Ключевые слова: «Зеленая» логистика, экологический менеджмент, зеленые цепи поставок, устойчивое развитие.
В настоящее время, время глобально развитой торговли, экологические проблемы, которые в последние годы все больше волнуют общественность, становятся значимыми также и для различных бизнес-сфер. На данный момент российские компании, построившие стабильные логистические системы, переносят свое внимание с оптимизации исключительно таких логистических операций, как складирование, транспортировка, упаковка, сбор информации и др. на фактор, который с недавних времен также оказывает влияние на итоговую стоимость цепей поставок: взаимодействие компании с окружающей средой на всем этапе товародвижения. Сосредоточение компаниями внимания на этом вопросе обусловлено резко возрастающим политическим воздействием и законодательным регулированием, ростом важности факторов, обеспечивающих защиту окружающей среды и повышением спроса на специалистов в области экологического менеджмента. Появление данных факторов связано с элементарным осознанием масштабов влияния человеческой деятельности на окружающую среду, которое в последние годы приобретает всеобъемлющий характер.
«Зеленую» логистику можно определить как деятельность, направленную на выявление и измерение негативного воздействия на окружающую среду в процессе доведения товара до конечного потребителя, а также исследования, осуществляемые для поиска способов уменьшения данного негативного воздействия. Преобладающая доля ущерба природной среде наносится в процессе транспортировки, неотъемлемой частью которой является выброс в атмосферу вредных веществ.
Необходимо подчеркнуть, что логистические принципы порой вступают в настоящие противоречия с мерами по смягчению наносимого вреда экологии. В идеале каждый производитель товаров или услуг желает выстроить свою логистическую систему таким образом, чтобы осуществлять доставку товара до конечного потребителя по принципу «Just-In-time» и «Door-to-door». Эффективность системы распределения необходимо увеличивать за счет снижения временных показателей управления тем или иным товарным потоком. Однако при этом стоит уделять должное внимание надежности, то есть стремлению к стопроцентной вероятности совершения запланированной поставки и полной сохранности доставляемого товара, ведь именно данный фактор послужит основой для плодотворных и долговременных отношений с клиентом. Для решения только этих двух задач транспортно-логистический отдел вынужден прибегнуть к использованию самых гибких и надежных видов транспорта, которые, как правило, и оказывают наибольшее отрицательное влияние на окружающую среду.
В качестве еще одного примера расхождения логистических принципов с принципами защиты окружающей среды можно выделить тенденцию сокращения страховых запасов. В процессе достижения данной цели наблюдается перераспределение нагрузок со складских хозяйств в сферу транспортной составляющей. Необратимое увеличение использования транспорта приводит к новым заторам на дорогах и росту показателей выброса вредных веществ в атмосферу.
Таким образом, можно сделать вывод, что осуществление функционирования «зеленой» логистики не может являться простым мероприятиям, так как сама сущность логистики во многом противоречит требованиям по защите и поддержанию окружающей среды. Но на расхождении принципов сложности не заканчиваются.
Российские компании, имеющие намерения стать «зелеными» и социально ответственными, сталкиваются с рядом трудностей, ведь экологическая логистика в нашей стране только начинает набирать обороты:
- Высокий уровень затрат. Минимизация вреда окружающей среде напрямую связана с затратными исследованиями и необходимостью покупки экологоохранного оборудования, стоимость которого отпугнет даже самых социально ответственных предпринимателей;
- Низкий уровень предложения рынка. Кроме того, если и находятся желающие принести в жертву огромные суммы денег ради заботы об окружающей среде, то отечественный рынок не во всех случаях может удовлетворить запросы на те или иные агрегаты и топливо;
- Отсутствие опыта применения принципов «зеленой» логистики в России;
- Существенный дефицит профессионалов в данной сфере.
Опираясь на вышеперечисленные обстоятельства, можно понять, почему в России «зеленых», социально ответственных компаний насчитываются лишь единицы. Однако те, которые предпринимают меры по снижению уровня наносимого вреда даже в таких сложных условиях, могут существенным образом поднять свою репутацию в глазах общественности. Но есть ли вообще компании в России, преуспевающие в данном начинании? Да, одним из примеров является ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен».
С 2010 года концерн HEINEKEN N.V. реализует программу развития бизнеса «Brewing a Better Future», одна из целей которой – стать самым социально ответственным производителем пива во всем мире к 2020 году. Осуществляется эта цель посредством обеспечения эффективности с точки зрения заботы об окружающей среде на всех этапах производственной цепочки, начиная от закупки сырья и заканчивая доставкой конечному потребителю. При выборе поставщиков преимущество получают те, которые соответствуют высшим категориям экологических норм безопасности. Для снижения уровня выброса вредных веществ в атмосферу при распространении готовой продукции компанией была разработана уникальная модель по оценке и уменьшению «углеродного следа» на всем этапе жизненного цикла продукта.
Также в распоряжении компании находится такая технология, как «зеленый компас», которая помогает выбрать направление действий в методике снижения выброса вредных веществ в окружающую среду. Кроме того, совместно с другими компаниями HEINEKEN поддерживает «Книгу лучших практик», в которой спасители окружающей среды делятся лучшими разработками в данной области.
Проведенная в течение 2012 года оценка деятельности компании позволила начать реализацию конкретных мер, которые уже в следующем году принесли первые результаты.
Несмотря на то, что данный показатель ощутимо выше, чем среднее значение для концерна HEINEKEN N.V., которое составляет 6,7 кг. CO2 экв./гл, можно тенденцию к снижению вредных выбросов в атмосферу: показатель уменьшился почти на треть по сравнению с 2008 годом.
К 2020 году ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» обязуются исполнить три главных задачи: сократить выброс парниковых газов на 40% в производственной сфере, сократить выброс парниковых газов на 20% в сфере дистрибуции и сократить выброс парниковых газов на 50% холодильными установками.
И по прогнозам уже в конце 2017-го года ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» в России выйдет на целевой показатель сокращения прямых и косвенных выбросов CO2 на 20% в сравнении с базовым годом.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Несмотря на ряд различий принципов логистики и заботы об окружающей среде, а также трудностях, возникающих в реалиях становления «зеленой» компании в Российской Федерации, такие сознательные предприниматели существуют, а главное, их деятельность в данном направлении уже дает первые успешные результаты. Государству необходимо разрабатывать ряд мероприятий по привлечению компаний к социально ответственной деятельности с помощью различных льгот, ведь осознание получения преимуществ определенно послужит мотивацией к переходу на «зеленые» цепочки поставок, что непременно увеличит предложение необходимого оборудования и кадров в сфере «зеленой» логистики.
Список использованных источников
1. Капустина Л.С. «Зеленые» технологии в логистической деятельности // Известия УрГЭУ. 2016. №2 (64). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zelenye-tehnologii-v-logisticheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.05.2017).
2. Отчет о деятельности компании HEINEKEN в России в области устойчивого развития бизнеса в 2015 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.heinekenrussia.ru/upload/Sustainability_report_2015 HEINEKEN_R ussia.pdf (дата обращения: 11.05.17)