Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Феномен просвещения: концептуальные подходы к осмыслению»

В общественных науках для описания процессов общественного взаимодействия с целью интеллектуального обогащения и собственно развития общества по пути прогресса нередко используется такая понятийная дефиниция как просвещение. Изучение содержания данной дефиниции — это классическая тема философской науки.

Помощь в написании статьи

Однако к данной проблематике зачастую обращаются и социологи, и культурологи, и педагоги [1]. Целесообразным представляется при осмыслении заявленной темы опереться и на исторические методы познания, которые позволяют разобраться во всей неоднозначности и многогранности собственно концепции понятия просвещение.

Ни одно столетие ученые, общественные деятели пытались осмыслить феномен просвещения. Например, Кант И. и Мендельсон М., посвятившие свои работы этому явлению. Нередко и среди современ­ников можно услышать о целесообразности распространения практики просвещения и, главным образом, в подростково-молодежной среде. Представители органов государственной власти Российской Федерации призывают общественность к правовому и политическому просвещению населения страны: «Именно духовно-нравственное воспитание, просве­щение всегда были основным заслоном для зла» [2]. Однако все еще остается неясным ответ на вопрос: а в чем собственно заключается природа или суть просвещения?! С тем, чтобы ответить на этот вопрос, вероятно, стоит обратиться к историческому прошлому. Точнее, ко времени известному нам как начальный период становления и развития социальной мысли — период развития Древней Индии и Древнего Китая. Кроме того, следует обратить внимание и на просветительскую традицию Древней Греции. И, таким образом, представляется возмож­ным выделить как минимум два подхода: (1) основанный на опыте мыслителей-просветителей Древней Индии и Древнего Китая и (2) собственно, древнегреческая традиция, послужившая основой всему последующему ходу развития общественной и научной мысли в деле понимания просвещения.

Сама этимология слова «просвещение» явствует о его связи со словом «свет». Следовательно, можно предположить, что просвещение есть действия, связанные с просветлением человека, повышением степени осознанности совершаемых им действий. Как свидетельствует опыт Древней Индии и Древнего Китая, именно это и было конечной целью просвещения. Способствовать этому была призвана определен­ная система знаний. Отсюда устремления древних мыслителей к поиску знаний, причем таких, которые призваны были сформировать представление у человека об основах его жизнедеятельности, о том, как стать просветленной, счастливой личностью. В общем виде можно сказать, что это были знания — позволяющие человеческому сооб­ществу в целом гармонично развиваться. То есть, смысл просвещения сводился к распространению такого рода знаний среди современников и, самое главное, их сохранение для передачи потомкам. В Древней Индии таким собранием просветительских знаний служат тексты Вед («Веды» — дословно знания, мудрость). В этих текстах знания предстают в формате законов, фактически, как непреложная истина, обеспечивающая прогрессивное развитие общества. Путь к этому по мысли, например мудреца Канада (VI—V вв. до н.э.) «лежит через знание, истинное постижение реальности. Такое познание предпола­гает исследование категории бытия» [3]. В свете этого актуальной для древнеиндийского интеллектуального сообщества была теория позна­ния. Ее детально прорабатывали представители джайнистского учения (основатель Махавира Вардхамара VI в. до н.э.). В учении буддизма, например, раскрывалась природа просветленной личности, которая заключалась в ее способности: правильного суждения, правильного решения, правильной речи, правильной жизни, правильного стремле­ния, правильного внимания и правильного сосредоточения. При этом провозглашалось, что совершенствование познания невозможно без морали. Следовательно, древнеиндийская традиция понимания просве­щения сводилась к накоплению знаний, позволяющих познать все сферы человеческой жизнедеятельности (вплоть до системы миро­устройства). В этих целях адептами просвещения разрабатывались концептуальные основы познавательной деятельности человека. Определенную значимость данному учению и собственно подходу к сути просвещения и его предназначения в жизни человека придает жизнестойкость данного учения. По сей день существует большое число последователей данного учения.

Несколько иной подход к просвещению был избран древнекитайскими мыслителями. Их миросозерцание заключалось в осмыслении тех или иных явлений. Главными задачами движения просветителей был поиск ответов на вопросы, связанных с нравственностью, житейской мудростью, управлением. Именно законам нравственности первостепенное внимание уделял основоположник китайской мудрости Конфуций (живший в 551—479 гг. до н.э.). Центральным местом в учении Конфуция была категорияли— «ритуал», «правила», «закон»: «Без соблюдениялиничего не смотреть и ничего не слушать; без соблюдениялиничего не говорить и ничего не делать», —говорил Конфуций [4]. Он же призывал вернуться к первоистокам человеческой жизнедеятельности, что возможно посредством: (1) «исправления имен» и (2) морального самосовершенствования. «Исправление имен» означало приведение существующих реалий общественно-политической жизни в соответст­вие с традиционными нормами, восстановление прежних понятий и представлений относительно отношений между людьми. Тезис об «исправлении имен» связан с идеей самосовершенствования личности, в основе которого лежит понятиежэнь—«человеколюбие», «гуман­ность», принцип идеального человеческого поведения: «Гуманность» —это значит «не делать другим того, чего сам себе не желаешь». Главная цель самосовершенствования выражена Конфуцием в формуле «преодо­леть себя и восстановить (чжоуские) правила»,ли. Овладение духовны­ми ценностями прошлого, полагал Конфуций, позволяет человеку правильно понимать «веления Неба», ибо «жизнь и смерть зависят от судьбы, а богатство и знатность происходят от Неба» [5]. Всякое учение должно дополняться размышлением: «учиться и не размышлять —напрасно терять время» [6], считал Конфуций.

Однако, уже просветителями Древней Греции, для которых также основополагающим остается поиск идей, знаний — предпринимаются попытки обобщения накопленного багажа знаний, теоретизирования и построения новых концептуальных обоснований. В свете этого наблю­дается отход от мифологического к естественным основам познания. Так, уже в V в. До н.э. появились космогоничные и физические гипо­тезы Эмпедокла, Анаксагора и атомистов Левкиппа и Демокрита, в которых объяснялось происхождение миров и в которых выдвигались догадки о природе и свойствах материальных частиц, образующих своими сочетаниями все вещи. То есть, древнегреческими учеными создавались предпосылки для смены целеполагания в сфере интеллек­туального развития общества, а именно был совершен отход от поиска и накопления первичных знаний к их концептуальному обобщению и теоретизированию. Показательна в этом плане работа школ софистов, где основополагающим для учителей было научить своих подопечных красноречию, методам убеждения и воздействия на других. Именно древнегреческая традиция работы со знаниями получила распростра­нение в научном мире и общественной мысли. Влияние этого подхода ощущается и по настоящее время.

Таким образом, обобщая все вышесказанное можно попытаться выявить исторически обусловленную суть или природу феномена просвещения. Его характеризовать призвана деятельность интеллек­туальной части общества, направленная на поиск, сбор, накопление и распространение знаний. Основополагающим в этом процессе предс­тавляется целеполагание, которое формулирует перед собой просве­титель, вследствие чего формируется и целеполагание просветительской деятельности в целом. Это, кстати, оказывает влияние на специфику знаний. Итак, согласно древневосточной традиции главным целепола­гание в просвещении было: создание благоприятных условий для гармо­ничного развития, как отдельного человека, так и общества в целом. Этому и была призвана служить система морально-нравственных устоев, развивающих внутреннюю, духовную культуру каждого индиви­да. И, совершенно иное понимание просвещения представляет опыт древнегреческих мыслителей. В их просветительских конструкциях на первое место выступает личность отдельного индивида и ее внешние проявления, точнее — развитие его внутренних качеств и потенциала в целях эффективного воздействия на окружающий мир. И, таким образом, прерогатива уже отдается не столько знаниям, способным преобразовывать личность, сколько самой этой личности и ее способностям пользоваться определенными знаниями. Именно этот вто­рой подход концептуального осмысления просвещения и стал господст­вующим в научной сфере на многие годы. Это подтверждают и знаковые для изучения заявленной темы труды Канта И. «Что такое просвещение?» и Мендельсона М. «Что значит просвещать?». Оба мыслителя исходили из того, что просвещение связанно с улучшением общественного состояния, является движением вперед, к совершенство­ванию. Способствовать этому была призвана, по мысли Канта, способ­ность человека свободно пользоваться своим разумом. Следовательно, просвещение, как считал Мендельсон, «…относится к теоретическому. К разумному познанию (объективно) и навыкам (субъективно) — к разумному размышлению, о вещах человеческой жизни по мере их важности и их влияния на предопределение человека» [7, c. 75].

Забегая вперед можно отметить, что данная традиция понимания природы просвещения в итоге привела к тому, что в настоящее время данное понятие либо отождествляется с такими понятиями как пропа­ганда и агитация (например, распространен термин антинаркотическая пропаганда), либо к полному искоренению данного понятия из сферы общественно значимой жизни. Может в связи с этим в современном российском обществе растет количество социальных проблем, решение которых носит лишь сиюминутный характер?!

Список литературы:

Асоян Ю. А. «Сумерки просвещения»: как в России просвещение было переименовано в культуру. //Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 15. С. 11 —24; Луняев Е. В. Этическая полемика русского просвещения. //Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена А. И.. 2006. Т.3. № 20. С. 32 —34; Трифонова Г. А., Чувашенко И. А. Развитие экологического движения в России. //Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, 2008, № 20. С. 505 —514; Чувинова И. В. Информационно-просветительские технологии социально-культурной деятельности как средство формирования здорового образа жизни подростков./Автореферат, к.п.н. Тамбов, 2007 — 19 с. и др.

Выступление Д. А. Медведева на встрече с участниками Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 3 февраля 2011 года. // Сайт Время и вера. [электронный ресурс] Режим доступа. — http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=854.

Цит по: Краткий очерк истории философии. /Под ред. Иовчука М. Т., Ойзермана Т. И., Щипанова И. Я. М., изд-во «Мысль», 1971 г. // Сайт OCR Biografia.Ru. [электронный ресурс] Режим доступа. — http://www.biografia.ru/about/filosofia07.html.

Цит по: Краткий очерк истории философии. /Под ред. Иовчука М. Т., Ойзермана Т. И, Щипанова И. Я. М., изд-во «Мысль», 1971 г. // Сайт OCR Biografia.Ru. [электронный ресурс] Режим доступа. — http://www.biografia.ru/about/filosofia08.html.

Там же.

Там же.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Мендельсон М. Что значит просвещать? // Кантовский сборник. 2011. № 3.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

596

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке