Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Место стратегического планирования и прогнозирования в экономической деятельности предприятия»

Аннотация. В статье рассмотрена проблематика стратегического планирования и прогнозирования в деятельности предприятия; проанализированы основные факторы, влияющие на успешное внедрение стратегического планирования в организации.

Ключевые слова: стратегическое планирование, прогнозирование, менеджмент организации, предприятие, факторы.

Экономика изменяется настолько быстро, что построить формальный прогноз потенциальных рисков и возможностей поможет только стратегическое планирование на предприятии. Именно этот способ помогает руководству или собственнику поставить долгосрочные цели, создать план их выполнения, минимизирующий риски и включающий в себя задачи подразделений компании.

Основная идея теории стратегического планирования заключается в том, что только посредством постоянного совершенствования всех элементов системы менеджмента в организации можно успешно развивать собственный бизнес в условиях достаточно жесткой конкуренции и непредсказуемых изменений как во внешней, так и во внутренней среде.

Актуальность использования системы стратегического планирования на предприятии проявляется в наиболее целесообразном и наименее рискованном использовании всех видов ресурсов организации, повышение уровня ее конкурентоспособности и создании благоприятных перспектив постоянного и долговременного присутствия на целевом рынке (т.е. рынке, на котором организация работает).

Стратегическое планирование представляет собой постоянно повторяющийся замкнутый цикл (см. рисунок 1), который ни на минуту не приостанавливается и постоянно реализуется в организации. Оценка деятельности организации, анализ изменяющейся внешней среды деятельности организации одновременно являются и началом, и концом этого цикла. В то же время основные направления действий, конкретный план конкурентной борьбы, создание новых конкурентных преимуществ, корректировка корпоративной культуры, формирование организационной структуры, отвечающей изменившимся стратегическим ориентирам, — все это может достаточно часто подвергаться изменениям в зависимости от степени изменчивости внешней среды, в которой действует организация.

Кроме очевидных достоинств стратегического планирования, у него также есть и недостатки. Среди них можно выделить, что стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего. То, что оно может дать — качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос — выживет или нет фирма в конкурентной борьбе. Его описательная теория сводится к определенной философии или идеологии ведения бизнеса. Поэтому конкретный инструментарий во многом зависит от личных качеств конкретного менеджера, а в целом стратегическое планирование — симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента, способность менеджера вести фирму к стратегическим целям.

Негативные факторы внутренней среды предприятия часто являются причиной недостаточной эффективности осуществляемого стратегического планирования. В частности, отрицательное влияние на систему стратегического планирования на предприятиях оказывают такие факторы как слабый уровень применения автоматизированных систем управления, например, системы поддержки принятия решений, отсутствие единого подразделения, отвечающего за процесс стратегического планирования на предприятии, формализация процесса стратегического планирования, необоснованность и зачастую невыполнимость заявленных в стратегическом плане целей.

Также одной из трудностей при реализации стратегического планирования связана с тем, что во многих организациях процесс принятия решения зависит от высшего менеджмента организации, а не от собственников либо акционеров. Стратегия приносит в организацию различные изменения, которые могут разрушить сложившийся в предприятии тип взаимоотношений и может подорвать политику руководства компании. Соответственно – естественная реакция, борьба против разрушения сложившихся взаимоотношений в компании.

Основной путь, который позволит решить обозначенные выше проблемы – это высокопрофессиональный менеджмент, который осознает значимость стратегического планирования для компании, готов к изменению текущей структуры организации, корректировки ее бизнес- процессов и смещения акцентов в деятельности.

Таким образом, в этой работе должны быть задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации — от высшего до низового, и это должно обеспечивать конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающие чёткие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда и сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются.

Стратегию можно представить, как план, реализующий пути развития организации исходя из изменений внешней среды через установления целей организации, ее задач, поиска возможностей для их достижения и планирования действий на перспективу. Стратегия разрабатывается руководством, а ее реализация подразумевает участие всех сотрудников. Стратегический план должен быть единым и гибким, допускающим изменения. Разработанная стратегия придает организации направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам четкие ориентиры в развитии.

Список использованных источников

1. Стратегический менеджмент: Курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2012. – 288 с.
2. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.В. Романов. — 2-e изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2012. – 160 с.
3. Фридман, А.М. Финансы организации (предприятия): учебник. – М: «Дашков и Ко», 2013. – 488 с.
4. Шеметов, П.В., Никифорова, Л.Е., Петухова, С.В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие. – М.: издательство «Омега-Л», 2012.
5. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко.
— М.: ИНФРА-М, 2013. — 285 c.
6. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 256 c.
7. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. — М.: Магистр, 2013. — 528 c.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1481

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке