В связи с изменениями в избирательной системе, переходе к смешанной и избирательной системам по партийным спискам, существенно изменились правовые отношения и объем права субъектов в избирательном праве и избирательном процессе. Действующее российское избирательное законодательство установило возможность реализации пассивного и активного избирательного права, как граждан, так и политических партий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, изменился формат процесса формирования партий, их количественный состав и место в избирательном процессе. В зависимости от уровня и видов выборов, условия и правосубъектность значительно меняются. В соответствии с видами выборных органов власти можно выделить право на выборы на определенную должность в системе органов исполнительной власти, губернаторов либо депутатов или иных должностных выборных лиц в коллегиальном выборном органе, что соответствует определенной системе выборов и определенным правоотношениям в избирательном процессе. Причем, место выбранного должностного лица в системе органов местного самоуправления и объем его компетенции, в большой степени зависит от системы выборов и месте в этой системе выборного лица. Возможно, рассматривать, выборный процесс губернаторов на прямых выборах в субъекте федерации, либо выборы по конкурсу главы администрации руководителя исполнительного органа местного самоуправления, либо выборы законодательным органом власти субъекта федерации должностных лиц, таких, как председатель счетной палаты, уполномоченные по правам человека либо ребенка. Таким образом, активным избирательным правом обладают не только граждане на прямых выборах должностных лиц и депутатов, но этим специальным правом в определенном объеме, стали обладать специальные субъекты, уже получившие легитимность и право на специальные выборы. Правосубъектность избирательного объединения парламентской партии, освобожденной от сбора подписей, и партийного объединения, обязанного осуществить сбор подписей в поддержку списка кандидатов, также различны. Новацию в избирательном процессе представляет порядок поддержки кандидатов в губернаторы депутатов представительных органов местного самоуправления всех уровней и глав муниципальных образований в субъекте федерации.

Избирательное право как институт конституционного права определяет круг граждан, политические партии, через которых оно оказывает свое регулятивное воздействие на соответствующие общественные отношения. Оно определяет условия, которым должно удовлетворять лицо, избирательное объединение, наделяемое качеством субъекта данных отношений, и условия, при которых оно может реализовать свои права и обязанности, устанавливаемые в законодательном порядке. Для того чтобы гражданин стал действительным субъектом всех прав и обязанностей, законодательно установлено непосредственное и опосредованное участие гражданина в избирательном процессе. Непосредственное участие в голосовании выражается в двойственном праве: двойном голосе, как за кандидата по одномандатному избирательному округу, а также второму голосу, отданному за список политической партии. Попытки деления партийных списков на отдельные региональные группы, приближенные к одномандатным округам, приводят к искажению волеизъявления избирателя, который вынужден не только голосовать за список избирательного объединения, но одновременно выбирать кандидатов по второму, выделенному региональному партийному списку. Изменение порядка выборов по спискам избирательных объединений (партийным спискам) изменяет избирательную дееспособность. В отличие от избирательной правоспособности, избирательная дееспособность зависит от воли гражданина, изменяется в соответствии с избирательной системой, либо ее частью. Реализация избирательного права напрямую зависит от системы конституционно гарантированных прав и свобод личности. Так, материализация коллективного избирательного права была бы невозможна без конституционно установленного права на объединение граждан. Партии, обладающие полной и равной правосубъектностью, вместе с тем, в отдельных случаях лишены возможности выступать от своего имени, выдвинув кандидатов на выборы в органы местного самоуправления. Избирательное законодательство субъектов федерации несовершенно, в связи с чем возникают спорные ситуации, ограничивающие правосубъектность политических партий, реализующих свое активное право по выдвижению кандидатов. Например, избирательное партийное объединение парламентской партии выдвигает кандидата на выборах главы администрации муниципального образования, однако, в случае отказа в его регистрации территориальной избирательной комиссией, не имеет права оспорить ее решение, так как не обладает активным правом. В таком случае, региональный законодатель произвольно ограничивает правоспособность партийного избирательного объединения, лишив его права оспаривать решение об отказе в регистрации выдвинутого им кандидата, тем самым принимать участие в выборах. В другом случае, региональных законодатель ограничивает право выдвижения граждан путем самовыдвижения. Таким образом, наиболее совершенная реализация избирательных прав граждан и партийных избирательных объединений возможно только в условиях взаимообусловленности всей избирательной системы, конституционных прав и свобод граждан, коллективных субъектов избирательной системы, поскольку осуществление определенного права или свободы часто дополняется такими же действиями в отношении другого права или свободы. Субъект избирательного права обладает избирательной правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкретном избирательном правовом отношении.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Избирательная правоспособность и дееспособность, предусмотренная в избирательных законах субъектов федерации, в значительной мере не однородна. Отдельные субъекты федерации, принимая законы о выборах, не учитывают не только объем правоспособности и дееспособности отдельных субъектов избирательного процесса, но в значительной степени сокращают объем права субъектов. Принимая отдельные законы по каждому виду выборов, субъекты федерации не принимают во внимание способности отдельных субъектов избирательного права приобретать избирательные права и участвовать в избирательном процессе. Безусловно, круг субъектов избирательного права многообразен. К числу индивидуальных субъектов избирательного права относятся: граждане Российской Федерации; иностранные граждане; избиратели; кандидаты; зарегистрированные кандидаты; избирательные объединения, представители кандидатов, избирательных объединений, избирателей; доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, наблюдатели; международные (иностранные) наблюдатели; члены избирательных комиссий с правом решающего голоса; члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса; лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие, депутаты и главы местного самоуправления. Под коллективными субъектами избира­тельного права понимаются организованные, обособленные, самоуправ­ляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое. К ним относятся избирательные объединения; политические общественные объединения (партии); избирательные комиссии; государственные органы; органы местного самоуправления; средства массовой информации; фракции в представительных (законодательных) органах.

Множественность субъектов избирательного процесса, примене­ние различных выборных систем, возможность регулирования избира­тельного процесса субъектами федерации, привели к неоднозначному регулированию избирательных правоотношений. Для совершенство­вания избирательного законодательства и обеспечения равных избирательных прав субъектов избирательного процесса требуется незамедлительная кодификация всего объема нормативных правовых актов в избирательном праве и процессе.

При определении избирательных рисков и синхронизации избирательного процесса выборов в Государственную Думу РФ и законодательные органы субъектов федерации в первую очередь необходимо провести анализ отдельных норм, обеспечивающих единство правового регулирования при проведении действий субъектами избирательного процесса как на уровне федеральных выборов, так выполняющих эти же функции на уровне субъекта федерации. Вместе с тем, отсутствие федерального избирательного кодекса в значительной степени увеличивает риски несогласованности, например, деятельности территориальных избирательных комиссий, выполняющих одновременно функции как комиссий по выборам в федеральные органы, так и в органы субъектов федерации либо местного самоуправления.

Вместе с тем, избирательный процесс требует внесения изменений и согласования избирательных действий всеми субъектами, принимающими участие в избирательном процессе. В частности, следует избегать применения отсылочных норм к отдельным законам субъектов федерации, а также установить запрет передачи права толкования отдельным субъектам избирательного процесса, вчастности избирательным комиссиям субъектов федерации.

Например, сбор подписей и формы подписного листа существенно ограничивают правовое положение субъекта, обладающего правом выдвигать и регистрировать кандидатов, собирающего подписи, и без сбора подписей, или в отношении порядка голосования вне помещения для голосования либо по почте, отмечается отсутствие единообразия норм федерального и регионального законодательства. Вместе с тем рассматривая только риски синхронизации избирательных процессов, без оценки правомерности действий участковых комиссий при приеме заявлений для голосования досрочно, вне помещения и количества ящиков для голосования вне помещения, можно урегулировать эти правоотношения исключительно на федеральном уровне.

Следует отметить, что в связи с допустимостью регулирования избирательного процесса на федеральном и региональном уровне, возникает терминологическая неопределенность, допустимости употребления отдельных терминов в различных значениях и несоблюдения правил юридической техники при определении этапов и процедуры избирательных действий. Унификация избирательного законодательства требует употребления терминов и понятий исключительно в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, кодификация избирательного законодательства, регулирование избирательного процесса, установление единого объема правосубъектности в избирательном процессе, синхронизация избирательных процессов на всех уровнях, запрет правового регулирования на уровне субъекта федерации, позволят обеспечить законность и единообразное применение норм в избирательном праве.

В целом, по мнению автора, приведение избирательного законодательства в соответствии с Избирательным Кодексом, изменение регионального законодательства в части синхронизации избирательных процессов, позволят обеспечить законность и правопорядок при проведении выборов. Право гражданина Российской Федерации реализуется путем избрания Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, высшим должностным лицом субъекта федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации, главой муниципального образования (выборным должностным лицом — главой Администрации муниципального образования), депутатом представительного органа местного самоуправления. Причем, место выбранного должностного лица в системе органов местного самоуправления и объем его компетенции, в большой степени зависит от системы выборов и месте в этой системевыборного лица [4, с. 189]. Возможно, рассматривать, как выборный процесс, процедуру выборов по конкурсу главы администрации руководителя исполнительного органа местного самоуправления, либо выборы законодательным органом власти субъекта федерации должностных лиц, таких, как председатель счетной палаты, уполномоченные по правам человека либо ребенка. Таким образом, активным избирательным правом обладают не только граждане на прямых выборах должностных лиц и депутатов, но этим специальным правом в определенном объеме, стали обладать специальные субъекты, уже получившие легитимность и право на специальные выборы. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления закреплено в главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» в перечне политических прав и свобод [3, с. 26]. Активное и пассивное избирательное право, таким образом, является конституционным политическим правом. Характеризуя его, отметим, что некоторые конституционные права и свободы граждане осуществляют только посредством вступления в правоотношения, в частности это относится к праву избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления [1, с. 308].

Избирательная правоспособность является предпосылкой участия граждан в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Для того чтобы гражданин стал действительным субъектом всех прав и обязанностей, законодательно установлено непосредственное и опосредованное участие гражданина в избирательном процессе.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Реализация избирательного права напрямую зависит от системы конституционно гарантированных прав и свобод личности. Так, материализация коллективного избирательного права была бы невозможна без конституционно установленного права на объединение граждан. Избирательное законодательство субъектов федерации не совершенно, в связи с чем возникают ситуации, ограничивающие правосубъектность политических партий, реализующих свое активное право по выдвижению кандидатов, либо отсутствие графы «против всех» — право гражданина отказать всем кандидатам в доверии.

Таким образом, наиболее совершенная реализация избирательных прав граждан и партийных избирательных объединений возможно только в условиях взаимообусловленности всей избирательной системы, конституционных прав и свобод граждан, коллективных субъектов избирательной системы, поскольку осуществление определенного права или свободычасто дополняется такими же действиями в отношении другого права или свободы. Отдельные субъекты федерации, принимая законы о выборах, не учитывают не только объем правоспособности и дееспособности отдельных субъектов избирательного процесса, но в значительной степени сокращают объем права субъектов. Принимая отдельные законы по каждому виду выборов, субъекты федерации не принимают во внимание способности отдельных субъектов избирательного права приобретать избирательные права и участвовать в избирательном процессе. Представляется, что порядок определения субъектами федерации системы и количества мандатов для органов местного самоуправления, незаконно, является вмешательством органов государственной власти в функционирование местного самоуправления [1, c. 308].

Множественность субъектов избирательного процесса, применение различных выборных систем, возможность регулирования избирательного процесса субъектами федерации, привели к неоднозначному регулированию избирательных правоотношений. Для совершенствования избирательного законодательства и обеспечения равных избирательных прав субъектов избирательного процесса требуется незамедлительная кодификация всего объема нормативных правовых актов в избирательном праве. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 31 марта 2011 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [5] уточнено применение законодательства о выборах и референдумах. В частности защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации [3]), в связи с чем, законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации [3]). Законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ [6] основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Например, если суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 Федерального закона [6]). В соответствии со статьями 22 и 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции с учетом правил подсудности, установленных статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ, частью 1 статьи 89 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ [7], пунктом 1 статьи 31, пунктом 2 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ [6], пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ [8], частью 17 статьи 15, частями 7—10, 12 статьи 91 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ [9], пунктами 4, 5 и 6 статьи 84 Федерального закона от10 января 2003 г. № 19-ФЗ [10]. Мировые судьи не вправе рассматривать дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации по правилам главы 23 и 26 ГПК РФ, как не отнесенные законом к их подсудности (статья 23 ГПК РФ). Исходя из положений статьи 24 ГПК РФ районными судами, в частности, рассматриваются и разрешаются дела: об оспаривании действий или бездействия (за исключением бездействия в форме уклонения от принятия решения) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; об оспаривании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий муниципального образования, а также окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы муниципальных образований, террито­риальных и участковых избирательных комиссий; об отмене регист­рации кандидата, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов при проведении муниципальных выборов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников такого референдума; о расформировании избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы муниципальных образований, террито­риальных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общест­венных объединений, должностных лиц, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации; о назначении местного референдума.

По отдельным требованиям, касающимся защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, федеральными законами определены исчерпывающие перечни лиц, которые вправе обратиться в суд в связи с нарушениями, допущенными в отношении их или в отношении других лиц. Такие перечни установлены, в частности, для обращения в суд со следующими требованиями: о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума; об определении срока назначения выборов; о назначении местного референдума; об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о проведении местного референдума, а также принятого на местном референдуме решения; об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов; об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов; об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов; об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Предварительное обращение заявителя в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, ЦИК России не является обязательным условием для его обращения в суд (пункт 8 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ [6]). Граждане вправе обратиться за судебной защитой активного избирательного права (например, в связи с ошибками в списках избирателей, непредставлением возможности получить информацию или проголосовать на избирательном участке), а также своего пассивного избирательного права (в частности, в связи с отказом в регистрации кандидатом), если считают эти права нарушенными. Наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено в числе прочих обстоятельств и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, и лишь в предусмотренных законом случаях таким правом могут обладать граждане, место жительства которых находится за пределами избирательного округа(пункт 4 статьи 4 Федерального закона 2002 г. № 67-ФЗ [6]).

Федеральным законом от 02.05.2012 N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [11] и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» [6] установлены новые нормы выборов губернаторов субъектов Российской Федерации, в том числе установлен порядок выдвижения кандидатов в губернаторы субъектов федерации: выдвигаемые политическими партиями либо в порядке самовыдвижения (если самовыдвижение предусмотрено законом субъекта РФ) кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ должны получить поддержку от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований соответствующего субъекта РФ. При этом поддержавшие кандидата муниципальные депутаты и главы муниципальных образований должны представлять в определенной пропорции муниципальные образования разных видов. Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо будет собирать также и подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.

Таким образом, эволюция избирательного процесса, новые субъекты избирательного процесса, их место в системе избирательного права, полномочия и роль в избирательном процессе, требуют от законодателя регулирования правоотношений в соответствии с конституционными положениями о праве избираться и быть избранным, а также соответствующими нормами международного права.

Список литературы:

Андреева Л.А. Роль регионального законодателя в формировании нормативной базы и организации нормотворческого процесса органов местного самоуправления [Текст] / Л.А. Андреева // Социально-экономические и правовые проблемы развития региона: Материалы Всероссийской научно-практической конференции Х Макаркин. научн. чтения / Мордов. гуманитар. ин-т [под ред. А.В. Захряпина, Н.П. Макаркина и др.]. — Саранск : 2010. — С .306—309.

Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации //[Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/12128809/

Конституция Российской Федерации. Юридическая литература. М.: 1994. — 123 с.

Правовые и организационные основы местного самоуправления / Л.А. Андреева [и др.] / под ред. Л.А. Андреевой. — Великий Новгород : НП РИЦ «Росан», 2003. — 232 с.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 31 марта 2011 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/18400.html

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.cikrf.ru/law/federal_law/zakon_02_67fz_n.html

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации»// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2004/06/30/referendum-zakon.html

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=93502

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://www.garant.ru/

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_19.html

Федеральный закон от 02.05.2012 N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/18400.html