Ключевые слова: международные экономические отношения; Всемирная торговая организация (ВТО); металлургия; антидемпинговые пошлины.
Всемирная торговая организация (ВТО) была образована в 1995 году. Эта организация заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций. Ее главной задачей является регулирование торгово-политических отношений участников Организации на основании пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом [1].
В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают в себя отсутствие дискриминации, более свободные условия торговли, стимулирование конкуренции и различные дополнительные положения для наименее развитых стран. Эти документы считаются правовой базой международных торговых отношений [2].
При вступлении в ВТО государство получает ряд существенных преимуществ, например, доступ к регулированию международной торговли, возможность продвижения своих экономических интересов, рост доходов от экспорта товаров и услуг [3, с.65].
В 1946 г. СССР отклонил предложение принять участие в Генеральном соглашении о тарифах и торговле ГАТТ (предшественнике ВТО) и стал несколько позднее учредителем СЭВ – интеграционной организации социалистических стран, которая должна была стать своего рода «заменителем» ГАТТ в торговле между странами социалистического лагеря.
В 1979 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении с ГАТТ и получении СССР статуса наблюдателя в нем. Такой статус был предоставлен СССР только в 1990 г. Россия унаследовала этот статус с 1992 г.
В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. В рамках Рабочей группы ведутся переговоры о выработке условий присоединения России к ВТО. В состав Рабочей группы по присоединению России к ВТО входило 65 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров было вовлечено 53 страны, по доступу на рынок услуг – 29 [4].
На первом этапе переговоров в рамках многосторонних соглашений рассматривалось соответствие нормам ВТО экономического механизма и торгово-политического режима России. К 1998 была завершена подготовка тарифных предложений и начались двусторонние переговоры, направленные на согласование тарифов. Начиная с 2000 года переговоры стали охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО: тарифную политику, доступ на рынки товаров и услуг, сельское хозяйство, системные вопросы касательно мер, которые необходимо предпринять в области законодательства. К 2004 г. после подписания Россией Киотского протокола, удалось согласовать почти все вопросы, вызывавшие озабоченность ЕС. Воздействие на длительность переговоров оказал экономический кризис 2008-2009 года. Также на ход переговоров повлияло и создание Таможенного Союза между РФ, Республикой Белоруссией и Казахстаном. Россия приняла на себя обязательства об обеспечении выполнения требований ВТО и на уровне Таможенного союза [5, с.5].
В августе 2012 года Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации. В результате членства в ВТО отечественный бизнес стал более консолидированным в выходе на мировую арену и получил возможность влиять на пересмотр ряда антидемпинговых мер в некоторых секторах экономики.
Вступление в ВТО, оказывая влияние на условия доступа российской металлургической продукции на внешние рынки и инвестиционную привлекательность отрасли, воздействует на объемы производства и экспорта металлургической продукции, что, в итоге, отражается на экономике России в целом.
Металлургия – одна из наиболее развитых отраслей в российской экономике. По важности для российской экономики, металлургическая отрасль занимает второе место после нефтегазовой промышленности. Всего в Российской Федерации действует около 28 000 различных организаций, которые связаны с производством металлургической продукции [6].
В отношении экспорта российской металлургической продукции до вступления в ВТО зарубежными государствами использовались различные методы торговой политики, нарушающие требования этой организации. Россия не имела права обращаться в орган по разрешению споров ВТО, поэтому страны-импортеры безнаказанно использовали дискриминационные меры.
В качестве основных проблем можно выделить ряд значимых факторов, таких как геополитические противоречия России и Запада, санкции и контрсанкции, значительный отток капитала из страны, которые существенно влияют на характер текущих отношений России и ВТО, осложняя их.
Список использованных источников
1. Всемирная Торговая Организация. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.ru (дата обращения 17.04.2017).
2. Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org (дата обращения 21.04.2017).
3. Оболенский В.П. Россия в ВТО: обязательства, возможности, риски. Мировая экономика и международные отношения. 2012. №6. С. 65.
4. Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.bumprom.ru/im/files/275_fname.pdf (дата обращения 15.04.2017).
5. Членство в ВТО — новый этап участия России в международной торговой системе / под ред. С.Ф. Сутырина, Н.А. Ломагина. СПб.: Издательский центр экономического факультета СПбГУ, 2013 — 264 с.
6. Доклад «О развитии отечественного бизнеса и повышении его конкурентоспособности на мировом рынке в условиях членства России во Всемирной торговой организации» // Государственный совет Российской Федерации, сентябрь 2014.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.