Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Возможности реформирования «я–образа» посредством ассоциативных карт «

Аннотация. В статье рассматривается проблема неконструктивного самоотношения, включающего самопредставление, самооценку и самопредъявление. Представлены возможности реформирования «Я — образа» личности посредством использования ассоциативных карт.

Ключевые слова: личность, самооценка, самоотношение, и самопредъявление, психокоррекция, ассоциативные карты.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме изучения «Я — образа» личности, феноменологическом содержании понятия, специфике определения, структурных составляющих, вопросы его реформирования остаются актуальными.

Так, говоря о «Я–образе» Л.А. Венгер рассматривает совокупность обобщенных содержательных и оценочных представлений. С. Стейн, в контексте анализа Я–концепции предлагает рассматривать «Я–образ» как существующую в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту [см. 2]. В нашей стране получило распространение, разрабатываемое А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским, представление о структуре образа–Я как о единстве когнитивного (образ собственных качеств, способностей, внешних характеристик и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т.д.) и оценочно-волевого (стремление к завоеванию уважения, повышению самооценки и т.п.) компонентов [4].

Н.И. Сарджвеладзе считает, что понятие «самоотношение» выступает в качестве родового по отношению к другим понятиям, имеющим приставку «само» и отражает весь спектр феноменов внутренней жизни личности. Именно самоотношение в качестве отдельных сторон включает в себя самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное отношение к себе, самоконтроль и саморегуляцию [5]. По мнению С.Р. Пантилеева, самоотношение можно определить как эмоционально-оценочную систему (обобщенное образование), отражающую достаточно устойчивую степень позитивного или негативного отношения индивида к самому себе. В качестве важнейших структурных образующих самоотношения выступают: самоуважение (саморуководство, самоуверенность, социальная желательность образа–Я); аутосимпатия (самоценность, самопринятие); самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение) [3].

Опыт практической работы психолога – консультанта показывает, что достаточно часто за помощью обращаются клиенты, обладающие неадекватным самовосприятием, которое проявляется как сниженная или завышенная самооценка, негативное самопредявление, неконструктивное самоотношение. Для психокоррекционной работы с подобными запросами, с использованием ассоциативных карт (как метода арт-терапии) был разработан алгоритм реформирования «Я–образа». Использование данного алгоритма делает работу по формированию адекватного «Я–образа» более структурированной и понятной как психологу так и клиенту. В работе могут использоваться самые разные наборы ассоциативных карт, например, наборы «PERSONA», «ALLEGORIES», «LYDIA JACOB STORY» и др. [1]. Какие бы карты не использовал психолог, главное требование – они должны быть адекватными целям каждого из этапов. Ниже представлена авторская методика реформирования «Я–образа» с использованием ассоциативных карт в контексте улучшения отношений со значимым другим.

Этап 1 – Анализ самоотношения. Предлагаем клиенту осознанно выбрать карту, наиболее точно характеризующую его представления о себе. Обсуждаем мысли и эмоции, желания и побуждения, возникающие при анализе карт, определяем тип самоотношения. Совместно прорабатываем вопросы:

  • какой вы (побуждаем к подробному самопредставлению – от описания внешности до особенностей характера и личностных качеств)?
  • в чем ваше отличие от других? как вы к себе относитесь?
  • как, по-вашему, к вам относятся другие?
  • какого отношения вы заслуживаете?
  • на чем основаны ваши представления?

Этап 2 – Анализ самопонимания. Предлагаем выбрать карты, символизирующие внутренних Родителя, Ребенка и Взрослого (эго-состояния). Особый акцент – на взаимодействии Родителя и Ребенка. Клиенты с заниженной самооценкой отличаются повышенной критичностью внутреннего Родителя и сверхадаптивностью / сверхбоязливостью Ребенка. Прорабатываем вопросы:

  • каковы их личностные качества?
  • чем он (она) озабочены?
  • что стремится до вас донести?
  • как строится их взаимодействие друг с другом?

Этап 3 – Анализ психологических потерь. Определяем психологические потери от активизации эго-состояний. Например: страх потери партнера, неспособность конструктивно выражать свои желания, сомнение в собственной привлекательности, состоятельности и т.п. Совместно с клиентом прорабатываем вопросы:

  • какие потребности вы удовлетворяете, находясь в этом состоянии?
  • от реализации каких потребностей отказываетесь?
  • как это сказывается на качестве отношений?
  • как сказывается на качестве всей вашей жизни?

Этап 4 – Работа с вторичной выгодой. Формируем у клиента представление о более конструктивных путях удовлетворения актуальных потребностей. Прорабатываем вопросы:

  • как имеющиеся потребности можно удовлетворить по другому?
  • каковы приобретения (эмоциональные когнитивные, поведенческие), связанные с отказом от вторичной выгоды?

Этап 5 – Гармонизация эго-состояний. Предлагаем клиенту организовать диалог внутренних Родителя и Ребенка, чтобы лучше понять неосознаваемые побуждения. Работаем с вопросами:

  • что на самом деле стремится донести ваш внутренний Родитель?
  • как он может проявить свою заботу?
  • в чем нуждается ваш внутренний ребенок?
  • каковы его заветные желания?

Этап 6 – Актуализация Взрослого состояния клиента. Анализируем образ его внутреннего Взрослого: определяем его активность, включенность в состояние клиента; установки, связанные с неконструктивными Родителем и Ребенком (подключаем рационально – эмотивную терапию А. Эллиса). Работаем с вопросами:

  • как к происходящему относится ваш внутренний взрослый?
  • на чем основываются подобные мысли и установки?
  • чем конкретно подкрепляются?
  • к какому результату ведут?

Этап 7 – Реформирование эго-состояний. Предлагаем клиенту выбрать новые образы эго-состояний. Иногда возникает необходимость нескольких «замен». Прорабатываем следующие вопросы:

  • каким бы вам хотелось видеть вашего внутреннего Родителя, Ребенка, Взрослого?
  • что каждый из них хочет донести до вас?
  • с какими словами вы можете обратиться к ним?
  • как вы к ним относитесь? что чувствуете, принимая их?
  • как меняется ваше отношение к себе?
  • как меняется ваше отношение к ситуации?

Этап 8 – Коррекция психологических потерь. На данном этапе осуществляется работа по выявлению и формированию стратегий преодоления неуверенности, страхов, сомнений; коррекция самоотношения и ожидаемого отношения со стороны других. Совместно с клиентом прорабатываем вопросы: как ваши новые внутренние Родитель, Взрослый и Ребенок помогут вам более конструктивно:

  • выражать свои желания?
  • обсуждать с партнером возникающие чувства?
  • относиться к своеобразию своей внешности, к мнению окружающих и т.п.?

Этап 9 – Работа с новым самопредъявлением. Намечаем конкретный план действий самореализации реформированного образа. К рационально – эмотивной терапии подключаем поведенческий компонент.

Прорабатываем вопросы:

  • в каких жизненных сферах вы можете реализовать ваш новый Я–образ?
  • как сможете представить его окружающим?
  • какие чувства будете при этом испытывать?
  • каким предстанете перед вашим партнером?
  • как изменяться ваши отношения с ним?
  • что можете сделать уже сейчас?

Данный алгоритм может быть полезен практическим специалистам в работе с самыми разными запросами клиентов, связанными с их самооценкой, самопредставлением и самопредъявлением.

Список использованных источников

1. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Ассоциативные карты в работе с рудным случаем. 2-е изд., доп. Новосибирск, 2016, 248 с.
2. Колядин А.П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке // Сборник трудов Северо-кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 1 (13).
3. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально–оценочная система. М. 1991.
4. Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
5. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: Монография. Тбилиси: Мецниереба, 2009.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1634

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке