Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Направления изучения системы «человек – профессия – общество»

Аннотация: В статье выделен ряд интенсивных и качественно своеобразных изменений сферы труда, которые требуют переосмысления методологических позиций и подходов к организации психологического изучения профессиональной деятельности, профессионализма, профессионального образования в системе «человек – профессия – общество».

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: психология труда, профессионализм, изменения сферы труда, профессиональное образование

Для каждого конкретного человека важная часть его бытия связана с жизнедеятельностью и самореализацией в сфере профессионального труда, в мире профессий и видов труда, трудовых организаций, профессиональных сообществ. В психологическом плане в этой профессионально-трудовой стороне бытия человека особенно сложен динамический аспект, поскольку он включает не только процессы непосредственного освоения и выполнения тех или иных видов труда, но и сопровождающие их разнообразные субъектные и личностные трансформации, межсубъектные и межличностные взаимодействия, реализуемые на всех уровнях и во всех составляющих сложной системы «человек – профессия – общество» [1].

Выделим ряд качественно своеобразных изменений сферы труда, которые требуют переосмысления методологических позиций и подходов к организации психологического изучения профессиональной деятельности и профессионализма.

1. Высокая динамичность сферы труда проявляется в отношении предметного и психологического содержания профессиональной деятельности, видов труда, их организационной структуры и связанных с ней иных сфер жизнедеятельности общества (образования, государственного регулирования и др.). Ее следствиями для психологии труда являются: трудности «срезового» сравнения эмпирических данных (равно как и их теоретических обобщений), полученных для одних и тех же видов труда в различные годы; изменение динамики профессионального становления и роли профессионального опыта для многих видов труда, требующее специального анализа (см.: [4]); необходимость оперативности изучения видов труда и профессионализма на пути разработки адекватных профессиональных требований и стандартов.

2. Возрастание психологической гетерогенности социально- экономических классификационных разрядов труда (см.: [3]). Как показано в концепции интегративно-типологического подхода к психологической классификации профессиональной деятельности, психологически и предметно однородные разновидности деятельности, соответствующие трудовым постам, объединяются в виды труда, которые далее группируются в определенные психологические типы деятельности; при этом в рамках одной и той же, например, профессии часто встречается множество типов и, тем более, видов деятельности. Вследствие этого, сравнение результатов изучения видов труда (без их психологической классификации) в рамках одной и той же профессии может оказаться невалидным, что приводит к противоречивым выводам и их неадекватным теоретическим интерпретациям.

3. Увеличение многообразия видов труда и организационных структур, связанное с процессами возникновения, дифференциации, интеграции, элиминации отраслей труда, профессий и т.д. Неравновесный баланс этих процессов определяет изменения условий и содержания профессиональной деятельности. Вместе с тем, помимо преобразующего потенциала, они могут иметь для сферы труда и деструктивный смысл.

4. Возрастание функциональной сложности труда и качественное развитие профессионализма связано со специализацией труда, интеграцией его видов, усложнением его предмета, средств, технологий. Вместе с тем, имеют место и обратные тенденции – симплификации труда и редукции профессионализма: например, обособление отдельных трудовых функций в новый вид труда, вызванное внешними причинами – к примеру, паразитической бюрократической самоорганизации (office plankton – «офисный планктон»).

5. Наращивание методического инструментария – и альтернативное снижение исследовательских возможностей. Первая тенденция проявляется в появлении новых методик, использовании информационных технологий и телекоммуникаций, применении мощных методов анализа данных и т.д. [2, 6], а вторая – в возрастание «закрытости» для исследований многих видов труда.

6. Глобализация – и альтернативная кросс-культурная спецификация в сфере труда и профессионального образования. Процессы глобализации, безусловно имеющие место в данных сферах, вовсе не стирают, не нивелируют глубоких кросс-культурных различий в психологическом содержании труда, субъективном отношении к нему, его детерминации, профессиональных психологических особенностях представителей различных профессиональных групп. Кроме того, данные тенденции со всей остротой ставят вопрос о преемственности исследовательских традиций. В условиях глобализации некоторые исследователи идут по пути фактического отказа от общепризнанных традиций отечественной психологии труда, который на поверку оказывается иллюзорным: выявляемые российские аналоги зарубежных закономерностей в сфере труда нередко оказываются лишь относительными «похожестями», не определяющими сущности рассматриваемых явлений. Аналогичные трудности выявляются в подходах к пониманию профессионального становления и профессионализма: попытки выделить некие универсальные, надкультурные и при этом исчерпывающие детерминанты психологического содержания данных явлений не приводят к успеху.

Таким образом, нецелесообразны как отказ от традиций отечественной психологии труда, так и их некритичная «консервация», игнорирующая несомненные достижения зарубежной науки.

7. Становление конвенционально-корпоративного профессионализма и тесно связанные с ним противоречия социального заказа на профессиональную деятельность и профессиональную подготовку. Отечественные традиции профессионализма (духовность, нравственность, любовь к своему делу и служение ему – аттрактивность и пассионарность по Л.Н. Гумилеву, коллективизм, соборность по С.Л. Франку и др.) сталкиваются с условиями становления рыночной экономики и сопряженного с ней общества потребления. Традиции последних весьма неоднозначны: с одной стороны, они включают несомненные образцы высокого профессионализма, развития способностей и возможностей субъекта труда. Вместе с тем, в общем, массовом случае они требуют, скорее, ограничения субъектности, ее прагматичной минимизации. Вынужденные попытки предугадать и преодолеть безработицу, экономические «провалы» в той или иной отрасли труда; «рыночная» ценностная ориентация по типу «я – то, что изволите» (по Э. Фромму) приводят к снижению общего уровня профессионализма, редукции его функциональных и личностных критериев. В результате профессионализм рассматривается преимущественно в утилитарно-функциональном плане – как умение (способность, компетентность и т.п.) выполнять строго заданные функции в строго определенных условиях, независимо от мотивов, субъективного отношения к выполняемой деятельности и т.п. В итоге действующий субъект сводится к некоему действующему «актору» (actor) – носителю, реализатору действия, понимаемого как прогнозируемая, запрограммированная реакция на задаваемые стимулы. Культивируемые конкурентоспособность и социальный интеллект на поверку оказываются тесно связанными с такими психологическими чертами, как эгоизм, жестокость, бесчеловечность, агрессивность, макиавеллизм и т.д. В рамках трансформации профессиональных требований и норм профессионального сообщества в сторону утилитаризма и прагматизма широко развивается своеобразный, сильно редуцированный в личностном плане конвенционально-корпоративный профессионализм, характеризуемый неполным соответствием свойств представителей профессиональных групп объективным потребностям общества и требованиям профессиональной деятельности. Такой профессионализм есть, по сути, специфичное проявление профессионального маргинализма [5], но не индивидуально-личностное, а связанное с организациями и профессиональными общностями. Аналогичные проблемы противопоставления корпоративного профессионализма интересам общества в целом отмечают многие зарубежные исследователи [7].

Таким образом, анализ современных тенденций развития сферы труда и трансформации профессионализма показывает, что многие из них являются амбивалентными и по своим психологическим проявлениям, и по отношению к общесоциальному векторному измерению  «регресс  – застой — прогресс». Данные обстоятельства представляют собой новые вызовы психологической науке, что требует существенной корректировки как методологии, так и практической организации соответствующих исследований. Применительно к достижениям и традициям отечественной психологии труда  в  этом  процессе  можно  разглядеть  и  потенциальные «точки роста», направления и возможности развития общей психологической теории профессионального развития, а также ее частных, специализированных ответвлений, соответствующих тем или иным конкретным профессиональным группам и видам труда.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников

1. Ермолаева Е. П. Оценка реализации профессионала в системе «человек – профессия – общество». – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 176 с.
2. Бекбаева Н.Р. Интернет-коммуникации: социально-этический аспект / Н.Р. Бекбаева, Е.Е. Михайлова, А.Н. Фащенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2013. № 2 (21). С. 5-17.
3. Карпов А. В. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера / А. В. Карпов, С. Л. Леньков. – Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2006. – 448 с.
4. Леньков С.Л. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения: интегративно-типологический подход / С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2014.
№ 4. – С. 7-24.
5. Леньков С.Л. Профессионализм и профессиональный маргинализм педагогов инновационного образования // Новое в психолого- педагогических исследованиях. 2014. № 1. – С. 152-175.
6. Михайлова Е.Е. Информационно-дискурсивные компетенции преподавателя высшей школы / Е.Е. Михайлова, Л.В. Пьянова // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2015. № 1 (72). С. 45-47.
7. Carvalho T. Changing connections between professionalism and managerialism: a case study of nursing in Portugal // Journal of Professions and Organization. 2014. V. 1(2). – P. 176-190.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1574

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке