Важным фактором музыкальной жизни общества в первой половине XIX века можно считать активную просветительскую, культурную деятельность любителей музыки, дилетантов. Актуаль­ность статьи обусловлена тем, что любительское музицирование как феномен общественной музыкальной культуры представляет собой сложную, динамичную систему, обладающую большим потенциалом, влияя на формирование социально-культурной интеллектуальной среды. Активное распространение традиции музыкального люби­тельства обеспечило появление в середине XIX века профессио­нального искусства.

В течение прошлого века и в начале XXI проблема люби­тельского музицирования и различные формы его распространения исследовалась на региональном уровне (О. Васюта, Л. Игнатова, Л. Кияновская, А. Кононова, Н. Кузьмин, Е. Маркова) и в контексте общего социально-культурного процесса (О. Андриянова, Л. Гинзбург, Л. Дорогих, В. Кириллов, Ю. Лошков, И. Хвостова, Т. Шеффер, А. Шреер-Ткаченко, В. Юдина). Целью данной статьи является раскрытие понятия любительского музицирования как явления социально-культурного плана в контексте определенного исторического этапа; обобщение форм музыкального дилетантизма на территории Царской России данного периода.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Как социально-культурное явление любительское музицирование выступает формой реализации  сущностных сил личности, ее самореа­лизации с помощью непрофессионального музыкального творчества, бескорыстно осуществляемого в свободное время под влиянием внутренней потребности [8, c. 5]. Граница, отделяющая любителей от профессионалов, была зыбкой и условной, поскольку нередко профессиональная артистка, выйдя замуж за аристократа, получив его фамилию и титул, теряла право петь на сцене и превращалась в любительницу, которая могла музицировать лишь в салоне.

В лексикографической литературе, раскрывая сущностное значение с разных позиций, рассматриваются такие близкие понятия, как «аматор», «дилетант», «любитель».

Аматор — 1) «любитель», тот, кто занимается чем-либо без специальной подготовки, не как профессионал [5, с. 578]; 2) тот, кто охотно занимается чем-нибудь, не будучи профессионалом в этом деле [1, с. 22]; 3) тот, кто охотно занимается чем-нибудь, любит что-либо [2, с. 15].

В большом толковом словаре современного украинского языка под термином «аматорство» подразумевается занятие каким-либо делом не как профессией, а из-за любви к ней [2, с. 15]. Достаточно широко дают объяснение данного термина И. Лапинский и А. Мартыненко в статье «Энциклопедии современной Украины»: «аматорство (с лат. — люблю, имею склонность) — творчество людей, которые не занимаются искусством профессионально. На Украине берет начало от обрядовых праздников, народных игр и песен восточнославянских племен. Аматорство связано с такими явлениями, как школьный театр Киево-Могилянской академии (XVII—XIX века), балаган на площади, крепостной театр и тому подобное. Художник-аматор  свободно чувствует себя на сцене, в картинной галерее, меньше боится критики, а главное — ему легче преодолевать расстояние между собой и зрителем, чем профессионалу» [4, с. 424].

Г. Риман в своем универсальном музыкальном энциклопе­дическом словаре дает следующее определение понятию «дилетант» (итал. «любитель», фр. Аmateur) — в музыке противопоставляется профессиональному музыканту. Слову дилетант ранее не придавали такого пренебрежительного оттенка, как сейчас. Луиджи Боккерини посвятил в 1768 году свои первые струнные квартеты «истинным дилетантам и знатокам музыки» (“ai very dilettanti e cognoscitori di musica”). Вкусы дилетантов в среднем не были настолько плохи и направлены на вульгарную, злободневную музыку, как в наши времена; особенно камерная музыка имела больше поклонников среди непрофессиональных музыкантов, которые занимались музыкой серьезно и играли, возможно, лучше, чем сейчас. В наше время под дилетантизмом понимают поверхностное, несерьезное занятие искусством, — как в области исполнительства, так и композиции; дилетант тот, кто ничему хорошенько не научился. Дилетантам следовало бы стремиться к  восстановлению прежней чести своего имени» [3, с. 465].

В литературе встречается еще одно близкое по значению понятие — «любитель»: 1) тот, кто имеет склонность к чему-либо; который имеет большую страсть к чему-либо, тот, кто занимается любимым делом не как профессионал; любитель [2, с. 498]; тот, кто любит что-либо; музыкант-любитель [1, с. 516].

Любительское музицирование, являющееся формой реализации потенциала личности, обладает внутренней структурой и наличием прямых и обратных связей между такими видами творческой деятельности, как произведение, исполнение и слушание музыки, а также системой жанров и форм.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Функциональная модель любительского музицирования, которую определяет и описывает в своей работе И. Хвостова, включает в себя основные (социализирующую, эстетическую, гедонистическую, воспитательную) и вспомогательные (развлекательную, досуговую) функции, а также подфункции (компенсационную, эвристическую, коммуникативную, рекреационную, познавательную, просветитель­скую), способствующие созданию культурно-пространственной среды [8, c. 6].

Любительское искусство — явление конкретно-историческое, неотъемлемая составная часть культуры определенного общества, класса, определенной социокультурной среды. Возникнув первона­чально стихийно, в формах домашнего музыкального воспитания, любительское музицирование до середины XIX века становится составной частью музыкального просвещения и общего образования. Возникнув на рубеже XVII—XVIII веков как привилегия столичных аристократических кругов, любительское музицирование постепенно проникло в среду мелкого дворянства, затем интеллигенции, разночинцев, купечества [9, с. 65].

Жизнь в имениях первой половины XIX века отличается особым культурным бытом, традициями его представителей. Удовлетворение духовных (культурных) потребностей осуществляется преимущест­венно именно во время досуга, где человек свободно проявляет себя как личность, выбирая виды деятельности в соответствии со своими наклонностями и интересами. Любительство, касающееся сферы досуга, является одним из важных показателей  культурной жизни общества; стало своеобразным отражением условий жизни людей, их этнической, сословной принадлежности, уровня социального развития общества.

В помещичьей среде существовало инструментальное музици­рование (оркестровое, ансамблевое, сольное). Традиция при этом сохранялась и поддерживалась в дворянских семьях не одним поколением. К середине XIX века в быту провинциального города наибольшее распространение получили две основные формы любительского музицирования: фольклорная (голос и элементарное инструментальное сопровождение) и светская. Основой последней являются домашние и клубные музыкально-литературные вечера, концерты местных музыкантов-любителей, любительские постановки с тяготением к концертному (салонному или эстрадному) виду музицирования, с более сложным и объемным, в отличие от фольк­лорных традиций, инструментарием (фортепиано, арфа, оркестр или ансамбль). Кроме того, светская форма любительского музици­рования часто имела такие общественно-значимые цели, как благотво­рительность и просветительство [9, с. 65].

В течение XIX века две формы любительского музицирования сосуществовали параллельно, внутренне трансформируясь и влияя друг на друга. Широко распространенной традицией было сочинение и исполнение музыкантами-любителями разнообразных вариаций украинских, русских народных песен на домашних музыкальных вечерах, благотворительных концертах.

Если в столицах со временем все отчетливее проявлялась разница между профессиональной и любительской музыкальной практикой, то в едином художественном пространстве провинциального города обе формы тесно переплетались. В условиях столиц любительское музицирование постепенно вытеснялось в сферу домашнего быта. В провинции же оно продолжало оставаться доминирующим не только в домашней среде, но и в общественных местах (семейные вечера).

Традиции семейного музицирования имели глубокие истори­ческие корни, что объясняется существованием музыкальных цехов, оркестров, певчих капелл и театральных трупп на украинских землях Царской России. Бесспорно, этому способствовало то обстоятельство, что к организации семейно-бытового, салонного музицирования широко привлекались выдающиеся деятели украинской культуры, просветители, талантливые музыканты-любители. Например, активная культурная деятельность Николая Андреевича Маркевича, Ивана Ивановича Гаврушкевича, Ивана Григорьевича Рашевского, Ильи Ивановича Лизогуба была тесно связана с семейными музыкальными вечерами на Черниговщине. В Полтаве известными культурно-художественными салонами в первой половине XIX века были салоны Николая Григорьевича Репнина, Василия Лукьяновича Лукашевича, Якова Ивановича Лобанова-Ростовского. На Слобожанщине, в городе Харькове были популярны художественные салоны барона Павла Федоровича Радена, помещиков Сергея Ивановича Зарудного, Григория Романовича Шидловского.

Киевские любители камерной музыки в середине XIX века часто собирались в доме у чиновника канцелярии генерал-губернатора — Николая Аркадьевича Ригельмана. До самой смерти в его салоне сохранялась традиция любительского музицирования с участием выдающихся приезжих музыкантов. В салонах Киева проходили постоянные встречи ведущих украинских, российских, польских художников и политических деятелей (салоны Василия Васильевича Тарновского, Ивана Ивановича Фундуклея, Ивана Яковлевича Бухарина, семьи Галаганов и другие).

С конца XVIII века в любительском музицировании квартетное исполнение стало наиболее распространенной формой домашнего музыкального досуга. На Украине аматорские квартеты приобрели особую популярность в середине XIX века. В зажиточных дворянских семьях, где широко практиковалось музицирование, струнный квартет идеально соответствовал непринужденной атмосфере домашнего круга.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Квартетные собрания, которые постоянно организовывались Ильей Ивановичем Лизогубом в Седневе и Чернигове, князем Юрием Николаевичем Голицыным в Харькове, Григорием Петровичем Данилевским в Киеве, являются известными примерами увлечения этим искусством.

На протяжении XIX века в репертуар любительских квартетов входили, с одной стороны, произведения Йозефа Гайдна, Вольфганга Моцарта, Людвига Бетховена, Франца Шуберта, Роберта Шумана, с другой — различные переложения оперной и симфонической музыки, обработки народных мелодий. Кроме квартетов, были распространены и другие струнно-смычковые ансамбли (трио, квинтеты, секстеты).

Само понятие дилетантизм, как отмечалось выше, в XVII—XVIII веках было иным, нежели во времена высокоразвитой профессиональной музыкальной культуры II половины XIX века. Социальный статус не позволял представителям знатного  проис­хождения посвящать себя профессиональным занятиям искусством. Даже те из них, кто имел ярко выраженный талант, оставались люби­телями. Имена талантливых поклонников «amateur’ов», вышедших из дворянской среды стали известны  благодаря сообщениям Я. Штелина и других мемуаристов.

Среди дилетантов на территории Царской России, наряду с теми, кто имел лишь элементарные навыки в исполнительстве и компози­торской технике, встречалось немало серьезных знатоков и профессио­нально зрелых музыкантов, таких, например, как братья Михаил и Матвей Юрьевичи Виельгорские (композитор и виолончелист), скрипач и композитор Алексей Федорович Львов, певица Прасковья Арсеньевна Бартенева и другие.

Особенно значимым в аристократических придворных кругах был, в первую очередь, известный в истории салон просвещенного любителя музыки вышеназванного графа Михаила Ю. Виельгорского. В его роскошно обставленном концертном зале выступали лучшие русские артисты и приезжие знаменитости (в том числе Ференц Лист и Полина Виардо). Салон этот имел значение «привилегированного» концертного зала, и, только выступая на вечерах у Виельгорского, иностранные артисты могли рассчитывать на успех у широкой аудитории в открытых концертах. Серьезный знаток музыки и композитор-любитель Михаил Виельгорский поддерживал связи с крупнейшими музыкантами Европы. «Дом графов Виельгорских в Санкт-Петербурге — это маленькое министерство изящных искусств…», — писал Берлиоз, посетивший в 1847 году русскую столицу. Выступал на их вечерах и музицировал с братьями Михаил Иванович Глинка [7, с. 244].

Известно, что силами любителей ставились музыкальные спектакли, организовывались любительские хоровые кружки, салоны, музыкальные коллегии и другие культурно-творческие сообщества. Часто в одной концертной программе могли участвовать как любители, так и профессиональные музыканты. Так, в цикле концертов, организованных Винченцо Манфредини весной 1769 года в доме графа Ивана Ивановича Шувалова в основном силами придворных музыкантов, участвовали три дочери и сын Григория Николаевича Теплова, а также он сам и другие видные государ­ственные деятели.

К концу первой четверти и в 30-х годах XIX века русские любители музыки стояли в авангарде музыкальной культуры Царской России. Одаренные музыканты получали образование у себя на родине и за рубежом (Михаил Юрьевич Лермонтов, Дмитрий Владимирович Веневитинов, Парфений Николаевич Енгалычев и другие).

Среди этой великой плеяды ярким исполнителем-пианистом и композитором был Александр Сергеевич Грибоедов (1795—1829), любимым инструментом которого было фортепиано. По одним источникам, учился Александр у преподавателя музыки пансиона при Московском университете Даниила Ивановича Шпревича, по другим — у Джона Фильда [6, с. 144]. По словам современников, талантливый драматург в то же время был одним из первых в России исполнителей произведений Иоганна Себастьяна Баха и бетхо­венских сонат.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Напечатанные в «Лирическом альбоме за 1832» (изданные И. Ласковским и Н. Норовым) два вальса А. Грибоедова (ми минор, Ля бемоль мажор) раскрывают его незаурядные композиторские способности в области салонной фортепианной музыки.

Известным представителем дворянского окружения был майор в отставке, князь Парфений Николаевич Енгалычев (1769—1829) — скрипач, композитор, сочинявший произведения для фортепиано. Знакомство Парфения с новейшими на то время приемами форте­пианной игры проявляются  в характере музыки его произведений, где присутствует влияние виртуозного исполнительства. Енгалычев часто обогащал свою музыку блестящими фортепианными пассажами (арпеджио, гаммообразное и ломаное движения, пассажи в терцию, яркие каденции с репетициями). Но ладотональная сфера произве­дений П.Н. Енгалычева не отличалась большим разнообразием: вместо действенных модуляций обращался к тембровым краскам и игре фортепианных регистров.

Если исследовать биографии известных писателей, математиков, юристов, музыкантов, актеров и вообще многих представителей прогрессивных кругов тогдашней интеллигенции, то заметим, что каждый из них в юности или позже занимался музыкой, сочинял стихи,  играл в любительском театре. Это не было исключением, а наоборот, наиболее ярким проявлением общего стремления к искусству и благородным средствам общения.

Любительское музицирование, которое было важным признаком музыкального быта интеллектуальной культурной среды первой половины XIX века, стало одним из этапов на пути к более зрелым формам музыкальной жизни, таким как профессиональное образо­вание, музыкальное исполнительство и филармоническая деятель­ность. Активно приобретая широкую популярность среди всех слоев населения — горожан, крестьян, зажиточных помещиков и высшей знати, музыкальный дилетантизм стал важным этапом в процессе формирования не только профессионального  искусства, но и общего интеллектуально-культурного общества данной эпохи.

Список литературы:

Великий тлумачний словник сучасної української мови / [кер. вид. проекту П. М. Мовчан, В. В. Німчук, В. Й. Клічак]. — К.: Дніпро, 2009. — 1332 с.

Великий тлумачний словник сучасної української мови / [уклад. і голов. ред. В. Т. Бусел]. — К.; Ірпінь: ВТФ «Перун», 2001. — 1440 с.

Дилетант // Риман Г. Музыкальный словарь: в 3 т. / [Гуго Риман; пер. с 5-го нем. изд. и доп. под ред. Ю. Энгеля]. — М.: П. Юргенсон, 1901. — Т. 1 — А — И. — С. 465.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Енциклопедія сучасної України: в 11 т. / [кер. ред. кол. М. Г. Железняк]. — К.: НАНУ, 2001. — Т. 1 — А . — C. 424.

Загоруйко О. Я. Великий універсальний словник української мови. / О. Я. Загоруйко. — Харків: ТОРСІНГ ПЛЮС, 2009. — 768 с.

Музалевский В. Русская фортепианная музыка. Очерки и материалы по истории русской фортепианной культуры XVIII — I пол. XIX в. / В. Музалевский. — Л. — М.: ГМИ, 1949. — 358 с.

Сикорская А. Музыкальная жизнь усадеб и аристократических салонов в процессе формирования профессионализма в музыкальной культуре Царской России / А. Сикорская // Музичне мистецтво і культура: науковий вісник Одеської державної музичної академії ім. А. В. Нежданової: [зб. наук. праць / гол. ред. О.В. Сокол]. — Одеса : Друкар. Дім, 2010. — Вип. 11. — С. 239—247.

Хвостова И.А. Социально-педагогические условия развития любитель­ского музицирования в контексте культурной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения музыкальному искусству» / Ирина  Алексеевна Хвостова; Тамбовский гос. университет им. Г. Р. Державина. — Тамбов, 2000. — 24 с.

Юдина В.И. Любительские и профессиональные формы музыкальной практики в культуре провинциального города второй половины XIX — начала XX вв. // В.И. Юдина; Ученые записки КнАГТУ / Серия «Науки о человеке, обществе и культуре» / Комсомольск-на-Амуре: ООО ПКП «Жук». — 2011. — № 11 — 2 (6). — С. 64—69.