Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «К вопросу об анализе практики организации художественно-творческого развития детей старшего дошокльного возраста в доу»

Прежде всего, следует определить, что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творчество – это процесс, который направлен создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, субъективное (Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков и др.).

Помощь в написании статьи

Творчество рассматривается философами как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира.  Изменяется и сам человек  — формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью. Создание чего-то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного происходит в различных видах творческой деятельности человека. Существуют различные виды творчества как в области материального производства, науки, так и в сфере искусства: изобразительного, музыкального, словесного, актерского, оперного и т. д.

Предпосылками к творчеству могут быть: умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению; умение видеть внутренние связи между различными явлениями, событиями; способность решать не только конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.

В области искусства творчество проявляется особенно ярко при создании художественных (картин, скульптур, архитектурных памятников), музыкальных (оперы, балета, симфонии), литературных (повести, романа, стихотворения), театральных (актерское исполнение роли, режиссерская постановка спектакля, художественное оформление декораций и т. д.) произведений.

Проявление творчества у детей дошкольного возраста, как отмечают психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, возникает не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происходит переход от более элементарных и простых форм выражения к более сложным. Каждому возрастному периоду детства свойственнее своя форма творчества, поэтому необходимо своевременно и целенаправленное воздействие на ребенка с целью закрепления и обогащения приобретенного опыта.

Другой исследователь, В.Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт — произведение искусства.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый — носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.

Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методи­ки воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оцен­ке знаний детей.

Главная цель диагностирования — получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта ди­агностирования для коррекции педагогического процесса.

Работая в должности заместителя директора детского сада семейного типа, мною был проведен тематический контроль, направленный на изучение состояния работы в ДОУ по развитию творческих  способностей в разных видах детской деятельности посредством создания игровых и проблемных ситуаций, включил себя:

изучение уровня сформированности творческих способностей детей;

анализ используемых педагогами методов и приемов, их эффективность в организации и руководстве деятельностью дошкольников, направленном на развитие творческого потенциала личности ребенка;

изучение планирования воспитательно-образовательной работы  с детьми в данном направлении, системность и последовательность, соответствие возрастным и программным требованиям;

оценку развивающей предметной среды, условий для организации педагогического процесса, направленного на развитие творческих способностей дошкольников;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

анализ работы с родителями с целью воспитания ребенка-дошкольника как творческой личности.

Изучение уровня сформированности творческих способностей   у дошкольников проходило во время открытых занятий по разным видам деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной, познавательно-речевой), а так же в ходе наблюдений за самостоятельной деятельностью детей.

Анализ данной работы показал, что дети способны осознавать и творчески разрешать под руководством педагога различные типы заданий. Наиболее близки к оптимальному уровню игровые, актерские способности детей, песенное, музыкальное творчество. Недостаточно развиты изобразительные, художественно- речевые, конструктивные способности- дошкольников, вариативность мышления на занятиях  по математике, обучению грамоте.

Открытые занятия в ясельных, младшей, подготовительной (там прошло музыкальное занятие) группах продемонстрировала не только качество знаний, умений и навыков детей, но и стиль педагогического руководства детской деятельностью педагогами (единая сюжетная линия, создание игровой ситуации, образная речь воспитателей, художественное слово, элементы фольклора). Методы и приемы, использованные воспитателями на занятиях,  были направлены на получение ребёнком удовольствия от деятельности в ярко выраженных положительных эмоциях (только при этом условии развивается творческий потенциал ребенка).

Хороший уровень развития творческих способностей показали дети старшей и подготовительной к школе групп, что свидетельствует о системе работы в данном направлении.

Однако в ходе открытых занятий (экологического КВН и драматизации сказки «Краденое солнце»), бесед с детьми о предварительной работе не было выявлено совместного творчества взрослого и детей в процессе проблемного обучения.

Для более точного анализа занятий в старшей и подготовительной группах изучим предлагаемую таблицу «Сравнительный анализ традиционного и творческого обучения»

Таблица 1.Сравнительный анализ традиционного и творческого обучения

В старшем дошкольном возрасте важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил один ребенок (или несколько), и включить их в активную поисковую деятельность. Возможность возникновения таких естественных ситуаций обусловлена тем, что проблемность – неотъемлемая черта познания старших дошкольников, основной структурный компонент творческого развития. Именно проблемность обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н.Н. Поддьяков), а так же в собственной постановке вопрос и проблем.

Так, в подготовительной к школе группе (драматизация сказки «Краденное солнце») важна была предварительная работа, совместное творчество воспитателя с детьми: мотивация выбора художественного произведения, обсуждения плана подготовки спектакля, распределение ролей, описание характеров персонажей, изготовление декораций, элементов одежды.

В старшей группе  был проведен экологический КВН. Следует обратить внимание на то, что данная форма проведения занятий наиболее приемлема для педагогической диагностики знаний дошкольников. Мы же преследовали другую задачу: создание проблемных ситуаций для развития творческих способностей детей. При этом важна активная позиция воспитателей, его умение заинтересовать детей, организовать их деятельность, продумать вопросы, направляющие мысль ребенка на достижение цели, получение нового знания на основе имеющихся, усвоенных ранее.

Вспомним, проблема возникла, когда ребенок ответил, что в песке откладывает яйца ласточка, на вопрос воспитателя «Какая птица откладывает яйца в песке?». Воспитатель исправил ребенка, дав ему свое знание – «Ласточка выводит  птенцов в горе» (хотя это тоже неверно). Но ведь в проблемном обучении педагог не стремится переубедить ребенка и навязывать ему свое мнение (знание). Он внимательно выслушивает все возражения, предположения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, постепенно с помощью наводящих вопросов подводит детей к мысли, заключающей в себе новое знание. В результате собственной работы мысли дети принимают знание, т. к. человек, как считает С.Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добыто собственным трудом.

Создавая проблемные ситуации, педагог побуждает детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приручает не бояться допускать ошибки, не читает нравоучений.

Результаты диагностики — это отправные точки индивидуальных образовательных маршру­тов для каждого ребёнка.

Список литературы:

Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании  детей – Екатеринбург: Деловая книга, 2000 г.
Белова Т.Н. Среда как средство развития творческой активности при подготовке детей к школе [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт] / Издат. дом «Первое сентября».-М.,2003—2011.
Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества. Творчество искусства искусство творчества. /Д.Б. Богоявленская//Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла и др – М.; 2000 г.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.-  2-е изд. перераб. и доп. М.:Академия 2000.-с. 416
Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005.- с. 128.
Муравьева Л.В. Методические разработки по курсу «Художественно-эстетическое воспитание детей» от 4 до 7 лет : (из опыта работы) / Л.В. Муравьева, Н.А. Шанаева. — М., 1994. – 146 с.
Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Ролацевич – Мн.: «Соврем. слово» 2005- с. 321

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

736

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке