь». В 1940 г. издана его книга «Жизнь, мечта, искусство», конфискованная Дирекцией полиции из-за пацифистских идей автора и его заступничества в отношении колониальных народов, лишенных гражданских и человеческих прав и свобод. В эссе «Современная культурность» Андрей Стоянов пишет, что неограниченная власть отдельных личностей, которая постепенно становится неконтролируемой, нарушает демократические принципы управления и превращается в угрозу для человечества. Эти идеи являются угрозой для власти и она, власть, находит способ справиться  с «непокорным» ученым и общественником. В 1943 г. атаку против него предпринимает лично тогдашний директор Музыкальной академии. «Обвинительные» материалы взяты из конфискованной книги. В докладе д-ра Васила Спасова, преподавателя в Государственной музыкальной академии, прочитанном на заседании Академического совета 5 марта 1943 г., опубликованы «отрицательные сведения», предоставленные Дирекцией полиции, а именно: профессор является членом антивоенного комитета, сотрудничает с газетами и журналами с коммунистическими тенденциями, издает книгу пацифистского характера и с пораженческим содержанием. Приводятся обширные цитаты из книги «Жизнь, мечта, искусство», все это приводит к предложению уволить его по следующим причинам: «проф. Андрей Стоянов придерживается левацких убеждений, особенно опасных в наше время»; «его цель поколебить веру в нашу религию и наше духовенство», «используя свое обаяние пианиста и педагога, … губительно воздействует на души слушателей». Эта «наказательная акция» не удается. И после Второй мировой войны Андрей Стоянов продолжает свою активную общественную деятельность, не пользуясь политической конъюнктурой. Он публикуется в официозном «Отечественном фронте» и в оппозиционной газете «Изгрев»/Восток/ под псевдонимом гГражданин». Журнал «Балканское обозрение» возвращает его статью «Подвиг Льва Толстого», так как он гне взял под внимание» отношение Ленина к писателю.

Несмотря на свою религиозность, в своих убеждениях Андрей Стоянов выступает защитником нецерковного христианства. Во всех его эссе живет идея морального усовершенствования человека, следуя основным евангельским принципам. Категорическое отрицание смертного наказания, пацифизм и призыв к ненасилию приближают его к позднему Толстому (без отрицания искусства) и к Махатму Ганди [2, с.10].

В книге «Жизнь, мечта, искусство» автор говорит о кризисе в современном  обществе,  что неминуемо отражается в искусстве. Он заявляет: «…наше больное и неспокойное время нуждается именно в таком искусстве: целесообразном и динамическом. Искусство, которое удовлетворяет глубокие и истинные потребности жизни, показывает достойные идеалы, поднимает боевой дух, ведет к подвигам и общественно полезным делам. Сколько сегодняшних «ведущих деятелей пера», имеют такое значение для нашего времени, как например, Шиллер, Гюго, Диккенс или Толстой имели для своего?» [2, с.32].

Будучи явлением в болгарской культуре и искусстве, Андрей Стоянов пользуется заслуженным уважением среди толстовцев и вегетарианской общности в Болгарии. Достаточно сильный и независимый творческий дух, превращают его в последователя учения, а его духовная близость с этой общностью является неоспоримой, но не исчерпывает его разносторонних творческих поисков.

Чувство идейной близости и связи с толстовством в Болгарии видно в поздравительном письме, отправленном Андрею Стоянову в связи с его 70-летием, Йордана Ковачева, с которым они вместе создают один из гимнов вегетарианского движения в 1929 г. В письме есть абзац, который заслуживает цитирования: «Когда выдающееся имя изысканного виртуоза, большого музыкального педагога, самого возвышенного интеллектуала в стране появилось в нашей среде и в наших изданиях, не одно сердце почувствовало новую опору, чтобы остаться на самой мучительной и самой крутой дороге к идеалу, несмотря на свои слабые силы. Сознание того, что мы на правильной стороне, если такая личность, как Вы протягивает руку и предлагает нам свое братство, укрепилось во всех нас. Позвольте нам, но мы не хотим затронуть Вашу, всем известную  скромность, присоединить Вас в своей душе к великим искателям истины, которые с глубокой древности до наших дней освещают дорогу человечеству, потому что обладают духовной силой и прозрением перешагнуть через привилегии знания, таланта, общественного блеска и пойти к своим, жаждущим любви и истины, младшим братьям и сестрам» [1, с. 2]. Анализ книг и статей, личной корреспонденции и архивных материалов, связанных с болгарскими толстовцами, заняли ведущее место в болгарской национальной культуре, ведет к следующим утверждениям:

Налицо неоспоримые доказательства того, что Андрей Стоянов симпатизирует толстовству и антивоенному движению – публичные выступления, многолетняя дружба с видными деятелями этой среды.

Недостаточная информация (или ее половинчатая подача) об идейной ориентации творцов ранга Андрея Стоянова приводит к выводу, что целые страницы болгарской культурной истории нуждаются в пересмотре и новом написании, потому что существующий вакуум ведет к одностороннему восприятию и однозначному толкованию их жизни и творчества.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников

1. Личный архив Йордана Ковачева – письмо, адресованное академику Андрею Стоянову, 1960, 2 с.
2. Стоянов А. Эссе. Из архива. С., АИ „Проф. Марин Дринов,» 1999, 280 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

978

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке