Ключевые слова: Правоохранительная деятельность, ФТС, МВД, ФСБ, правонарушение, оперативно-розыскная деятельность.
Вкупе с глобальным развитием мировых экономических отношений, интеграцией РФ в международное экономическое пространство увеличивается и число правонарушений в области таможенного дела. Особую важность приобретает правоохранительная деятельность таможенных органов как инструмента предотвращения и расследования правонарушений в данной сфере. Правоохранительная деятельность осуществляется таможенными органами всех уровней от ФТС до таможенных постов. Правоохранительный статус таможенных органов РФ закреплен ст.7 ТК ТС (согласно которому таможенные органы ведут оперативно-розыскную деятельность, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей), указами Президента РФ. Таким образом, нормативно-правовую основу деятельности таможенных органов в части административного принуждения и наказания составляют Кодекс РФ об административных правонарушениях и Таможенный Кодекс Таможенного союза, в части дознания и оперативно-розыскной деятельности- Уголовно-процессуальный, Уголовный кодекс РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». [1]
Правоохранительная деятельность –деятельность уполномоченных государственных органов и общественных формирований, осуществляемая для обеспечения охраны права путем применения мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния и юридического наказания соответственно. Наиболее распространённые меры принуждения, применяемые таможенными органами – таможенное наблюдение; проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ; проверка доку-ментов и сведений, необходимых для таможенных целей; досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка системы учета и отчетности.
Таможенные органы как государственные правоохранительные органы, несут ответственность за обеспечение правопорядка и законности, защиту прав и свобод человека, законных интересов государственных и негосударственных организаций, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями. Однако специфика таможенных органов РФ, отличающая их задачи от задач других правоохранительных органов – это защита экономического суверенитета, экономической безопасности РФ, единства таможенной территории ЕАЭС и экономических интересов страны, соблюдение законодательства в сфере таможенного дела, обеспечение выполнения гражданами, хозяйствующими субъектами и государственными органами обязанностей в области таможенного дела. ФТС осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела; обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Таможенные органы несут обязанность по принятию предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом мер при обнаружении преступлений и лиц, их совершивших.
Таможенные органы как субъект системы правоохранительных органов в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами, а также с другими государственными органами и негосударственными структурами (предприятия, организации). В работе по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечению незаконного вывоза и ввоза в РФ оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей, выявлению условий, способствующих совершению данных правонарушений таможенные органы осуществляют взаимодействие с МВД и ФСБ РФ: подразделения МВД на местах проводят оперативно-розыскные мероприятия в среде потребителей и сбытчиков наркотиков, спекулянтов валютой и культурными ценностями, лиц, занятых в организациях и предприятиях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; ведут учет культурных ценностей, задержанных по делам о контрабанде, сбытчиков наркотиков, располагающих межнациональными связями, информируют органы ФСБ о лицах, подозреваемых в причастности совершения или о фактах их подготовки незаконных внешнеэкономических операций и особо опасных государственных преступлений, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности, со стороны участников ВЭД; о появлении в незаконном обороте на внутреннем рынке наркотиков иностранного производства и новых форм незаконного перемещения через государственную границу предметов, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту; о случаях хищений культурных ценностей из музеев, частных коллекций, церквей. ФСБ ориентируют о возможных фактах контрабанды, связях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения, оказывает содействие в обеспечении контроля за объектами оперативной заинтересованности органов внутренних дел. При проведении мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности взаимодействие таможенных органов с органами МВД и ФСБ осуществляется на основе совместных планов, и координация взаимодействия при решении вопросов организации борьбы с преступностью возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы. Перспективным и активно развивающимся направлением в борьбе с таможенными правонарушениями является развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран (что даёт возможность получать документы и иную информацию от таможенных служб иностранных государств). На сегодняшний день в числе стран, с которыми Российская Федерация заключила межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в сфере таможенного дела страны Евросоюза, Китайская Народная Республика, Монголия, Южная Корея, государства — участники СНГ и другие. Одной из форм международного сотрудничества (в частности в правоохранительной деятельности) является сотрудничество таможенных органов через межгосударственные ор-ганы. Таким органом в ЕАЭС выступает Евразийская Экономическая Комиссия. [4]
Список использованных источников
1. Таможенный Кодекс Таможенного Союза (ред. от 08.05.2015)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ
4. Егоров С.А. Международное право. Учебник. 2014 г.