Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Художественная культура города и художественные музеи»

Современный город как сложная социокультурная система должен обеспечивать четыре основных функции: он призван быть местом, где комфортно жить, работать, отдыхать и передвигаться. Для осуществления этих функций необходимо, чтобы город был не только социальным институтом и жизненной средой. Город должен быть общностью людей, которые являются носителями единой культурной информации.

Чтобы город был неким целостным организмом, каждый житель должен ощущать себя частью городской общности не только в сфере экономики, но и в сфере культуры.

Художественная жизнь города включает в себя культурную инфраструктуру, определенный уровень культурного предложения, проводимую культурную политику, спрос на культурные услуги, художественное сознание людей, которые характеризуются разной степенью включенности в культурную жизнь и другие элементы. Художественная культура города призвана регулировать процессы общения и взаимодействия людей в городском хронотопе.

Музей является неотъемлемой частью городской культуры. Он специфическое порождение городской культуры. Ему принадлежит особое место в целостной системе художественной жизни, поскольку он является ядром интеллектуально-художественных форм искусства и одновременно одной из доступных площадок художественной культуры.

За последние десятилетия произошли перемены в культурном облике города, получили развитие средства массовой коммуникации (в первую очередь телевидение), приобретают неубывающую популярность эстрада и спортивные зрелища. Иначе говоря, у музея есть альтернативы в плане культурного предложения. Он существует наряду с кино, библиотеками, театрами, спортивными зрелищами, развлекательными центрами и др. учреждениями, составляющими городской культурный пейзаж.

Социологи констатируют, что значения различных элементов культурной жизни неодинаково. Существует некое «ядро» культурной инфраструктуры и «периферия». Так называемое «ядро» культурных предпочтений горожан составляют часто выбираемые виды досуга. Это — спорт, кино, рестораны. Другие виды культурной деятельности можно назвать периферийными элементами в силу их меньшей популярности. К ним относится театр, гастрольные концерты, театральные гастрольные спектакли, посещение художественных музеев и выставок. Правда, социологи делают оговорку, что эти виды досуга тем не менее считаются престижными культурными предпочтениями (т.е. редкими и высоко оцениваемые). Таким образом, в современной городской культуре сохраняется высокий статус художественного музея как престижного учреждения культуры.

Художественные музеи аккумулируют и воспроизводят значимые общехудожественные ценности, оказывают влияние на особенности функционирования искусства в системе культуры и в жизни города как социокультурной системы. Музей как многофункциональный институт культуры в своем развитии зависит не только от современных ему социокультурных процессов, но и служит системной моделью процессов, протекающих в художественной культуре.

Художественный музей является объектом изучения самых разных гуманитарных наук. Однако его исследованием преимущественно занимались историки и искусствоведы в рамках музееведения. Перспективы культурологического подхода к изучению музея были намечены в статье М.С. Кагана «Музей в системе культуры» [2 с. 455], но более углубленного развития пока не получили. В 90-е годы вышло несколько изданий, посвященных культурным и социально-политическим аспектам феномена музея (в частности, под редакцией И. Карпа, Д. Шермана и др.). А между тем, именно культурологическое исследование музея способно определить, в чем состоит специфика музея как культурного феномена, каковы его функции и значение для культуры. Культурологическая модель художественного музея сегодня формируется на основе анализа таких проблем, как особенности современной культурной и музейной коммуникации, место изобразительного искусства в современной культуре, принципы музейного восприятия искусства и др.

Культурологический дискурс позволяет выделить двух участников музейной коммуникации: художника и его творение, с одной стороны, и посетителя – с другой.

Музей — это среда бытования изобразительного искусства в современной культуре. Посетитель в художественном музее через экспонируемое произведение общается с его творцом, художником. Художественная экспозиция основным местом контакта человека с изобразительным искусством. Музейное посещение становится для человека актом автокоммуникации. Художественный музей, благодаря способности искусства быть самосознанием культуры, может осуществлять функцию постижения человеком своей собственной культуры, раскрытия самого себя.

Произведения изобразительного искусства Нового времени в большинстве своем не имеют другой сферы бытования, кроме музея или выставочного зала. В этом принципиальное отличие художественного музея от всех прочих. Если другие музеи (например, декоративно-прикладного искусства) для демонстрации арт-объекта вырывают его из первичного функционального контекста и этим кардинально меняют семантическое поле, то художественный музей свою вещь «ниоткуда не вырывает», ибо никакого иного функционального контекста художественное произведение не имеет. Более того, произведение изобразительного искусства, только попав в музей, приобретает новое звучание и свой статус. Вне стен музея (или выставки) в качестве художественного феномена оно для культуры не существует, поскольку в сфере художественной торговли или декорирования интерьера выполняет внехудожественные функции. Это тонко подметила Т.П. Калугина [3, с. 34].

В художественном музее процесс инкультурации человека происходит по двум направлениям путями. С одной стороны, на него воздействует непосредственно сами произведения искусства. С другой стороны, в категории художественной культуры зрителя вводит и сама экспозиция. Происходит это через реализуемое в экспозиции внятно выраженное отношение экспозиционера к выставляемому искусству и прежде всего за счет того, что выставляется. Отбор произведений уже выражает определенные критерии художественности и социальности. Существенным оказывается и то, сколько каких произведений выставлено. Характер экспонирования задает в известном смысле и алгоритм восприятия изобразительного искусства, а способ показа произведений определяет те аспекты, на которые будет направлено внимание зрителя и которые будут восприняты и оценены им.

Важным аспектом коммуникации в художественном музее является приобщение посетителя к культурно-исторической памяти. Функцию исторической памяти художественный музей реализует принципиально иначе, чем, например, музей исторический. Музейные предметы в историческом, этнографическом, техническом и других музеях служат источником информации для рациональной реконструкции культурно-исторических эпох. Искусство же позволяет почувствовать целостность. Именно в этом состоит специфика художественного музея как канала культурно-исторической коммуникации.

Таким образом, культурологический взгляд на проблему существования музеев в городском художественном пространстве позволяет взглянуть на музей как на одну из культурных форм: рассмотреть, какие элементы составляют эту культурную форму, в чем особенность музейной коммуникации, в чем сущность музейного отношения к действительности и музейной деятельности, и наконец, как вызревает и развивается ядро этой культурной формы — музей в форме исторически конкретной культурной институции. Этот подход может обогатить и дополнить традиционный искусствоведческий.

Список литературы:

Дженкс, Ч. Зрелищный музей – между храмом и торговым центром: Осмысление противоречий. — Пинакотека, 2000, № 12.
Каган, М.С. Музей в системе культуры. — Вопросы искусствознания, 1994, № 4.
Калугина, Т.П. Художественный музей как феномен культуры — СПб., 2001.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

390

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке