Фотография на протяжении всего своего существования служила средством самых разных видов коммуникаций между людьми. Например, в середине XIX века первые фотографии делались в личных целях заказчиков: на свет производилось огромное количество портретов для семейного или государственного архива, в целях на века сохранить изображение своего лица или придать толчок развитию собственного бизнеса за счет уникальной рекламы [11]. Все это было больше похоже на классические техники, такие как, например, живопись или графика. Однако, когда разрешился конфликт дагеротипии с тальботипией, и наконец победила вторая [1], благодаря ее способности к массовому тиражированию, использование негативно-позитивного процесса начало стремительно набирать популярность. Результат не заставил долго ждать. Одно из первых применений этот процесс нашел в сфере бизнеса. Тиражами печатались визитные карточки с фотографическими портретами [8]. Они попадали в руки к тысячам клиентов, а присутствие на карточках столь реалистичных лиц удивляло человека того времени и в какой-то степени повышало его доверие к портретируемому, так как он не скры­вался ни за какими масками. Таким образом, феномен интерактивности в фотографии обрел значимость уже во второй половине XIX века.

Философ Ролан Барт писал о фотопортрете в своей работе «Camera lucida», посвященной фотографии: «находясь перед объективом, я одновременно являюсь тем, кем себя считаю, тем, кем я хотел бы, чтобы меня считали, тем, кем меня считает фотограф, и тем, кем он пользуется, чтобы проявить свое искусство» [2]. Если пренебречь двумя последними утверждениями в этом высказывании, разумно сделать вывод, что участие фотографа в процессе портре­тирования необязательно. Этот фактор используют и современные художники, использующие фотографию в своих произведениях. Их работам и будет посвящена эта статья.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Речь пойдет об «интерактивной фотографии» — явлении современного медиа-искусства, сформировавшемся во второй половине двухтысячных. Оно не имеет четких хронологических рамок, однако первые произведения, отнесенные автором к рассматриваемым, в 2006—2007-х и продолжают появляться до сих пор.

Рассмотрим несколько работ американо-нидерландского медиа-художника Теодора Уотсона [26]. Portrait Machine, работа 2009 года, в основе которой лежит программа, при помощи фотографии создающая визуальную связь между посетителями, обосновывая ее рядом характеристик, таких как выбор одежды, цвет волос, выражение лиц и даже композиция кадра. Она также может представить как сходства, так и различия этих характеристик, одновременно напоминая нам о том, как мы похожи, и о том, как каждый из нас уникален (фото 1) [29].

Фото 1. Portrait Machine by Theodore Watson, 2009

Программа использует погрудные фотографии людей в разных позах, с разными жестами и мимикой, полученные в результате взаимодействия людей с фотоаппаратом в первой секции. Они поступают в базу данных, а программа делит все на тройки, похожих друг на друга по разным параметрам, фотографий и выводит их на экран.

Работа использует художественные средства фотографии, так как делается фактически студийный снимок модели на нейтраль­ном белом фоне. А своеобразный триптих из дисплеев, совместно с программой, высчитывающей схожие элементы в фотографиях и создающих бесконечное множество триптихов, позволяют создать художественный образ этого произведения.

В названии автор сделал акцент на то, что снимок делает машина, а не человек. Таким образом, нисходит роль человека-фотографа, он становится лишь ненужным элементом в этой последовательности, которая создает произведение. Это характерно для множества интерактивных инсталляций, присутствие художника в которых становится необязательным. При этом фотографом нельзя назвать и самого зрителя, потому что сам он выбирает только композицию кадра, остальные технические и художественные стороны этой фотографии путем непосредственных манипуляций с камерой он изменить не может. А разнообразные «кривляния» перед камерой, даже в случае успешно получившегося кадра, должны считаться работой моделью, а не фотографа.

Следующая инсталляция Теодора Уотсона «Faces» связана с выходом в городское пространство и призвана выполнить некие социальные функции. Это интерактивная инсталляция, которая отображает большую проекцию портрета прохожего на здание на другой стороне улицы, работала 6 месяцев на San Francisco Light Festival 2011. За это время было спроецировано 30 000 портретов (около 160 в день) (фото 2).

Фото 2. Faces by Theodore Watson, 2011

Эта инсталляция ставит себе цель показать разнообразие и характер людей, идущих по одной из улиц города. Она также предоставляет возможность членам общества на минуту остановиться и вступить во взаимосвязь с другими. Проекция была видна из других кварталов и сохранялась до тех пор, пока не будет сфотографирован следующий прохожий. Это работа о том, что во время хождения по улицам мы редко заглядываем в лица прохожих, отчуждаясь от них в повседневном потоке дел. Присутствует также определенная связь с рекламными билбордами и идеализированными портретами моделей на них, формирующих в нашем сознании чувство недоволь­ства собой. Появление же в таком формате неидеализированного лица обычного прохожего позволяет почувствовать чувство общности и способно избавить человека от каких-то комплексов. Как говорил сам автор: «Это была не просто проекция, имело место физическое присутствие человека на стене, на которой появлялись лица самых разных людей: от бездомных и бродяг до высоких лиц и мэра Сан-Франциско» [28].

Еще одна работа — это интерактивная инсталляция 2008 года медиа-художницы из Мексики, живущей в Амстердаме, Лилии Перез Ромеро [18] под названием “Frontera v.2”.

Инсталляция, как и в случае с “Portrait Machine”, состоит из двух объектов, один из которых для записи, а второй — для воспроизведения. Комната для записи — это маленькое помещение, полностью напоминающее еще не так давно распрос­траненные фотобудки, в которых можно было сделать быстрое фото на документы или на память. Однако эта комната служит для других целей — она дает возможность зрителю (объекту) создать интерактивный автопортрет, который затем будет показан на стенде для воспроизведения. Записывается информация о том, какое положение занимает тело объекта во время съемки, а выбор момента съемки зависит от прикосновения руки зрителя к одной из 10 точек на экране. Эта информация собирается в игровой форме с помощью специального графического интерфейса. По окончании процесса, который длится около 3 минут, зеркально отраженный образ человека отделяется от него и попадает в базу данных, которая затем выводит его на экран для воспроизведения, где другие люди могут с ним взаимодействовать. Комната для воспроизведения — это второе помещение со стендом. Когда к нему подходит зритель, на экране возникает случайно выбранный другой человек из базы данных программы, занимающий аналогичное зеркально отображенное положение. После соприкосновения руки с произвольной точкой экрана снимок на нем меняется на другой, соответствующий текущему положению руки.

“Frontera v.2” работает главным образом с манипуляциями в реальном времени, она находится в постоянной взаимосвязи с действиями зрителя. Прикасаясь к, казалось бы, бездушному экрану зритель меняет его состояние и видит напротив себя человека прикасающегося к нему (фото 3).

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Фото 3. Frontera v.2 by Lilia Perez Romero, 2008

Главной идеей, по словам автора, является то, что каждый портрет в определенной степени интерактивен, в том смысле, что он создает в голове зрителя эмоциональные связи, дающие свободу его воображению. Однако, опыт физического взаимодействия с собственным изображением или изображением других людей, которые существуют сейчас или существовали когда-то, совершенно новый, и его феномен начали изучать совсем недавно. Такой опыт был описан в повести Адольфо Бьёй Касареса (Adolfo Bieu Casares) «Изобретение Мореля» (The Invention of Morel), в котором ученый Морель создал хитроумную машину — воспроизводящей некое голографическое кино, в которое попадает человек на необитае­мом острове [24].

Как и в случае с “Portrait Machine”, здесь присутствует роль художника (фотографа). Он создает программу и условия для ее работы. Его камера делает снимки с заранее выставленными настройками, а значит они принадлежат непосредственно ему. Такой подход открывает совершенно новые двери в создании произведений искусства, что, по большей части, и привлекает зрителя. А также зрителю определенно импонирует то, что ему предлагается в режиме реального времени взаимодействовать с другими людьми (не последнюю роль здесь играет возможная встреча со своим знакомым, тем самым процесс интеракции может превратиться в игру по поиску знакомого человека). И пусть это всего лишь изображение на экране, метод тактильной интеракции притягивает зрителя.

В трех этих работах обнаруживается целый комплекс явных и неявных объединяющих их факторов, что позволяет отнести их к одному и тому же явлению. Автор называет это явление «интерактивной фотографией» потому, что сами художники относят данные работы к жанру “Interactive photography installation” [17].

Следует признать, что фотография, выполняет в данных инсталяцих множество функций: коммуникативную, визуализа­ционную, концептуальную, техническую, из чего и собирается художественный образ этих работ. Поэтому ответ на вопрос «является ли интерактивная фотография репрезентацией фотографии самой по себе?» становится очевиден, как и потому, что если учесть многочисленные в истории искусства эксперименты с фотографией, которые все равно подводились под рамки одного слова «фотография». Для примера можно взять работы Эдварда Майбриджа по скоростной съемке движения [22], фотоколлажи прерафаэлита Генри Пич Робинсона [9], стереоскопическую фотографию[3]. Все эти вения были отнесены исследователями к фотографии. И несмотря на их относительную давность по сравнению с рассматриваемым явлением, автор считает возможным следование примерам исследователей XX-го века.

Список литературы:

Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения / К. Бажак; [пер. с фр. А. Кавтаскина]. — М.: АСТ: Астрель, 2003. — 160 с.
Барт Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии / Р. Барт; [пер. с фр. М. рыклина]. — М.: Ад Маргинем, 2011. — 272 стр.
Башков Д. Стереофотография [Электронный ресурс]. — Режим доступа URL: http://prophotos.ru/lessons/7321-stereofotografiya (дата обращения 13.03.2012).
Волков С. Кризис фотографии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://sbwolffl.livejournal.com/1017.html (дата обращения: 6.06.2012).
Гройс Б. Медиаискусство в музее /Б. Гройс // Перевод Светланы Веcеловой.
Дюшан М. Выступление на собрании Американской федерации искусств в Хьюстоне (Техас) Апрель 1957 (Перевод с французского И. Кулик) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://tapirr.narod.ru/art/duchamp/tv_process.htm (дата обращения: 4.04.2012).
Журнал «Компьютера-ONLINE». Что такое интерактивное искусство? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://offline.computerra.ru/1999/316/3258/ (дата обращения: 19.04.2012).
История развития фотографии. Визитные карточки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://photo.far-for.net/content.php?r=7&p=14 (дата обращения: 20.04 2012).
Кар Лоранс де. Прерафаэлиты: Модернизм по-английски / Л. де Кар; Пер. с фр. Ю. Эйделькинд. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 128 с.: ил.
Лапин А.И. Фотография как. / А.И. Лапин. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Издатель Л. Гусев, 2004. — 322 с.
Левашов В. Лекции по истории фотографии / В. Левашов. — Нижний Новгород, 2007. — 531 с.
Плуцер-Сарно А. Алексей Шульгин: «Бизнес много украл у искусства, теперь наша очередь…» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://plucer.livejournal.com/194414.html (дата обращения 19.04.2012).
Фоменко А. Эдвард Майбридж [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://prophotos.ru/history/6334-edvard-maybridzh (дата обращения 28.05.2012).
Шклярик Е.Н. Когнитивные аспекты медиаискусства / Е.Н. Шклярик // Вторая международная научная конференция медиафилософия. Границы дисциплины. — Спб, 2008. — с. 199—201.
Biomediale. Contemporary Society and Genomic Culture. Edited and curated by Dmitry Bulatov. The National Centre for Contemporary art (Kaliningrad branch, Russia) — Kaliningrad: The National Publishing House «Yantarny Skaz», 2004.
Cox S. Gigalinc: Immersive photography [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://vimeo.com/28636369 (дата обращения 15.04.2012).
Holmes K. This interactive portrait installation makes our hearts beat faster [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://thecreatorsproject.com/blog/this-interactive-portrait-installation-makes-our-hearts-beat-faster (дата обращения 21.12.2011).
Interactive photography installation [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://guestofaguest.com/tag/interactive-photography-installation/ (дата обращения 24.12.2011).
Lilia Perez Romero website [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://liliaperez.net/ (дата обращения 15.01.2012).
Lippard L. Six Years: The Dematerialization of the Art Object, 1973.
Muller L., Edmonds E., Connel M. Living laboratories for interactive art/ L. Muller — CoDesign, 2005.
Muybridge Edward. “The gait of horses represented by means of instant photography”. Gaston Tissandier science magazine La Nature. — December 14, 1878.
Propper F. Art, action and participation / Frank proper — London: Studio Vista, 1975. — 296 p.
rAndom International [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://vimeo.com/randomvids (дата обращения 03.01.2012).
Romero L.P. Frontera v.2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://fronteraproject.net/wordpress/archives/26 (дата обращения 21.12.2011).
Tmema. Reface [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vimeo.com/2355887 (дата обращения 10.01.2012).
Theodore Watson website / About [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.theowatson.com/about/ (дата обращения 04.01.2012).
Verghis R.W Hotels Designer Of The Future Award 2010 Self Portrait» by rAndom International [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.the-incubator.net/assets/pdf/ SELF_PORTRAIT_PRESS_RELEASE.pdf (дата обращения 10.01.2012).
Watson T. Faces 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.theowatson.com/site_docs/work.php?id=53 (дата обращения 03.01.2012).
Watson T. Portrait Machine 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.theowatson.com/site_docs/work.php?id=43 (дата обращения 03.01.2012).