Серебряный век русской культуры — уникальное явление. Это время, отмеченное активными художественными и духовными поисками, стремлением к синтезу искусств. Музыка в этот период превращается в особую философско-эстетическую категорию, которая объединяет культуру и природу, самосознание эпохи начала ХХ века и требует разностороннего и подробного изучения. Особенно интересно эти процессы наблюдать на примере творческой судьбы одного из ярких представителей Серебряного века — Бориса Леонидовича Пастернака.

Философ Валентин Фердинандович Асмус писал о Б.Л. Пастернаке: «Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языков, а единым языком искусства» [Цит. по: 6], верно подметив многомерность пастернаковского таланта, перенасыщенность его творчества смыслами и образами, интонационными контрастами.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

На сегодняшний момент существует не так много исследований [2, 4, 5, 6], в которых предпринималась бы попытка проследить эволюцию творчества Б.Л. Пастернака в контексте музыкального начала. Наша работа призвана в какой-то мере восполнить этот пробел, что и составляет ее актуальность.

Цель исследования — рассмотреть в культурно-историческом контексте эпохи особенности пастернаковских музыкальных образов.

В процессе работы нами решались следующие задачи:

1. показать влияние музыки на становление личности Б.Л. Пастернака, в связи, с чем отразить биографические данные, связанные с музыкальной стороной жизни его семьи;

2. определить роль А.Н. Скрябина в творческом выборе Бориса Пастернака;

3. проанализировать музыкальные образы в его лирике.

Объектом исследования стали сохранившиеся музыкальные произведения Б.Л. Пастернака, сборники стихов «Близнец в тучах» (1914 г.), «Сестра моя — жизнь» (1917 г.), «Темы и вариации» (1916—1922 гг.), «На ранних поездах» (1936—1944 гг.), «Третья симфония» А.Н. Скрябина.

Предмет исследования — музыкальные образы в пастернаковском творчестве.

Методы и приемы исследования: биографический, системно-семантический, метод ассоциативного эксперимента.

В этой своей статье мы рассмотрим музыкальные образы, возникающие в стихах поэта.

Одна из главных черт пастернаковской натуры заключается в том, что он слышимое воспринимал как видимое, а звучащее как пространственное. На протяжении всей жизни Б. Пастернак не просто озвучивает, но как бы «омузыкаливает» действительность, виртуозно импровизирует ею. Примером этому служит программное «Импровизация» (1915 г.).

«Каскад» метафор-ассоциаций (стая клавиш; хлопанье крыльев, плеск и клекот; крикливые клювы; гортани запруд и т. п.) заставляет читателя задуматься, о чем это стихотворение: о музыке, извлекаемой из клавиш рояля? о птицах? о ночном пруде и шуме воды? Как эти три мотива связаны? Видимо, исходная тема здесь — игра на рояле, но слышим мы и крики птиц, и шум волн. Все произведение «пропитано» внутренней образностью — «образом души поэта» (термин А.Н. Васильевой).

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Склонность к музыкальной импровизации объясняет убежденность поэта в том, что «…чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» («Февраль. Достать чернил и плакать…»).

Композиторское умение Б. Пастернака в звуке передавать и внешний, и внутренний мир приводит у него к тому, что подчас звучание, а не привычное значение слов определяют у поэта отбор этих образов:

ОТРоСТки ливня ГРяЗнуТ в ГРоЗДьях

И Долго, Долго, До ЗаРи

КРОПают с КРОвель свой аКРОСТих,

ПуСКая в Рифму ПуЗыРи.

(«Поэзия», 1922).

«Музыкальная» метафора становится стилевой доминантой, «органикой» стихотворения «Пианисту понятно швырянье ветошниц…». Музыка здесь уподоблена и шуршанию ветоши (швырянье ветошниц, таскавшись, вешает, вешалка) и грозовому дождю (военную карту грозы расстелив), как летний ливень она гремит и освежает (дрожащими лапами ливня гремя).

В стихотворениях начальной поры пастернаковского творчества прослеживается и вера поэта в созидательную силу музыки: («Когда за лиры лабиринт…»), и вера во всемогущество времени, способного уничтожить мечту, как недолговечный сон, разрушить слышимую лирическим героем музыку, ее гармонию («Сон»).

С помощью музыкальных «примет» поэт дает свое определение поэзии:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

(«Определение поэзии»).

Очень часто в своих зрелых стихах поэт обращается к боготворимому им Шопену, и тогда накал его поэзии становится, поистине, полифоническим:

Гремит Шопен, из окон грянув,

А снизу, под его эффект,

Прямя подсвечники каштанов,

На звезды смотрит прошлый век…

Возможно, Борис Леонидович даже импровизирует словесные созвучья, как музыку:

Снаружи вьюга мечется

И все заносит в лоск,

Засыпана газетчица,

И заметен киоск.

Или:

Так играл над землей молодою

Одаренный один режиссер,

Что носился как дух над водою

И ребро сокрушенное тер.

В пастернаковских стихах часто для большей выразительности используются инверсии, сравнительные обороты с использованием музыкальных терминов: арфой шумит ураган, страх фистулой голосил от потуг. На сопоставлениях во многом построено стихотворение без названия из книги «Второе рождение» («Окно, пюпитр и, как овраги эхом…»). Здесь и вещный мир, и природа озвучиваются с помощью музыкальной терминологии. Музыка нужна Б. Пастернаку и тогда, когда ему нужно найти образный эквивалент высшей степени совершенства («Красавица моя, вся стать…»).

Таким образом, звуковой строй создает единство поэта и вселенной, восстанавливает целостность бытия, становясь образным выражением единства разрозненных предметов и явлений, внешнего мира и лирического героя.

Список литературы:

Баевский В.С. Пастернак. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 112 с.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Быков Д. Борис Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2005. — 896 с.

Магомедова Д.М. Лекции по русской культуре конца ХIХ-начала ХХ века. М.: Изд-во РГГУ, 2005. — 67 с.

Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pasternak.niv.ru/ pasternak/bio/ pasternak-e-b/biografiya. htm

Платек Я. Верьте музыке. М.: Советский композитор, 1989. — 352 с.

Растопчина Н. Пастернак, музыка, Шопен // Чайка. 2004. 7 мая.