Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Интернет как фактор социального одиночества»

Аннотация. Феномен одиночества стал социальной проблемой, вызывающей обеспокоенность общественности и выступающей предметом специальных исследований. Интернет, не являясь единственной причиной ее возникновения, оказывается одним из ее факторов [1, с. 106].

Помощь в написании статьи

Введение.

Мировой интернет-доступ к марту 2012 г. охватил 1.966.514.816 пользователей. Быстрый рост интернета породил исследования преимуществ и недостатков расширения онлайн-активности, в частности, продолжает активно обсуждаться феномен компьютерной и интернет-зависимости. На поведенческом уровне такая зависимость проявляется в том, что страдающие от нее люди настолько предпочитают Интернет реальной жизни, что забывают о каждодневных делах и обязанностях.

В моем исследовании речь идет о чрезмерном пользовании интернета: навязчивого пристрастия к онлайновым азартным играм, виртуальным знакомствам, к бесконечным путешествиям по сети, к непрестанному поиску информации по базам данных, поисковым сайтам и т.п. Все это, оживляя разнообразие виртуальных контактов, по сути провоцируют возникновение социального одиночества.

Социальное одиночество выражается в глубоком переживании человеком отсутствия доступного круга социального общения и удовлетворяющих его социальных связей.

Объект исследования: студенты АмГУ г Благовещенска

Предмет исследования: влияние интернета на уровень одиночества у студентов АмГУ г. Благовещенска.

Цель исследованиязаключается в выявлении корреляции между чувством одиночества и интернет пользованием.

Задача данного исследования состоит в верификации методом социального анализа адекватности следующего утверждения: злоупотребление Интернетом приводит к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию

Гипотезы исследования:

1.Активное использование Интернета облегчает межличностное общение и в целом ослабляет ощущение одиночества.

2.Неумеренное использование компьютера и Интернета усиливает социальную изоляцию индивида и, соответственно, ощущение одиночества.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Согласно результатам, полученным в ходе исследования, проведенного Р. Краут и его коллегами, более интровертированные неумеренные интернет-пользователи оказывались более одинокими, имели больше негативных эмоций и наиболее заниженные самооценки по сравнению с менее интровертированными. Эти авторы отмечают, что чрезмерно активное пользование Интернетом приводит к ослаблению отношений с членами семьи, часто сопровождается усилением депрессии. В последующих публикациях немало авторов выступили с подтверждением тезиса о наличии такой связи — что интернет-зависимые более одиноки и имеют более низкие самооценки, чем не интернет-зависимые. Так, к примеру, шведские исследователи Энгельберг и Шёоберг отмечают статистическую связь между частым интернет-пользованием и обострением чувства одиночества, более скудной социальной адаптацией и ослабленными эмоциональными навыками. Исследование Муди показало, что интернет-зависимое поведение связано с высокими уровнями эмоционального одиночества, но низкими уровнями социального одиночества. Каплан обнаружил, что одинокие индивидуумы могут развить предпочтение онлайн-социального взаимодействия, которое приводит к интернет-зависимости [2, с. 5].

Методика исследования. В настоящем исследовании была предпринята попытка установить природу феномена одиночества путем эмпирического тестирования одного из возможных обусловливающих факторов — интернета. Исследование носило пробный, локальный и единовременный характер, поэтому его результаты не могут дать основание для обобщающих выводов относительно масштабов распространения чувства одиночества среди учащейся молодежи даже в пределах региона. Это потребовало бы более обширных исследований с использованием достаточно большой и репрезентативной выборки по ряду городов и сельских населенных пунктов.

Исследование проводилось мною среди студентов АмГУ.Анкетирование прошло 160 человека, обучающихся на 4 курсах ФСН по специальности «социология» и «психология» .в анализируемый массив данных вошли 156 анкет, 4 анкеты были забракованы, поскольку в них респонденты ответили не на все вопросы.

Использовался специально разработанный опросник, состоящий из трех частей. Первая его часть содержала вопросы об интернет-пользовании респондента:  вид доступа к сети Интернет, стаже, причинах интернет-пользования и т.д.

Вторая часть опросника содержала вопросы об социальном и эмоциональном одиночестве.

Третья часть опросника включила социально-демографические данные респондента: пол, возраст, семейное положение.

Состав выборки. Из 156 респондентов 103 (66 %) женского пола, 53 (33,9 %) мужского пола в возрасте от 17 до 24 лет, средний возраст 19 лет. Семейный статус был представлен следующим образом: «Холост/незамужем» – 47,1 %; «Женат/замужем» – 1,1 %; «живу в гражданском браке» – 3,7 %; «встречаюсь с парнем/девушкой» – 48,3 %;

39,1 % опрошенных учатся на первом курсе; 21,8 % — на втором курсе; 24,1 % — на третьем курсе; 14,9 % -на четвертом курсе. Большинство студентов (87,4 %) имеют доступ к сети Интернет через свой персональный компьютер с помощью usb-модема(41,5 %) или с помощью проводного интернета(19,7 %), 33,3 % пользуются Интернетом с помощью мобильного телефона – устройства позволяющие выходить в сеть в любое время и в любом месте. Другие способы доступа к сети используются в меньшей степени (компьютеры друзей(19,7 %), интернет-кафе(2,7 %)). Опыт пользования интернетом составляет в среднем 5,2 лет.

Средний интернет-пользователь, согласно полученным данным, имеет доступ к сети Интернет через персональный компьютер, его средний стаж интернет-пользования около 5 лет.

Респондентам было представлены 10 утверждений, которые являются ключевыми для выявления групп пользователей с «низкой», «средней» и «повышенной» активностью пользования Интернетом. Например: «Я пытался (пыталась) проводить меньше времени в Интернете, но оказалось трудно сократить», «Вне университета (работы, дома) я обычно ищу альтернативные способы доступа в Интернет», «У меня возникли неприятности на учебе/работе из-за нахождения в сети», «Моя успеваемость (эффективность работы) ухудшилась из-за того, что больше времени уходит на интернет-активность», «Бывало, я опаздывал/а на встречи из-за того, что проводил/а время в Интернете» и другие.

По итогам тестирования 17 % испытуемых оказались отнесены к группе пассивных пользователей Интернета; 24 % вошли в группу умеренных пользователей Интернета, 59 % в группу активных интернет-пользователей.

На выбор респондентам был дан перечень из 10 причин, по которым они выходят в сеть Интернет. Для всех студентов «Общение с друзьями»(12 %), «общение с людьми с общими интересами»(10,9 %) и «Обучение»(14 %) оказались наиболее частыми причинами выхода в Сеть. Наименее выбираемыми причинами оказались «Азартные игры»(5 %), «Делиться идеями и фантазиями»(6,7 %).

Студенты наиболее часто посещают сайты в Интернете такие как поисковые сайты(59,5 %) и социальные сети(10,7 %); наименее посещаемыми сайтами считаются: игровые, развлекательные сайты(9,1 %).

82,8 % студентов считают, что интернет помогает учебе(работе), 83,9 % респондентов считают интернет полезным информационной технологией. Отсюда большинство респондентов положительно относятся к интернет пользованию с позиции прогматики.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

73,6 % студентов зарегистрированы в нескольких социальных сетях, а 20,7 % только в одной, что в целом составляет 94,3 % и только 5,7 % студентов не зарегистрированы в социальных сетях. В прошлом исследовании был такой же вопрос и показатель зарегистрированности в социальных сетях возрос на 4,3 %. Наиболее популярными социальными сетями на данный момент являются Mail-агент (38,1 %) и Одноклассники (34,9 %)

28,7 % опрошенных в течение дня часто находятся в социальной сети, 12,6 % находятся в сети 1‑2 часа, 11,5 % находятся в сети постоянно, 13,8 % находятся в сети от случая к случаю. Таким образом, 66,6 % опрошенных находятся в социальной сети большую часть времени, а 33,4 % меньшую часть времени.

Число контактов в социальных сетях примерно составляет от 1 до 125. Из них в реальной жизни общаются от 1 до 100 человек.

На вопрос: В какой форме Вы обычно общаетесь с друзьями? На третьем месте стоит общение в социальных сетях(16 %), т.е. студенты выбирают виртуальное общение. Люди обладают низким самоконтролем и для них характерен социальный эскапизм (уход от реальности).Посвящая больше времени интернет-пользованию, люди игнорируют реальные отношения, не решают важные бытовые и актуальные социальные и жизненные проблемы. При этом происходит постепенная социальная дезадаптация. В таком состоянии возникает необходимость «ухода от проблем» в виртуальный мир, поскольку уже имеется некоторый опыт легкого необременительного общения, удовлетворения коммуникационных, информационных и других потребностей посредством глобальной сети.

Вторая часть опросника состояла из утверждений об Одиночестве, включающей две шкалы для измерения социального и эмоционального одиночества. Под эмоциональным одиночеством здесь понимается ощущение недостатка в неформальных, близких отношениях, а социальное одиночество рассматривается как ощущение недостатка более широких социальных связей. Было представлено шесть утверждений. Три из них использовались для определения эмоционального одиночества: «Я чувствую себя опустошенным», «Я чувствую себя покинутым», «Мало таких людей, которым я могу полностью доверять». Еще три утверждения служили для выявления социального одиночества: «Мне хватает людей вокруг», «Есть много людей, на которых я могу положиться, когда у меня проблемы», «Достаточно людей, которые мне близки».

Полученные в ходе исследования данные, на основании вышеприведенных критериев, показывают, что 14,4 % респондентов испытывают эмоциональное одиночество и 44,9 % — социальное одиночество. Выявлена статистически значимая связь между социальным одиночеством и разными типами интернет-пользования. Почти половина (48 %) умеренных и активных пользователей испытывают социальное одиночество, среди них 45 (58,9 %) из 76 респондентов женского пола, и 38 (66,4 %) от 57 умеренных и активных пользователей — соответственно, мужского пола. Если взять за 100 % количество задействованных респондентов с признаками социальным одиночеством, то доля опрошенных с наиболее явными его признаками среди активных пользователей в среднем составляет 11 %. Примерно столько же (11,6 %) составляет доля респондентов с явными признаками эмоционального и социального чувства одиночества среди пассивных пользователей.

Согласно полученным результатам, активные интернет-пользователи значительно больше времени, чем пассивные пользователи, посвящают социальным видам интернет-активности. Мотивы интернет-пользования у них также преимущественно социального характера, то есть они ориентированы на формирование, продолжение, расширение социальных контактов в Интернете.

Настоящее исследование в целом подтвердило наличие положительной связи между склонностью к чрезмерного пользования интернета и социальным одиночеством. Выявлено, что социальная функция Интернета является наиболее востребованной, тем самым обуславливает дальнейшее стойкое развитие чрезмерного интернет-пользования. Необходимы дополнительные исследования данного феномена, поскольку очевидны его негативные социальные последствия: семейные, профессиональные, академические, финансовые проблемы [3, с. 14].

Список литературы:

1 Иванова В. В. Зависимость от Интернет-общения: гендерные различия, особенности, последствия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://volokhonsky.narod.ru/Ivanova.gif (датаобращения: 5.04.2012)

2 Студенту на заметку: Изучение интернет-зависимости у подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://student.zoomru.ru/soc/izuchenie-internetzavisimosti-u-podrostkov/33591.html( дата обращения: 5.04.2012)

3 Цой Н. А. Феномен интернет-зависимость и одиночество // СоцИс. – 2011.- № 12. – С 98‑107.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1592

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке