Система налогообложения в виде ЕНВД представляет собой специальный налоговый режим, при котором с определенных видов деятельности организации и индивидуального предпринимателя взимается единый налог, рассчитываемый исходя из установленной базовой доходности и не учитывающий реальные доходы экономического субъекта.
Система налогообложения в виде ЕНВД заменяет ряд основных налогов.
Для организаций:
налог на прибыль организаций (в части прибыли, полученной от деятельности, облагаемой ЕНВД),
налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД).
Для индивидуальных предпринимателей:
НДФЛ (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой ЕНВД),
налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД) [1].
При отмене ЕНВД у экономических субъектов появляется несколько альтернатив налогообложения, возможность применения которых приведена в таблице 1.
Таблица 1
Критерии возможности применения систем налогообложения
Упрощенную систему налогообложения (далее УСНО) на основе патента могут применять только индивидуальные предприниматели, осуществляющие определенные виды деятельности и при условии, что количество их наемных работников не более пяти человек. Остальным индивидуальным предпринимателям и организациям придется переходить на общий режим налогообложения либо УСНО.
В связи с применением УСНО, налогоплательщики освобождается от уплаты некоторых налогов. А именно, организации освобождаются от уплаты:
налога на прибыль (за исключением налога с доходов, полученных в виде дивидендов, и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств);
налога на имущество организаций, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией;
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
НДС с операций по договорам о совместной деятельности, доверительного управления имуществом и концессионным соглашениям).
Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты:
НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам 35% и 9%),
налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности),
НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией;
НДС с операций по договорам о совместной деятельности, доверительного управления имуществом и концессионным соглашениям) [2].
Применение УСНО и УСНО на основе патента, в отличие от ЕНВД, предполагает применение контрольно-кассовой техники. В связи с дороговизной приобретения и обслуживания данных аппаратов данная проблема особо остро встает для малых и особенно микропредприятий.
Также следует заметить, что рамки применения УСНО с 2014 года еще более сужаются — снижается показатель дохода с 60 млн. руб. до 20 млн. руб., вводятся дополнительные ограничения, препятствующие применению данной системы налогообложения в случае дробления бизнеса. Таким образом, значительная часть субъектов малого бизнеса будет вынуждена использовать общую систему налогообложения. Что предполагает дополнительные затраты по ведению «полноценного» бухгалтерского и налогового учета, уплату всех общих налогов.
Для выявления последствий отмены ЕНВД, был проведен опрос среди 50 экономических субъектов, применяющих ЕНВД.
Как выявил опрос, большинство субъектов (86%) –это представители микробизнеса, имеющих выручку до 20 млн. руб.и количество работников –до 15 человек, в том числе 77% — с численностью работников до 5 человек.
Большинство опрошенных (83%) пользуются возможностью освобождения при ЕНВД от обязательности применения ККТ (выписываю по требованию товарные чеки и др.), при чем при возврате к ее обязательному применению для 74% из них расходы по приобретению и обслуживанию ККТ будут очень значительны, а для 4% — расходы столь велики по сравнению с получаемыми доходами, что нецелесообразно ведение предпринимательской деятельности вообще.
В качестве альтернативной ЕНВД системе налогообложения 83% выбрали упрощенную систему, 17% — УСНО на основе патента, общий режим не выбрал никто.
При этом большинство респондентов (55%) отмечают значительное увеличение налоговой нагрузки, при чем 6% опрошенных считают, что платежи совсем перестанут поступать в бюджет вследствие официальной ликвидации своей деятельности.
На основе проведенного исследования, выявлено, что отмена ЕНВД принесет негативные последствия для малого, и особенно, микробизнеса (с численностью до 15 человек). Данные изменения могут привести к снижению числа субъектов малого бизнеса, уводу части показателей финансово-хозяйственной деятельности «в тень».
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Мы предлагаем следующие меры по снижению выявленных негативных последствий:
возможность применения УСНО путем сохранения действующей границы критерия выручки (до 60 млн. руб. с учетом инфляции, вместо запланированных к 2014 г. 20 млн. руб.);
освобождение от использования контрольно-кассовой техники при применении УСНО на основе патента, т.к. платежи в бюджет фиксированные и не зависят от финансовых результатов деятельности;
льготное налогообложение для субъектов микробизнеса в рамках УСНО на основе патента;
расширение рамок применения УСНО на основе патента (увеличение численности наемных работников с 5 человек до 15, увеличение разрешенных видов деятельности).
Мы считаем, что повышение налоговой и социальной нагрузки может возыметь обратный эффект в виде снижения налоговых поступлений. Система налогообложения малого бизнеса должна быть более гибкой, позволяющей субъектам предпринимательства развиваться, наращивать свой потенциал и таким образом повышать налоговые отчисления.
Список литературы:
Налоговый кодекс Российской федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. №117-ФЗ [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_11.html#p12698
Официальный сайт Федеральной налоговой службы — URL: http://www.nalog.ru/ip/s_nal_rej/sistema_nalogoobl/