Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Алдар-Косе и Робин Гуд: сравнительная характеристика образов двух народных героев»

Актуальность данного исследования заключается во всебольше возрастающем культурном и политическом сотрудничестве народов мира, в том числе казахов и англичан; в возможности по завершению проекта иметь достоверное представление о национальном характере англичан, что позволит обрести уверенность и доверие в дальнейшем взаимодействии двух стран.

Помощь в написании статьи

Актуальность обусловлена также недостаточной разработанностью в современной научной литературе темы влияния национальных фольклорных традиций на современную культурную практику.

Изучение фольклора страны позволяет не только заглянуть в ее прошлое и понять причины тех или иных современных явлений культуры, но и строить на этом основании достаточно обоснованные прогнозы развития страны в будущем. Но в современных условиях постоянно расширяющегося международного сотрудничества важнее другое: исследование фольклора страны дает возможность глубже почувствовать национальный характер данного народа—а значит, эффективнее общаться друг с другом. Много лет изучая английский язык, мы заинтересовались национальным характером англичан.

Объектом данного научного исследования являются образы двух народных героев на примере легенд об Алдаре-Косе и Робин Гуде.

Предметом исследования являются национальные особенности, страхи, мечты, идеалы казахов и англичан, особенности и условия формирования их легенд.

Гипотеза: если сравнить образы двух народных героев, то можно проследить сходства в создании образа национального героя, а также его влияние на мировоззрения современной молодёжи.

Цель исследования — провести сравнительно-сопоставительный анализ двух народных героев казахских и английских легенд.

Для достижения цели требуется решение следующих задач:

1.  определить понятие «легенда», выявить его жанровые особенности, его место в фольклоре;

2.  изучить и сравнить образы Алдара-Косе и Робин Гуда;

3.  рассмотреть и сравнить страхи, мечты, идеалы национального героя и другие базовые характеристики казахских и английских легенд;

4.  выяснить, как формируется национальный фольклор и как он влияет на современную жизнь народов.

Научная новизна — анализ образов фольклорных героевдвух не являющихся родственными этнических групп, сопоставление выявленных в ходе исследования характерных признаков; установление влияния народного фольклора на формирования современного менталитета и системы жизненных взглядов рассматриваемых народов; изучение ранее недостаточно исследованного образа (Алдара-Косе) в системе казахского фольклора.

Методы исследования: изучение литературных и этимологических источников, сравнительно-сопоставительных анализ и синтез полученных данных.

Теоретическая значимость — данное исследование затрагивает область литературы, так как объектом исследования является фольклорные образыдвух народов мира; затрагивается область истории, так как в содержании легенд часто упоминается о реальных, имевших место в истории событиях. Также, исследуя особенности национального характера, подвергаются изучению и исторические факторы, повлиявшие на его формирование.

Практическая значимость заключается в возможности использования её результатов лингвистами, историками, литературоведами, представителями официальных учреждений, занимающихся вопросами общественной связи и интеграции культур казахского и английского народов.

Легенда — это фольклорное произведение исторического содержания с измененными, преувеличенными фактами. Мы провели сравнительный анализ образов двух народных героев казахских и английских легенд — Алдара-Косе и Робин Гуда.

1.  Характеристика

Алдар-Косе — находчивый и хитрый бедняк, он защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, скупцов и глупцов. Рассказывают о нем по-разному, но все сходятся на том, что он был беден и добр, ненавидел угнетателей народа, боролся с несправедливостью и помогал обиженным.Заступник простых людей перед жадными баями, он, благодаря природной смекалке и искрометному остроумию, всегда выходит сухим из воды, наказывает тех, кто обижает слабых, и заступается за бедняков [4, c. 46].

Робин Гуд — легендарный благородный разбойник, который грабил алчных богачей и раздавал деньги беднякам. Он — отличный лучник, смелый, изобретательный и благородный человек.

По преданию, он действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема и боролся за справедливость — грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам. И хотя знати сильно доставалось от Робина, иногда разбойник помогал и оказавшимся в беде дворянам.

Он олицетворял благородство, справедливость, был защитником слабых и обездоленных. Спокойный, хладнокровный Робин Гуд с пылающим справедливостью сердцем стал настоящим героем для англичан.

2.  Этимология имен

Алдар-Косе — это не имя, а прозвище. «Алдар» — означает «обманщик», «Косе» — «безбородый». Желая, чтобы сын стал заступников бедных, отец назвал его Алдар. Когда Алдар стал взрослым, оказалось, что у него не растет борода, поэтому его и прозвали «безбородым» [5, c. 98].

Слово hoodпо англ. означает «капюшон», оно указывает на элемент одежды Робина Гуда и с ошибочной русской этимологией (от англ. good— «хороший») связано только схожим звучанием. Но у слова hoodесть и переносный смысл — скрывать (накрыть капюшоном).

Слово robinпереводится как «малиновка», но возможно, что имя героя — результат переосмысления выражения “Robinhood” —Роб (Роберт) (гоb, robberтакже означает «грабитель») в капюшоне.

3.  Время возникновения

Конкретных данных о непосредственном времени жизни Алдара-Косе нет, и упоминается он только в литературных источниках без указания конкретных дат или событий, позволяющих установить какие-либо конкретные сроки.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Ученый А.Маргулан отнес произведение «Алдар-Косе» к огуз-кыпчакской эпохе (VI—XII вв) [6, c. 84].

Существуют много различных версий о времени жизни Робин Гуда.

По некоторым версиям, он жил в царствование короля Генриха II, то есть приблизительно в 1160 г, и умер в царствование короля Генриха III — 12 ноября 1247 года [8, c. 143].

По другим версиям Робин Гуда принято считать современником короля Ричарда I, по прозвищу Львиное Сердце, который правил с 1189 по 1199 год [9, c. 46].

Другие сочинители баллад переносили его в эпохи Эдуарда II (1307—1327) и Генриха VIII (1491—1547) [12, c. 69].

Время жизни Робин Гуда менялось в зависимости от приписываемых ему подвигов и связи с теми или иными королями.

4.  Происхождение

Алдар-Косе был сыном бедного пастуха Алдана, который постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев.

Из множества версий о происхождении Робин Гуда можно выделить 2 наиболее популярные:

1.  Дворянское происхождение. Герой, названный Робин Гудом, родился в Локсли, графство Ноттингем. Он был выходцем из благородной семьи, и его часто именовали графом Хантингтонским, титулом, на который, по крайней мере к концу своей жизни, он претендовал (уверяя, что его прабабка была графиней Хантингтонской) [9, c. 64].

2.  Простолюдин. Робин Гуд был йоменом, то есть свободным ремесленником или крестьянином, сыном холопа графа Уоррена [14, c. 33].

5.  Прототипы

Нет никаких данных о прототипах Алдара-Косе. Считается, что он — собирательный образ, кропотливо созданный сознанием простого угнетаемого народа.

Существует множество различных версий о прототипах Робин Гуда. Наиболее распространены следующие версии:

1.  Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля — об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г, найденном в Лондонском общественном архиве [13, c. 75].

2.  Роберт Фитзут, граф Хантингтонский (1160—1247). Родился в Локсли, прожил 87 лет. Был объявлен вне закона в XII веке. Его земли перешли Рэнольфу, графу Честерскому [11, c. 99].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

3.  Роберт Гуд из Уэйкфилд Роуз (1290—1347). По некоторым версиям настоящим Робин Гудом был Роберт Гуд, который появлялся при дворе Уэйкфилд Роуз в 1316—1317 гг. Согласно этой теории Роберт Гуд был объявлен вне закона не из-за грабежа, а из-за поддержки Томаса, графа Ланкастерского, который восстал против короля Эдварда II в 1322 году [11, c. 70].

4.  Сэр Роберт Фолиот (1110—1165). Его семья, владевшая землями Уэллоу, под псевдонимом Робин Гуда тайно помогала бедным в борьбе с беззаконием. Носившая титул Лордов, несколько поколений эта семья защищала бедняков, вплоть до XIV века [13, c. 54].

6.  Союзники и противники

В большинстве сюжетов Алдар-Косе действует в одиночку, но в отдельных случаях его помощником, другом или соперником является Жиренше шешен. Но Жиренше шешен неизменно возникает как самостоятельный положительный персонаж и в некоторых сюжетах действует независимо от Алдара-Косе.

Общее число вольных стрелков в отряде Робина изменялось от полсотни до ста человек в разных рассказах. Наиболее популярными героями этой легенды наряду с самим Робин Гудом являются его помощники Маленький Джон, Брат Тук, Уилл Скарлет, Мач, сын мельника и жена Робина — дева Мэриан.

У Алдара-Косе не было личных врагов, поэтому его целью были все жадные и эгоистичные баи.

Несмотря на то, что Робин Гуд сражался против всех алчных богачей, встречающихся ему на пути, главными его врагами были шериф Ноттингемский, рыцарь Гай Гисборн и принц Джон, с которыми у него были личные счеты.

7.  Причины появления легенд

В те времена простой народ постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев. Поэтому казахский народ остро нуждался в человеке, который защитил бы их от вседозволенности и произвола алчных богачей.

Основной приметой тех времен является борьба народа (в меньшей степени — дворянства) с чужеземными завоевателями-норманнами, с нормандскими феодальными баронами, которые считали все для себя дозволенным, проливали по прихоти кровь. Англосаксы бунтовали — многие из них уходили в леса, создавая там банды для самозащиты. Угнетенный английский народ остро нуждался в защитнике, и реальный Робин Гуд, живший в Англии в XIII в., своими поступками вдохновил крестьян на создание красивой легенды о благородном разбойнике. Робин Гуд — собирательный образ, олицетворение надежд и мыслей всех бедных людей тех веков.

8.  Связь с мифологией

Образ Алдара-Косе не имеет связей с мифологией. Хотя в некоторых сюжетах прослеживается наличие мифологических элементов (например, участие чертей, великанов и т. д.) [10, c. 152].

Как и многие герои легенд, Робин Гуд имеет не только исторические, но и мифологические корни. Иногда прозвище разбойника связывают с персонажем британского фольклора Робином Гудфеллоу (т. е. Робин Добрый Малый). Так звали проказливого лесного духа, предводителя эльфов (или лепреконов), который носил зеленую одежду. В Англии долго существовал майский праздник, посвященный Робин Гуду, когда крестьяне отправлялись в лес собирать свежие зеленые ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединялся с языческим лесным божеством [9, c. 33].

9.  Народность

Алдар-Косе — сын бедняка, т. е. выходец из народа, борющийся за справедливость, что уже обуславливает народность его образа. Его имя известно каждому не только казахстанцу, но и жителю Средней Азии. Он пользуется всенародной любовью. Народная мудрость и чувство юмора казахского народа нашли свое отражение в герое национального фольклора Алдаре-Косе.

Робин Гуд был назван «чистым созданием народной музы» [12, c. 201].Любовь, которой он пользуется не только среди английского народа, но и по всему миру, можно доказать его повсеместной известностью, постоянным участием его персонажа в поэмах, книгах, фильмах, театральных постановках. Его образ не забыт, недаром баллады о его подвигах передавались из поколения в поколения в течение более 600 лет. Его образ ассоциировали со многими борцами за справедливость во время «движения луддитов»и борьбы против Нормандской и Анжуйской династий. Его имя часто встречается в народных пословицах и поговорках (“То overshootRobinHood”, “Ascrook’dasRobinHood’sbow”). Его имя стало нарицательным. Любовь народа к нему можно также передать строчками Вальтера Боуэра, сделавшего дополнение к хронике каноника Фордуна: «Между людьми, лишенными собственности, был знаменит разбойник Робин Гуд, которого народ любит выставлять героем своих игр и театральных представлений, и история которого, воспеваемая странствующими певцами, занимает англичан более других историй». В большей части версий о его происхождении Робин Гуд — простой крестьянин, выходец из народа. В версиях, где Робин Гуд предстает человеком благородного происхождения, он — справедливый, близкий к народу, любящий своих подданных граф.

10.  Актуальность героев

В настоящее время имя Алдара-Косе широко известно среди молодежи. В течение XX—XXI вв. о нем было снято несколько фильмов (в т. ч. фильм «Алдар-Косе» 1988 года; фильм «Алдар-Косе», съемки которого идут в настоящее время) и мультфильмов, он много раз упоминался в литературе. Его имя стало нарицательным.

Персонаж Робин Гуда известен каждому современному жителю не только Англии, но и почти всего мира. В течение только XX—XXI вв. было снято бесчисленное количество фильмов, мультфильмов и телесериалов, его образ напрямую или косвенно был задействован во многих книгах, было поставлено множество спектаклей.

11.  Изученность образов

Образ Алдара-Косе на данный момент изучен слабо. Исследования в свое время проводил академик В.А. Гордлевский,который рассматривал его лишь в совокупности с другими персонажами тюркских легенд [3, c. 44]. Ученый Борис Привалов,ссылаясь на разговор с великим акыном Джамбулом, не только утверждал о подлинном существовании Алдара-Косе, но и занимался сбором сюжетов с участием Алдара-Косе и других знаменитых персонажей [8, c. 59]. А исследованием легенд об Алдаре-Косе, существовавших еще в раннее средневековье, занимался знаменитый казахский академик А. Маргулан [6, c. 86].Тем не менее, эта тема до сих пор осталась недостаточно изученной. Исследовательских работ, посвященных исключительно Алдару-Косе, на данный момент нет.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Изучение образа Робин Гуда в английском фольклоре началось еще в XV веке и продолжается в настоящее время. Исследования проводились и до сих пор проводятся в самых разных направлениях: попытки установить подлинность личности Робин Гуда и его прототипов (Роберт Хэншоу «Роберт Гуд Ноттингемский и его связь с Де Каймом», Грэхем Керби «Жизнь и времена Робин Гуда», Ричард Рузерфорд-Мур «Когда Робин Гуд встретил Ричарда Львиное Сердце»), изучения преобразования легенды на протяжении веков (Шарлотта Далгаард «Легенда сквозь века»), определение влияния Робин Гуда и его значимости на различные сферы общественной жизни (Ричард Рузерфорд-Мур «По следу разбойника в графстве Робин Гуда», «Похороните меня там, где упадет моя стрела»).

Таблица 1.

С целью выявления влияния легенд об Алдаре-Косе и Робин Гуде на формирование сознания нынешнего поколения, мы провели анкетный опрос среди учащихся 9—11 классов гимназии № 132 г. Алматы. Было опрошено 59 человек. На основе анализа первичной информации, мы пришли к выводу, что народные легенды занимают важное место в процессе формирования сознания молодого поколения. Народная легенда является частицей народного опыта, и ее способен осознать каждый подросток. Все народные легенды содержательны и отшлифованы самим народом таким образом, чтобы молодое поколение было способно в полной мере перенять его опыт и стремиться к воплощению его идеалов.

Согласно результатам анкетирования самыми известными легендами наибольшая часть школьников считает легенды об Алдаре-Косе и Робин Гуде. По их мнению, эти герои выражают собою все то, к чему стремился народ, его желания, мечты, его чаяния. Мечты о таком национальном герое — это уже своеобразный бунт против угнетателей, ведь подобного рода преступные мысли, возникая, лишь развиваются дальше, разрастаясь до размера настоящей революции. И значит, Алдар-Косе и Робин Гуд выражают непосредственно национальный характер и казахов, и англичан — смелость для восстания, нетерпимость к попиранию прав, признание истинного благородства, готовность бороться за справедливость, доброта, народная мудрость, чувство юмора.

Повлияв, таким образом, на людей в первое время своего возникновения, они несколько изменили ход мыслей целых поколений. И эти новообретенные представления об истинной ценности жизни не могли не передаться следующему поколению, детям. От детей — к внукам. И дальше — к правнукам. Так они дошли до наших дней и не утратили своей воспитательной ценности.

И сегодняшние представления казахского и английского народов о смелом и благородном идеале — результат вдохновения прадедов нынешнего поколения возникновением истинно народных героев — Алдара-Косе и Робин Гуда.

Результатыданного исследования:

1.  определено понятие «легенда», выявлены его жанровые особенности и занимаемое им место в фольклоре;

2.  изучены и сравнены образы Алдара-Косе и Робин Гуда;

3.  рассмотрены и сравнены страхи, мечты, идеалы национального героя и другие базовые характеристики казахских и английских легенд, на основе чего составлена сравнительная характеристика в виде таблицы;

4.  выяснено, как формируется национальный фольклор и как он влияет на современную жизнь народов.

Выводы:

1.  Различные исторические, культурные и бытовые условия способствуют формированию своеобразия национальных особенностей в литературной, фольклорнойи философской, характеризующей мировоззрение этноса, областях.

2.  Специфичные условия формирования народного мировоззрения в значительной степени влияют на идеологическую структуру современного общества. Но, несмотря на историческую и географическую отдаленность друг от друга, казахский и английский этносы обладают схожей системой фольклора, а также схожими составляющими этой системы.

Список литературы:

Бородулина Н.В. Мифы и легенды народов мира. М., 2011.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Морозов М.М. Баллады о Робин Гуде — избранные статьи и переводы. М., 1954.

Невский Б. Вперед в прошлое. Робин Гуд. Мир фантастики. М.,2003.

Смирнова Н.С. Об источниках и вариантах казахского героического и сказочного эпоса // Вести АН КазССР, 1953.

Смирнова Н.С. Фольклористика Казахстана // История казахской литературы, Алма-Ата, 1968.

Толеубаев А.Т., Касымбаев Ж.К, Койгелдиев М.К. и  др. История Казахстана для гуманитарных школ. Алматы, 2006.

Шанский. Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. 7-е изд., стереотип. М., 2004.

CharlotteDahlgaard. TheLegendthroughtheages. Oxford. 2011.

EdvinHartlend. EnglishFairyandFolkTales. Легенды старой Англии. М.,2007.

Graham Kirky. On the Outlaw Trail in Robin Hood county. Oxford. 1996.

James O’Driscoll. Britain. The country and its people. Oxford. 2010

Richard Rutherford-Moor. The life and times of Robin Hood. Longman. 2008.

Robert Henshaw. Robin Hood of Nottingham and the De Kyme connection. Cambridge. 2004.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1249

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке