Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «К проблеме маргинальности в социологии и социальной работе»

Маргинальность (лат. margo — край, граница) — понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни [9].

Со временем в общественных науках сложилось несколько тенденций в восприятии и понимании проблемы маргинальности. Ярким примером может стать американская школа, продолжающая изучать маргинальность в рамках миграционных и этнических процессов (Р. Мертон, Харман, Вудс). Американские ученые рассматривают явление маргинальности как некий специфический, отдельный, частный случай, который характеризуется периодом предварительной социализации человека при вхождении его в позитивную референтную группу, в реальную общность. При этом в изучении феномена маргинальности продолжает оставаться доминирующим психологический подход, а сама маргинальность трактуется как временное разрушение согласия человека с самим собой, со своим внутренним «Я», другими людьми и обществом в моменты трансформации социальной структуры и при повышении уровня социальной мобильности общества.

В европейской традиции в исследовании проблемы маргинальности и маргиналов преобладают два основных подхода, которые условно обозначают как «англо-немецкий» и «французский». Немецкая и английская традиции занимают сходные между собой позиции в восприятии маргинальности. Здесь маргинальность понимается как отрицательный вариант результатов процесса структурной деформации и трансформации общества, и, связанной с этим, социализацией человека в нем (В. Хинрикс, К. Рабан). Для них маргиналы, прежде всего, деклассированные элементы общества, социальное «дно», андекласс или эмигранты — выходцы из стран «третьего» мира. Они рассматривают понятие маргинальность с позиций адаптации ее субъектов в социуме.

Французский подход к проблеме маргинальности имеет свою специфику. Здесь маргинальность понимается как своеобразный протест против традиционных ценностей и норм общества, как продукт классовой борьбы. Такой взгляд на маргиналов сложился под влиянием событий весны 1968 г. Маргинальность воспринимается как «результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфического отношения с существующим общественным строем. Уход в маргинальность предполагает: либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира; либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности. «Французский подход» с истечением времени изменился и претерпел коррективы, он все более приближается к «англо-немецкому». К категории маргиналов в основном стали относить мигрантов и безработных — «продукт распада общества, пораженного кризисом» [5].

Латиноамериканские исследователи подходят к явлению маргинальности с позиций неравномерности экономического развития различных государств и говорят о существовании целых маргинальных регионов, имея в виду страны Латинской Америки и «третьего» мира (О. Сункель, Л. Сеа, Л. Пасо). Маргиналы для них — это представители социально изолированных групп, обитателей городского «дна» и выходцев из глубинки. При этом латиноамериканские авторы часто понимают под маргиналами люмпен-пролетариат и люмпен-буржуазию [4, 5, 7].

В настоящее время феномен маргинальности исследуется с точки зрения разных подходов. Одним из ярких примеров является истолкование понятия маргинальности российским исследователем И.П. Поповой. По ее мнению, «само понятие «маргинальность» представляет собой «социологическую загадку», решаемую каждый раз в границах тех социальных условий, в которых возникает необходимость исследования пограничных, переходных явлений» [1, c. 9].

Исследованием интересного подхода рассмотрения маргинальности занимался Е.В. Садков. Он рассматривает маргинальность в рамках криминологического подхода. Автор проводит тесную взаимосвязь между маргинальностью и преступностью. Данная взаимосвязь может трактоваться не только в виде предположения, что маргинал из-за сложившихся обстоятельств склонен к правонарушениям, совершениям преступлений, но и в виде предположения, что маргинал, находящийся на «окраине», в «придонье» социальной жизни («бичи», «люмпены», проститутки, «бомжи», нищие и т. п.), в меньшей степени защищен в правовом отношении, чем другие, соответственно, и чаще становится жертвой разного рода преступлений [8, c. 43].

Восприятие понятия маргинальности неоднозначно, что обусловлено следующими обстоятельствами:

это понятие употребляется в различных научных дисциплинах (психология, социальная психология, социология, культурология,  политология, философия, экономика и т. д.) в различных значениях или рассматривается под разными углами зрения;

в зависимости от типов маргинальности это понятие применяется в различных значениях;

неопределенность содержания этого понятия затрудняет представление самого явления в контексте социокультурных процессов общества [1].

Современная российская действительность также вносит свои поправки в смысл и содержание понятия «маргинальность», которое все чаще стало появляться на страницах публицистических и научных изданий, газет, разного рода аналитических обзоров.

Понятие маргинальности в настоящее время укоренилось в области социальной работы. Маргиналы — обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества господствующих социокультурных традиций и норм или основных структурных подразделений [8]. Маргинальные личности и группы остро нуждаются в помощи и поддержке специалистов в области социальной работы.Данная помощь может быть психологической, моральной или материальной. Социальная работа с такими людьми должна осуществляться профессионально подготовленными, квалифицированными социальными работниками, волонтерами, специалистами узкого профиля (психологами врачами, юристами), которые действительно смогут помочь и попытаться устранить необходимую существующую проблему. Но прежде всего социальная реабилитация маргиналов должна осуществляться их близкими и родными, выражаться в поддержке, понимании, в вере в человека и в его способности и возможности [6, c. 7].

В процессе трансформации российского общества произошли не только изменения в социальной структуре, но и в традиционном обществе. Поменялось осознание индивидуальной и социальной групповой идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, системе ценностей солидарности, уровне сплоченности, норм дозволенности и воспитанности.В настоящее время маргинальность переживает своеобразный переломный момент. В обществе теряются и изменяются глубинные устои, основательно измененные экономическими и социальными процессами. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления. Данная ситуация обусловлена тем, что мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума, не самостоятельно делают этот выбор — они незаметно вытесняются в это состояние, становясь прямым образом присвоенными к промежуточным звеньям социума, так и не приобщившись конкретным образом ни к одной из категорий отверженности общества.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и как падают маргиналы [10].

Как отмечает исследователь данной проблемы Стариков Е., маргинал отныне не какой-то прокаженный или чужак. Он схож со всеми, идентичен им и, в то же время, он калека среди себе подобных — человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры и родной среды [10].

Американские ученые обратили внимание на то, что к категории маргиналов можно отнести значительную и притом весьма активную часть американского общества. Это религиозные и этнические меньшинства, представители особенно и нестандартно мыслящей художественной и научной интеллигенции, специфические молодежные течения и др. «Маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать свое творчество, новаторские идеи и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

В научной литературе встречается такое понятие как «новые маргинальные группы», которое считается неустоявшимся. Подходы к его определению можно найти в работах исследователей, рассматривавших особенности процесса маргинализации в Западной Европе, и в частности, в работах А.А. Галкина,И.В. Зайцева, А.И. Атояна,Н.Е. Мельниковой. Связывался этот процесс с появлением научно-технической революции, а точнее, со своеобразной на тот момент структурной перестройкой общества в целом. Проследить состояние современной российской действительности можно, опираясь на общую картину этого процесса, сложившегося в Западной Европе среди маргинальных слоев населения, и описанного в данных работах. Авторы делают вывод о том, что маргиналы в Западной Европе — это сложное соединение групп, в котором наряду с традиционными, которых называют люмпен-пролетариями, входят новые маргиналы. В их характеристику входит высокая образованность и политическая активность, большие социальные ожидания, развитые потребности. Источником появления новых маргиналов является нисходящее социальное перемещение групп, которые не отторгнуты еще обществом, но занимают противоречивые позиции, теряя прежний статус. В России причинами появления «новых маргиналов» стали кардинальные изменения в социальной структуре в результате кризиса и реформ, которые были направленны на формирование новой социально-экономической модели общества. Социально-профессиональная структура стала главной сферой социальных изменений. Ее преобразование привело к появлению групп населения, характеризующихся наиболее активными и прогрессивными изменениями социально-профессионального статуса. К ним относятся — социальные группы, потерявшие прежний социальный статус, важно отметить то, что они не имеют возможности приобрести нормальный, соответствующий важным жизненным потребностям статус, т. к. в основе этого находится его объективное понижение; социальные группы, которые приобретают новый в сравнении с прежней социальной системой статус. Данные группы не имеют пока механизма общественно приемлемого, единого, нормального функционирования [2; 3; 4; 5].

На основе существования многочисленных понятий о маргинальности возникла интересная идея междисциплинарного синтеза. Ее автором является А.И. Атоян, который предложил выделить весь комплекс знаний о маргинальности в отдельную область знания — социальную маргиналистику как междисциплинарный синтез в обширной исследовательской области. Данная область знаний необходима, так как проблема переходных явлений актуальна во многих отраслях науки. Создание данной области знаний позволило бы удобнее и более комплексно рассматривать и изучать ситуацию маргинальности в целом. Существует еще одна важная проблема, которую видит автор. Она заключается в необходимость определения и подробной разработки структуры «демаргинализации». Под маргинальностью автор понимает разрыв социальной связи между индивидом (или общностью) и обществом с его нормами, взятыми в качестве объективного целого. Процесс демаргинализации он рассматривает как «совокупность восстановительных тенденций и мер по отношению ко всем видам социальных связей, усложнение которых возвращает устойчивость социальному целому» [2, с. 32]

Таким образом, маргинальные слои населения всегда являлись частью нашего общества, представляя собой его неотъемлемую часть. В социологии и социальной работе очень часто встречается понятие маргинальности и это не случайно. Общество — это система, которая имеет свойство постоянно изменяться, преобразовываться, дополняться, соответственно меняются и структурные компоненты. В данных изменениях оказывается человек, который не имеет возможности или просто желания подчиняться изменениям, которые диктуются обществом. Итак, эти люди застревают в одной жизненной социальной позиции, не имеющей расположения к какой-либо конкретной группе социума, отсюда и происходит возникновения маргиналов. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта. Она зачастую бывает весьма интенсивной, напряженной и по-разному реализуется на практике. Маргинальная ситуация может быть источником деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста, неврозов, недовольств общества. Но она, же бывает источником нового, креативного осмысления и восприятия Вселенной и общества в целом, нетривиальных, сложных, нестандартных форм интеллектуального, религиозного и художественного творчества. Поэтому маргиналы не всегда усугубляют реальность, порой их присутствие в социуме необходимо для нормального и продуктивного структурирования нашей жизни.

Список литературы:

Акопян Н. Маргинальность как одна из основных характеристик трансформирующегося общества // XXI век. — № 1. — 2005. — С. 7—12.

Атоян А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Полис. — № 6. — 2003. — С. 29—35.

Галкин А.А. На изломах социальной структуры. М.: Аспект Пресс, 2007. — С. 315.

Зайцев И.В. Маргинальность как социально-философская проблема: дисс. …  канд. филос. наук. Омск, 2002. — С. 151.

Мельникова Н.Е. Феномен маргинальности в системе культуры: социально-философский анализ: автореф. дисс. … канд. филос. наук. М.: 2007. — С. 137.

Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: Дашков и Ко. — 2005. — С. 476.

Попова И.П.Эволюция понятия маргинальности в истории социологии  // Маргинальнось в современной России: коллективная монография. М.: МОНФ, 2010. — С. 71—94.

Садков Е.В. Маргинальность и преступность //Социс. — 2008. № 8. — С. 41—44.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Словопедия. Новейший философский словарь. [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.slovopedia.com/6/204/770756.html(дата обращения: 4.10.2012).

Стариков Е. Униженные и оскорбленные // Знамя. — № 9. — 2009. — С. 23—25.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

797

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке