Умения применять математические методы для решения прикладных задач, в том числе социально-экономического характера, интерпретировать их результаты и учёт реальных ограничений может пригодиться выпускникам в их будущей жизни.
Моя исследовательская работа посвящена решению задач типа В4 ЕГЭ по математике, это задачи на выбор оптимального варианта. Для их решения требуется умение и навык безошибочного вычисления, необходима простая логика, не всегда нужны глубокие математические знания. Задачи B4 относительно просты. В задачах данного типа нужно просчитать все имеющиеся варианты и выбрать оптимальный. Ответ записать, опираясь на вопрос задачи. В этом задании довольно громоздкие вычисления.
Главная цель задач данного типа — проверить умение использовать математические знания в повседневной жизни для решения практических задач. Так как эти задачи постоянно встречаются в повседневной жизни, я решил провести их анализ и попробовать создать несколько алгоритмов для решения подобных задач разных типов. Для создания подобных алгоритмов я выбрал программу Microsoft Office Excel [3], как наиболее подходящую для работы с числовой информацией, представленной в табличной форме. Создав единую формулу для решения конкретной задачи, в дальнейшем я смогу решать все схожие задачи, просто поменяв исходные данные.
Практико-ориентированные задания типа В-4 в зависимости от формулировки условия (табличный, текстовый) и степени использования логических операций можно условно разделить на несколько групп [1, 2]:
1. — задачи решающиеся непосредственно с помощью Microsoft Office Exсel;
2. — задачи в которых необходимо введение каких-либо дополнительных данных или требующих изменений в заданных таблицах;
3. — задачи требующие логических функций, округлений и других дополнительных операций.
К задачам первого типа можно отнести задачи на подсчет рейтинга, фрагмент решения приведён на рисунке 1. Формула для расчета рейтинга: R=4(2F+2Q+D)–0.001P, где F — функциональность; Q — качество; D — дизайн [1].
Рисунок 1. Решение задачи на вычисление рейтингов
Данный рейтинг предназначен для нахождения оптимального варианта при покупке бытовой техники.
Также к задачам данного типа можно отнести задачи на подсчет тарифов ЖКХ. Условие было задано в текстовой форме, поэтому для удобства подсчета я перевел текстовые данные в табличную форму.
Условие: Средний расход электроэнергии гражданина в дневное время 110 кВт*ч, а в ночное 155 кВт*ч. По однотарифному счетчику гражданину нужно оплачивать всю электроэнергия по тарифу 2,5 руб. за кВт*ч. После установки двухтарифного счетчика гражданину нужно оплачивать дневной расход по тарифу 2,5 руб. за кВт*ч, а ночной расход по тарифу 0,6 руб. за кВт*ч. В течение 12 месяцев потребление и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше заплатил бы гражданин за этот период, если бы не поменялся счетчик, решение на рисунке 2 [1].
Рисунок 2. Подсчёт тарифов
Цель данной задачи — подсчитать выгоду от использования двухтарифного счетчика в течение года.
К задачам второго типа можно отнести задачи на подсчет наиболее выгодного способа аренды автомобиля [2]. Дополнительными данными в этом случае выступают срок аренды и расстояние поездки, которые я представил в виде отдельной таблицы и разместил под основной таблицей на том же рабочем листе, решение представлено на рисунке 3.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Рисунок 3. Аренда автомобилей
В данной работе я рассмотрел только задачи первого и второго типа [1, 2], в дальнейшем планирую перейти к задачам, которые требуют использования логических функций, встроенных в программу Microsoft Office Excel [3].
Список литературы:
1.ЕГЭ 2013. Математика. 30 вариантов типовых заданий и 800 заданий части 2(С)/ под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М: Издательство «Экзамен», 2013. — 215, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)
2.ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М: Издательство «Экзамен», 2013. — 542 с.
3.Информатика и информационные технологии. Учебник для 10—11 классов/ Н.Д. Угринович. — М.: ЛБЗ, 2010 г. — 512 с.