Введение. «Детские впечатления остаются на всю жизнь». Эти замечательные слова принадлежат норвежскому писателю Юхану Боргену. И, конечно, это не только впечатления о реальном мире, который окружает ребенка, но и впечатления от книг, прочитанных в детстве. Ведь в каждой из них свой особый мир, своя история, свои герои.

Но, к сожалению, в последние годы чтение утратило свою исключительную роль в обществе. С одной стороны, чтение превращается в средство получения информации, с другой — в развлечение. Оно превратилось в сопутствующее занятие. Все чаще читают в транспорте. В апреле этого года я удивилась  тому, что в Москве люди читают в метро. Мама объяснила мне, что у многих людей, живущих в большом городе, не хватает времени, поэтому они читают в метро. Но в таком положении люди читают, скорее всего, книги, которые не требуют сосредоточенности, необходимой для чтения. А ведь чтение книг — это не только получение знаний, но и развитие воображения, образного восприятия, литературного вкуса.

В результате исследований библиотекари пришли к выводу: изменилась структура чтения не только взрослых, но и детей. Оно стало разделяться на деловое чтение — чтение для учебы и на развлекательное — для отдыха. Изменились и цели обращения к книге. Целей может быть две:

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

1. получить радость от чтения хорошей книги;

2. получить информацию.

Мои сверстники все чаще выбирают второй путь. Чтение все чаще воспринимается как работа, а не как удовольствие.

Но разве  только дети в этом виноваты?

Исследователи считают, что существенным фактором, отрицательно сказавшимися на отношение нынешних детей к чтению, является не читающая семья — та среда, в которой ребенок находится ежедневно и которая более других способна влиять на ребенка своим примером. По данным исследований последних лет, количество не читающих семей в России превысило 60 %.

Решив изучить эту проблему, я поставила цель: выявление роли домашней библиотеки в воспитании Читателя.

Для достижения своей цели наметила следующие задачи:

1. Провести опрос среди сверстников.

2. Изучить количественный и качественный состав своей домашней библиотеки.

3. Выявить способы приобретения книг для домашней библиотеки.

Я провела опрос среди своих сверстников. На мои вопросы ответили 32 учащихся 5—8 классов нашей школы. В ходе опроса выяснилось, что из 32 семей только 15 имеют домашние библиотеки.

Кризис детского чтения сегодня проявляет себя в утрате интереса школьников к этому  виду занятий. Но кризис — на то и кризис, что указывает на наличие проблемы, заставляет искать пути ее решения. Одним из путей может стать пробуждение у детей интереса к чтению, которое должно быть заложено в семье. Традиции читательского развития детей в семье складывались веками. Наши далекие предки учили детей относиться к книге с особым уважением и любовью. Книгу восхваляли, учили ее читать. Знаток русского языка Владимир Даль обратил внимание, что слово «чтение» в русском языке одного корня со словом «почтение». Важно не растерять эти традиции.

Считаю, что решением выхода из кризиса детского чтения может стать домашняя библиотека. Состав и характер домашней библиотеки зависит от духовных потребностей, интересов, литературных вкусов и профессий членов семьи.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Возникают и формируются домашние библиотеки по-разному. Можно говорить о наличии нескольких типов таких библиотек:

1. рабочая —  вспомогательного, справочного характера;

2. специальная, посвященная одной или нескольким узким темам или проблемам;

3. универсальная — общекультурного, общеобразовательного характера;

4. библиофильская, содержащая редкие издания.

Далеко не все библиотеки укладываются в такие схемы. Чаще книжные собрания сочетают признаки нескольких типов. Личная библиотека подбирается в соответствии с потребностями и вкусами хозяина.

Хочу рассказать о своей домашней библиотеке. Наша домашняя библиотека насчитывает свыше двух тысяч экземпляров книг. Количество собранных томов всегда радует книголюбов. Не случайно характеристика любой библиотеки начинается с цифр, однако, главное не в них. Ценность нашей домашней библиотеки в том, что она создана не как коллекция для престижа, а как необходимый помощник в работе, учёбе, общественной деятельности, верный друг в часы досуга. Учёт книг нам удобно вести с помощью электронного каталога “All Mu Books”, в который вносим все приобретённые книги по фамилиям авторов. Также мы  ставим на каждой книге из нашей домашней библиотеки печать с изображением герба семьи. Это удобно и для тех людей, которые берут читать у нас книги.

Ведущим разделом в нашей библиотеке, как и в большинстве домашних библиотек, является раздел художественной литературы. В нём целесообразно иметь только те книги, которые многократно перечитываются, или собрания сочинений любимых писателей. Большая часть нашей библиотеки — это произведения классиков якутской, русской, зарубежной литературы. Много словарей. Нашей гордостью являются «Словарь якутского языка» Эдуарда Карловича Пекарского в 3-х томах и вышедшие на сегодняшний день 6 томов «Толкового словаря якутского языка» под редакцией академика Петра Алексеевича Слепцова. Есть в нашей домашней библиотеке книги о спорте, научно-популярная литература, разные энциклопедии, из которых можно узнать много интересного.

Особое место занимают книги с автографами авторов. Таких книг в нашей домашней библиотеке 28.  Среди них есть книги, подаренные авторами лично мне.

Если говорить о детской литературе, имеющейся в нашей домашней библиотеке, то она тоже довольно разнообразна. Это сказки, стихи, рассказы детских авторов, энциклопедии. Часть книг мне подарили родители ко дню рождения, разным знаменательным датам, а часть — это полученные мною призы на различных конкурсах, конференциях.

С особым уважением и почтением я отношусь к книгам, которые нам достались в наследство от моего дедушки — ветерана педагогического труда Иннокентия Афанасьевича Аргунова. В нашей библиотеке также имеется его собственная книга — «Изучаем историю родного края». Есть сборник «Долина стерхов», в котором можно прочитать рассказ моей мамы. И я, продолжая эту традицию, «выпустила» свой сборник стихов «Бэрээдэктээх оҕолорго бэлэхтиибин хоһооннору». Я перевела с русского языка на якутский язык некоторые стихи Галины Шалаевой из книги «Большая книга для  воспитанных детей». Не зря, наверное, говорят, что общение с книгами дает толчок развитию творческих способностей ребенка. Этим я еще раз хочу подчеркнуть роль домашней библиотеки.

Исходя из сказанного, можно сделать выводы:

1. Семья должна рассматривать чтение как важную часть своей повседневной жизни и часть культуры своего дома, для чего нужна организация домашней библиотеки.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

2. Хорошая домашняя библиотека — это продуманное собрание, в котором случайные книги появляются редко и обычно не задерживаются. Важно задуматься над первыми шагами создания своей библиотеки. Для создания домашней библиотеки можно приобретать книги путем:

· Покупок в магазине;

· Дарить и принимать в дар книги в качестве подарка к знаменательным датам или призов за победу в каком-либо конкурсе;

3. Чтение дома должно поддерживаться и поощряться школой и местным обществом.

Список литературы:

Краткий справочник книголюба. 3 изд. М., 1984.

Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Быстрое чтение. М., 1976.

Лидин В.Г. Друзья  мои — книги: Рассказы книголюба. М., 1976.

Осипов В. О. Собирателям домашних библиотек. М., 1970.

Панков В.И. Ваши помощники книги. М., 1978.

Поварнин С.И. Как читать книги. 3 изд. М., 1978.

Рассадин С.Б. Книга про читателя. М., 1965.

Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. М., 1984.

Смородинская М.Д., Маркова Ю.П.. Что нужно знать каждому о домашней библиотеке. 2 изд. М., 1978.

Чирва А., Книга в твоих руках. М.,1985.