Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Химия в произведениях художественной литературы и научная состоятельность»

Межпредметные связи химии с математикой, физикой, биологией и другими естественно-математическими дисциплинами стали привычными на занятиях по химии.

Помощь в написании статьи

«О физика – наука из наук!

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знание человеческое шире».

(М. Алигер) [10]

На занятиях по химии мы активно устанавливаем межпредметные связи. И вот мы решили узнать связаны химия и литература.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Цель: изучить связь двух предметов: химии и литературы.

В рамках проведения IIIСтуденческой международной заочной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXIстолетия»  мы решили провести исследование на тему «Химия в произведениях художественной литературы и  научная состоятельность». Нашими задачами были:

1. Раскрыть химические явления и химические ошибки в литературных произведениях

2.  Проанализировать язык художественных произведений

3. Доказать, что описание химических явлений в произведениях художественной литературы позволяет автору более полно и ярко изобразить героев, события, явления.

Это целенаправленная работа и наш руководитель оказывал нам помощь в выборе темы, дал рекомендации к составлению плана исследования, выбору произведений и оформлению.

При этом мы критически оценивали достоверность описанных химических явлений, но мы не забывали, что писатели и поэты используют различные литературные приемы. Мы выяснили:

    • как авторы сочетают образный речевой строй с названиями химических явлений, понятиями, терминами;

помогает ли это сочетание наиболее точно и ярко вывести характеры, описать процессы в литературных произведениях;

как это сочетание влияет на выразительность художественного произведения.

В работе мы использовали только художественные произведения, можно так же использовать местные печатные материалы, газеты, брошюры, это способствует стремлению больше читать, жить в мире книг. Как писал В. А. Сухомлинский: «Жизнь в мире книг — это приобщение к красоте мысли, наслаждения культурными богатствами, возвышение самого себя».

Художественные произведения, кинофильмы, литературные произведения, содержат в себе ошибки и неточности — например, какие-либо события, описываемые в произведении, противоречат как фактам реального мира, так и внутренней логике самого произведения.

На занятиях химии мы активно устанавливаем межпредметные связи, цитируем отрывки из литературных произведений (связь с литературой).
Например, при изучении окислительно–восстановительных реакций можно привести строчки Ю. Кузнецова «Тайны Чёрного моря»:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Трясся Крым двадцать восьмого года,
И восстало море на дыбы.
Испуская к ужасу народа,
Огненные серные столбы.
Всё прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор всё выше и плотней
Сумрачная серная геенна
Подступила к днищам кораблей…
Речь идёт о окислительно–восстановительных процессах:
2Н2S + O2 → 2Н2O + 2S; [2, с. 111]
2Н2S + 3O2 → 2Н2O + 2SО2 [5, с. 90]

Приведем пример четверостишия Анны Ахматовой из сборника «Вечер»

…На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть… [4, с. 9]

В сюжете отображается явление коррозии металлов. Здесь допущена неточность: медь сама по себе не может зеленеть, такой цвет дают соединения меди. Медь взаимодействует с кислородом, с образованием оксида, а затем с  углекислым газом и водой, превращаясь в основной карбонат меди – малахит! [3, с. 34]

2Cu+ O2= 2CuO

2CO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3 [2, с. 196]

А сколько мальчишек и девчонок в детстве не раз перечитывали Жюля Верна «Таинственный остров». Но они и не догадывались, что в этом произведении писателем описано столько химических процессов, например получение нитроглицерина: «…Добыв азотную кислоту, Сайрес Смит подлил к ней глицерина, предварительно сгустив его выпариванием в водяной бане, и получил несколько пинт желтоватой маслянистой жидкости». [7, с. 384]

C3H5(OH)3 + 3HNO3 = C3H5(NO2)3 + 3H2O [5, с. 188]

Или вот как Жюль Верн рассматривает воду как эффективное топливо будущего. Проводя электролиз воды, получают водород и кислород:
«…Какое топливо заменит уголь?

-Вода, — ответил инженер.

-Вода? – переспросил Пенкроф.

— Да, но вода, разложенная на составные части, пояснил Сайрес Смит. — Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой….». [7, с. 217]

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Ну, разве это не стимул, чтобы перечитать или открыть для себя это произведение? И разве читая, его студент не будет обращать внимание, и стараться найти фрагменты о химических явлениях и процессах?

Иногда в литературных произведениях есть химические ошибки, например, «Избранная лирика» И.Сельвинского можно прочитать:

…Видишь – мрамор:

Это просто кальций… [9]

На самом же деле мрамор не кальций, а его соль – карбонат кальция CaCO3. [2, с. 206]

В ходе исследовательской работы была найдена химическая некорректность в произведении: Артура Конан Дойла  «Собака Баскервилей».

Это,  пожалуй,  самая интересная на наш взгляд ошибка и чтобы найти на нее ответ нам пришлось изрядно потрудиться! [6, с. 211] Приведем отрывок:

«…Да! Это была собака, огромная черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырвалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте

— Фосфор, — сказал я» [1, с. 164]

Нам предстоит выяснить

    • В какой неприятной истории оказался замешан элемент № 15 — фосфор.

Есть ли в тексте химические ошибки?

Начнем с истории открытия фосфора. Фосфор открывали несколько раз. Причем всякий раз получали его из … мочи. Есть упоминания о том, что первооткрывателем фосфора был арабский алхимик Альхильд Бехиль (XII век). Но все же годом открытия фосфора считается 1669-й. [1, с. 163]

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В тиши секретных подземелий

При свете трепетной свечи

Искал алхимик, как быстрее

Царя металлов получить.

Мечтал он философский камень

Найти и этим волшебством

Любые заставлять металлы

Сверкать в сиянии золотом.

Летели дни, мелькали годы,

Сменялись троны и цари…

Заветный камень философский

Он так и не сумел найти.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Склоняясь к таинственным ретортам,

Он множество познал веществ,

И тайны сплавов и растворов

Ему открылись, наконец.

И труд его был ненапрасным:

Алхимия из волшебства

Открыла путь простой и ясный.

Так к людям химия пришла [8]

Гамбургский алхимик-любитель Геннинг Бранд, разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках “философского камня” проводил опыты с разными веществами. Он получил вещество, ярко светившееся в темноте. Бранд подумал, что получил эликсир молодости. Он хотел помазать себя этим веществом, но был очень брезглив и дал поесть с кусочком хлеба собаке. Она издохла.  Он получил фосфор, а фосфор, как мы знаем, очень ядовит. [2, с. 141] Бранд назвал его так потому, что в переводе с греческого означает “светоносец”. [1, 163] Способ получения фосфора он держался в секрете.

Что же еще мы знаем про  фосфор??? Фосфор часто называют многоликим элементом. Не только из-за аллотропных видоизменений, но и благодаря химическим свойствам. Этот элемент может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. [2, с. 141]

Но давайте вернемся к  произведению…Будем внимательны, в изучаемом нами материале содержатся подсказки. Давайте разберем… собака выскочила из тумана, в темноте, из пасти вырываться пламя, по морде, и загривку мерцал переливающийся огонь. Этого не может быть, так как фосфор самовоспламеняется.

Свечение белого фосфора объясняется медленным окислением кислородом воздуха. [2, с. 141] Это один из примеров реакций, при которых химическая энергия превращается в световую (фосфоресценция). 4Р + 5О2 = 2Р2О5 [1, с. 160]

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В этом произведении допущена существенная химическая ошибка. Собака была покрыта не фосфором!

Вывод: Союз науки и искусства слова поражает нас своей изобретательностью и неожиданностью. Монументальность химии, ее сложность, логика, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, напевной лирической поэзией и фантастической прозой!

Мир художественной литературы открывает широкие возможности познания природы во всем ее многообразии и приобщает их к общекультурным ценностям. Литература не только эмоционально воздействует на людей, но и помогает им реализовать связь науки с практикой, с повседневной жизнью. Научные термины из специальной литературы перекочевывают в общелитературный язык. Как прав был В. Г. Белинский, отметив, что «язык идет вместе с жизнью народа». [3, с. 35]

Список литературы:

    1. Ахматова А. А. Лирика Всемирная библиотека поэзии. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2000 – 544 с.

Верн Ж. Таинственный остров: Роман./ [Пер. с фр. М. Салье; Худож. Ю. К. Зайцев]. – Мн.: Юнацтва, 1984. – 543 с., ил.

Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 270, [2] c.: ил.

Габриелян О. С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для нач. и сред. проф. образования / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2010. – 256 с., [8] л. цв. ил.

Ерохин Ю. М. Химия: Учеб. Для сред. проф. учеб. Заведений / Юрий Михайлович Ерохин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе. Пер. с англ. Вступ. Ст. К. И. Чуковского ; Ил. Л. М. Непомнящего. – М.: Правда, 1983. – 608 с., ил.

Остапенко Л. А. Интеграция знаний: химические сюжеты в художественной литературе // Химия в школе.‑2011.‑№ 5

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=в%20тиши%20секретных%20подземелий&source=web&cd=1&ved=0CFMQFjAA&url=http%3A%2F

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=и.%20сельвинский%20%20%20%20видишь%20мрамор&source=web&cd=3&sqi=2&ved=0CF0QFjAC&url=http%3A%2F%2Fmo

http://festival.1september.ru/articles/413137/

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1661

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке