Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности формирования познавательной компетентности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами игровой деятельности»

АННОТАЦИЯ. В статье освещаются проблемы формирования познавательной компетентности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, анализируются пути становления познавательной компетент­ности с помощью игровой деятельности.

ABSTRACT

The paper highlights the problem of formation of cognitive competence in teaching pre-school and primary school age analyzes the way to becoming a cognitive competence through gaming activities.

Ключевые слова: компетентностный подход; компетентность;познавательная компетентность; дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Keywords:competence-based approach;competence;cognitivecompetence;preschooland primary school age.

Компетентностный подход включает два базовых понятия, а именно — компетенция и компетентность. В словаре-справочнике по педагогике термин «компетенция» трактуется так: «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а «компетентность» соотносится с «возможностью установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру (знание + действие), необходимую для решения проблемы в конкретной ситуации [4].

И.А. Зимняяопределяет компетентность познавательной деятельности, как: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование; умение учиться и оперировать знаниями, интеллектуальные задания, интеллектуальная деятельность [1].

Мы разделяем точку зрения М.А. Холодной в том, что интеллектуальная деятельность— это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ребенку индивидуализированной помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей и способностей [7].

Одним из существенных признаков интеллектуального развитиякак отмечает М.А. Холодная, является тенденция к выходу за пределы известного, т. е. способность подмечать новое в окружающих предметах, явлениях и в связях между ними, изыскивать способы исследования этого нового. Эта способность не только функции ума. Она отражает особенности познавательной компетентности в целом [7].

Мы согласны с мнением И.А. Зимней, что компетентность лежит в основе самодостаточной инициативной жизнедеятельности личности. Перед обучаемым, отмечает автор, стоит задача не просто изучить, а расширить, усложнить индивидуальные познавательные ресурсы в процессе овладения предметом. Ибо эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знания.В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень: переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются. Общение детей в игре способствует их взаимному обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советом к взрослым, к иным источникам получения дополни­тельной информации [1].

Например, творческие игры по своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее.

Однако, с нашей точки зрения, решающее значение для формиро­вания познавательной компетентности, непосредственных предпосы­лок к учебной деятельности имеют игры по правилам.К ним относятся различные по содержанию и педагогической направленности: (настольно-печатные, самодельные, подвижные, народные игры). Эти игры очень важны для усвоения различных знаний, развития произвольности, внимания, памяти, специальных двигательных, познавательных и интеллектуальных способностей. Эти игры вклю­чают несколько участников, на наш взгляд, это способствует развитию умения действовать с партнерами. Ребенок легко запоминает правила и действует в их рамках, при этом контролирует свои и чужие действия, усваивает способы регуляции совместной деятельности, например, выбор очередности в игре с помощью считалки, жеребьевки и т. п., учится адекватно переживать удачу и неуспех, принимать нестандартные решения, решать проблемные ситуации в игре; самостоятельно выполнять интеллектуальные задания. В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе представления о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка. Они непосредственно предшест­вуют учебной деятельности. В них ребенок учиться сознательно, подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться прави­лам и переход внешних правил во внутренние имеет для формиро­вания предпосылок учебной деятельности особое значение. «Овладеть правилом, — пишет А.Н. Леонтьев, — это, значит, овладеть своим поведением, научиться подчинять его определенной задаче» [3].

При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче, учебным целям. Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

С переходом детей из дошкольного образовательного учреж­дения в начальную школу учитель должен продолжать формировать познавательную компетентность в обучении детейсредствами игро­вой деятельности.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок, продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»: так В.А. Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным возрастом [5].

В современном словаре по педагогике термин «преемственность» трактуется так: «связь между различными этапами и ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию» [6].

Программы для дошкольных образовательных учреждений и начальных школ, по нашему мнению, содержат возможность формирования познавательной компетентности при изучении тем. Однако на практике данный потенциал остается не достаточно использованным. Это связано с тем, что воспитатели и учителя не всегда используют компетентностный подход для изучения, закрепления познавательного материала, не всегда организуют игры и игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе.

В наше время, многие дети не нуждаются в играх сделанных своими руками, так как любую игру или игрушку можно найти в магазине. Этот факт, мы считаем, отодвинул далеко назад ручной труд. Однако не стоит забывать, что ребенка нужно с ранних лет привлекать к самостоятельной работе, так как его стремление сделать что-то самостоятельно, является самым важным фактором в станов­лении личности. Занимаясь, ребята станут более внимательными, наблюдательными, эрудированными.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Самодельные игры, считает Г.Т. Караваева, не сложны по устрой­ству, для изготовления их не требуются какие-то особые, трудно добываемые материалы. Небольшого размера куски фанеры или оргалита, дощечки, деревянные бруски, клей, краски — вот основные материалы для большинства игр. Но это не значит, что при изготовлении игр не придется столкнуться с трудностями. Несмотря на всю простоту, эти игры требуют большой точности и аккуратности в исполнении, в них много мелких деталей. Не каждый легко справится с этой работой. Но дети старшего дошкольного и младшего школьноговозраста с удовольствием займутся изготовлением игр. Для изготовления игр надо использовать все имеющиеся возможности. Помимо детей, можно привлечь к этой работе родителей-умельцев [2].

Таки образом, дети приобщаться к миру прекрасного, у них обязательно, разовьются интеллектуальные, познавательные, творческие способности; сформируется познавательная компетентность.

Исходя из выше изложенного, мы можем говорить о том, что сегодня дошкольная педагогика и педагогика начальной школы должна сосредоточить свое внимание на разработке проблем реализации компетентного подхода в обучении детей, используя игровую деятельность и принцип преемственности дошкольной и начальной ступени образования.

Список литературы:

1.Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 4. — С. 20—27.

2.Караваева Г.Т. Игрушки. Альбом самоделок // Обруч. — 2001. — № 9. — С. 30—35.

3.Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. В сб.: «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста». М.-Л., 1948. — С. 40—44.

4.Словарь-справочник по педагогике / Авт.— сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

5.Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1973.

6.Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. — Мн.: «Современное слово», 2001.

7.Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.— 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1067

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке