Аннотация. Стимулирование персонала является важной функцией современного менеджмента и направлено на активизацию, мотивацию трудовой деятельности персонала для достижения целей организации. При построении системы материального стимулирования необходимо учитывать интересы не только работника, но и организации и конечного потребителя услуг или продукции организации. Нарушение этого баланса может приводить к нежелательным последствиям.

Стимулирование является важным фактором системы мотивации персонала. Комплексный подход к системе мотивации персонала позволяет добиться высокой эффективности труда.

Однако на сегодняшний день во многих российских компаниях не уделяется должного внимания разработкам системы стимулирования эффективности трудовой деятельности персонала, а руководство предприятий ориентируется на советский опыт стимулирования эффективности труда своих сотрудников. В результате это ведёт к производственным потерям, выраженным в упущенных возможностях предприятия. Сотрудники не видят аргументированных причин к качественному исполнению возложенной работы.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Таким образом, важнейшей преградой для достижения эффективного и рентабельного производства является отсутствие у руководства организаций понятия эффективности труда персонала и его важности для деятельности компании. Иногда руководители совершают ошибку, полагая, что основа системы стимулирования заключается в материальном поощрении сотрудников, и при этом не уделяют надлежащего внимания методам нематериального стимулирования, значение которых со временем только возрастает.

Так, система стимулирования персонала служит достижению положительного эффекта для всех субъектов трудовых отношений. Для работодателя она позволяет оптимизировать экономические результаты производственной деятельности, которые выражаются в увеличении объемов выручки, снижении себестоимости продукции, интенсификации сбыта товаров и услуг, общем повышении производительности труда. Для работника она проявляется в удовлетворении актуальных для него материальных, социальных, психологических и других потребностей. Эффективная система стимулирования обеспечивает адекватное соотношение интересов обеих сторон, поскольку их интересы неразрывно связаны. Экономическая эффективность организации определяется качеством и объемом выполненных трудовых функций, которые работники предприятия соглашаются выполнить в условиях уверенности в гарантированном обладании материальных, социальных и других благ.

Эффективная система стимулирования труда отвечает следующим признакам:

  • дифференциация – индивидуальный подход работодателя к стимулированию потребностей каждого работника, учитывая не только его профессиональные качества (общий трудовой стаж, уровень квалификации, опыт работы на предприятии), но личные характеристики (возраст, материальное состояние, семейное положение и др.);
  • комплексность – единство и не противоречие всех используемых способов стимулирования для всех уровней работы персонала;
  • гибкость – система стимулирования должна быть последовательной, но вместе с тем должна иметь ресурсы для актуализации в соответствии с меняющимися экономическими и социальными условиями;
  • оперативность – система стимулирования персонала должна иметь такую структуру, при которой будет обеспечиваться своевременное принятие эффективных управленческих решений.

Разработка системы стимулирования для предприятия – это сложный и многоступенчатый процесс, в результате которого должен быть выработан комплекс мероприятий, отвечающий требованиям комплексности, дифференциации, гибкости и оперативности, который в конечном итоге позволить повысить уровень мотивации работников предприятия.

Следует отметить, что для гарантированной эффективности системы стимулирования персонала необходимыми становятся следующие условия:

  • применяемая система стимулирования должна быть сформирована таким образом, чтобы не противоречить и сочетаться со стратегией ведения производственной деятельности предприятия как во внешней среде, так и во внутренних бизнес-процессах. На практике это выражается так, что основания стимулирования должны выбираться с учетом выбранной стратегии компании, а не быть оторванными от предыдущего опыта стимулирования. Поэтому разработка новой системы стимулирования должна начинаться с анализа существующей на предприятии системы;
  • применение системы стимулирования должно действовать в каждом случае, когда для применения метода наступила основание. Процесс должен быть справедливым, что означает, что система стимулирования должна иметь такую конструкцию, чтобы в ней учитывались все существующие способы стимулирования, предусматривался срок, ответственное лицо и повод к применению стимулирования;
  • с применяемой на предприятии системой стимулирования должны быть ознакомлены работники предприятия всех организационных уровней. Это условие повышает эффективность мотивационной системы, так как при выполнении всех предыдущих условий, но отсутствии информированности персонала о действующей системе стимулирования, она просто не будет возбуждать у работника желание к активной деятельности. Работник должен быть убежден в том, что стимулирование производится в каждой ситуации по единым стандартам, определенным в корпоративном документе. В противном случае, несоблюдение перечисленных условий может снизить общую эффективность работы персонала.

Стимулы бывают как материальными, так и нематериальными.

К материальным относятся денежные стимулы (зарплата, премиальные выплаты и проч.) и не денежные стимулы (путевки, лечение на бесплатной основе, покрытие транспортных расходов и проч.). К нематериальным стимулам относятся: социальные стимулы (престижность предприятия, карьерный рост), моральные стимулы (уважение и признание со стороны окружающих, различного рода награды и поощрения) и творческие стимулы (самосовершенствование и самореализация работника).

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Нематериальные стимулы тоже играют важную роль, поскольку способствуют социальной гармонии, а также предоставляют возможность работникам ухода от налогообложения.

Основными нематериальными стимулами являются: оплата транспортных расходов, скидки на покупку товаров предприятия, медицинское обслуживание, страхование жизни и здоровья работников, отпуска, пенсии и многие другие.

Существует мнение, что материальные и нематериальные виды стимулирования равноценны по своей природе. Степень воздействия этих стимулов напрямую зависит от уровня развития экономики страны, традиций общественного строя, материального положения человека, половозрастной принадлежности. Вместе с тем, по мнению российских экспертов, в ближайшее десятилетие будет прослеживаться уравнивание данных форм стимулирования труда в связи со сменой поколений и ожидаемого экономического развития страны.

В итоге система стимулирования должна быть гибкой, легко изменяющейся по отношению к разным категориям работников. Система стимулирования должна предполагать все нематериальные стимулы к трудовой деятельности. При эффективном применении различных видов стимулирования, можно будет воздействовать на такие факторы поведения работников, как текучесть кадров, производительность и вовлечение в дела предприятия.

Если выполняемая работа будет максимально удовлетворять потребности работников, то можно с полным правом рассчитывать на то, что они будут стремиться выполнять эту работу как можно более качественно, делая, таким образом, свой вклад в успешное функционирование предприятия. Самое главное, применяя методы материального и нематериального стимулирования, постоянно отслеживать их эффект, выстраивать действенную обратную связь и совершенствовать ее. Правильно выстроенная система стимулирования позволяет эффективно управлять персоналом.