Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности обеспечения экономической безопасности на примере ОЭЗ в Калининградской области»

Аннотация. В статье представлены особенности реализации таможенного контроля в целях обеспечения экономической безопасности в условиях Евразийского экономического союза в рамках применения системы управления рисками (СУР) на примере Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области. Учитывая повышение вероятности рисков, связанных с возможными нарушениями таможенного законодательства в условиях экономического сближения и снятия административных барьеров авторами обращено внимание на проблемные вопросы реализации мер обеспечения экономической безопасности на примере ОЭЗ Калининградской области.

Ключевые слова: интеграция, обеспечение экономической безопасности, Евразийский экономический союз, ОЭЗ в Калининградской области, система управления рисками, особенности таможенного контроля.

Рассматривая вопросы обеспечения экономической безопасности на примере ОЭЗ в Калининградской области, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в мире происходят многогранные процессы международной экономической интеграции и глобализации мирового рынка. Формируется современная система мирохозяйственных связей мирового экономического порядка, при которых многие страны, и в том числе Россия, испытывают целенаправленное воздействие со стороны мировых экономических центров и международных экономических организаций.

Столкнувшись с кризисными явлениями в экономике и введением западных санкций, России пришлось по-новому взглянуть на вопросы разработки новых, стратегических важных, задач обеспечения экономической безопасности страны. При этом, важным моментом является, также необходимость учёта нахождения на территории государственных систем и их объединений особых, свободных и других специальных экономических зон. Такие территории требуют отельных исследований в части влияния на интеграционные процессы, эффективность их функционирования и безопасность экономической системы в целом.

Известно, что, в условиях снятия административных барьеров и упрощения процедур таможенного контроля возрастают риски нарушения законодательства со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении товаров через государственные границы. Создание единого экономического пространства способствует укреплению интеграционных связей и более эффективному ведению международной торговли. Однако, с другой стороны, возникают дополнительные угрозы для национальных экономических систем стран – участниц международных интеграционных объединений в связи с повышением вероятности нарушений таможенного законодательства.

В целях профилактики и своевременного выявления возможных нарушений законодательства при одновременном упрощении таможенных процедур для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, в таможенном деле разработана и применяется система управления рисками (СУР).

В то же время, работая в условиях ОЭЗ, Калининградская областная таможня в последнее время часто сталкивается с рядом проблем, касающихся подтверждения статуса товаров как товаров Таможенного союза.

После введения Россией ответных санкций таможенные должностные лица постоянно выявляют и возвращают в Республику Польша крупные партии свежего мяса, сыра и прочих «санкционных товаров», обнаруживаемых при попытках перемещения участниками ВЭД и физическими лицами с нарушением таможенного законодательства.

В зоне таможенного контроля калининградских таможенных постов участились случаи, когда участники ВЭД или физические лица (российские и иностранные граждане) не заполняют пассажирскую таможенную декларацию и не заявляют о наличии у себя товаров, либо крупных сумм денежных средств, подлежащих таможенному декларированию.

За последнее время в ОЭЗ Калининградской области пытались ввезти не только запрещенную, но и зараженную пищевую продукцию (мясо птицы, свинина). Так, в течение 2016 года, на основании распоряжений Роспотребнадзора, был запрещен ввоз на территорию области нескольких сотен партий импортной пищевой продукции общим весом несколько тысяч тонн. Это овощи свежие, сушеные и замороженные; различные сырные продукты; продукты пищевые для завтрака; мясные полуфабрикаты и сырое мясо, которые поступали из Сербии, Турции, Украины.

Участились случаи попыток ввоза товаров «санкционной страны» в ОЭЗ через Республику Беларусь, Москву, Санкт-Петербург с заменой заявленной страны происхождения.

Должностные лица таможенных органов в ОЭЗ сталкиваются с различными случаями попыток перемещения запрещенных товаров, но иногда встречаются и особые, единичные, ситуации, которые требуют повышенного внимания и быстрого реагирования. В качестве примере одного из таких случаев, произошедшего на таможенном посту ОЭЗ, можно привести ситуацию, произошедшую в начале 2017 года. При въезде на таможенный пост был задержан грузовик, следовавший из Литвы на территорию Калининградской области груженный тюками с вещами, бывшими в употреблении. На таможенном посту сработала стационарная система радиационного контроля «Янтарь». В ходе проведения таможенного контроля грузовика таможенниками было выявлено локальное превышение уровня ионизирующего излучения (выше нормы в 243(!) раза). Руководством таможни было принято решение задержать автомобиль для проведения таможенного досмотра и экспертизы. По результатам исследований, въезд данного автомобиля с грузом на территорию ОЭЗ был запрещён и машина была направлена в адрес отправителя на территорию Литовского государства.

С учетом специфики Калининградского региона наиболее типичными нарушениями являются несоблюдение требований правоустанавливающих документов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации в отношении помещения товаров под таможенную процедуру «свободная таможенная зона», а также нарушения в части правильности исчисления таможенных пошлин и налогов. Кроме того, некоторые участники ВЭД не представляют в установленные сроки в таможенный орган отчетность об операциях с товарами на территории ОЭЗ в Калининградской области, либо направляют такую отчетность с недостоверными сведениями. Выявлены и нарушения, совершенные физическими лицами при перемещении через таможенную границу ЕАЭС транспортных средств.

Понимая серьезность угрозы экономической безопасности своей государственной системы, а также экономической интеграции в рамках ЕАЭС, в законодательные документы были внесены коррективы, для обеспечения возможности использовать преимущества многосторонних интеграционных связей и адаптации к условиям глобального рынка.

В редакции Федерального Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями на 13 июля 2015 года) определены новые направления защиты экономических интересов РФ в условиях Евразийского экономического союза. Развитие таможенного законодательства также направлено на обеспечение реализации мер экономической безопасности. Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза будет эволюционным, в полной мере сохраняя преемственность с прежним Таможенным кодексом Таможенного союза. В его содержании тщательно проработан целый ряд вопросов, накопившихся на практике и не имевших ранее законодательного решения.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Следует подчеркнут, что законодательство в отношении особых экономических зон также направлено на совершенствование условий реализации проектного территориального развития и, в частности, с учётом международной экономической интеграции. Большинство проектов, реализуемых в рамках ОЭЗ, ориентированы на укрепление внешнеэкономического потенциала страны. Именно поэтому можно говорить о роли и значении ОЭЗ для укрепления позиций страны на международной экономической арене, а также повышении уровня конкурентоспособности. Проекты оказывают влияние и на внутреннюю конкурентоспособность, это связано с тем, что продукция, производимая на территории ОЭЗ, может направляться на внутренний рынок.

Следует подчеркнуть, что Калининградская областная таможня ведет планомерную работу по ускорению и упрощению таможенных операций, в рамках исполнения плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» («Дорожной карты»). Эти меры, призваны, как помочь законопослушным участникам ВЭД, так и пресечь нарушения таможенного законодательства. Одной из таких мер является таможенный контроль после выпуска товаров, который проводится в первую очередь среди лиц с высоким уровнем риска.

Для сокращения рисков в таможенной сфере в Калининградской областной таможне проводятся различные семинары и бесплатные консультации для участников ВЭД, все нововведения по таможенным процедурам публикуются и размещаются на официальном сайте Калининградской таможни. В данных мероприятиях затронуты такие важные вопросы как, вопросы электронного декларирования товаров, информация о запретах и ограничениях, особенности помещения товаров под процедуру таможенного транзита и другие.

В настоящее время на таможенные органы возложены серьезные и непростые обязанности, от их быстрых и адекватных действий зависит дальнейшее экономическое развитие ОЭЗ в Калининградской области и обеспечение экономической безопасности самого западного региона России.

Для пресечения правонарушений на таможенных постах в ОЭЗ необходимо разработать современные, отвечающие сегодняшнему времени, методики. В обязательном порядке должны быть определены критерии, по которым необходимо осуществлять контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.

В быстро меняющейся и нестабильной мировой глобализации, в таможенных органах должны прорабатываться различные нестандартные ситуации, усовершенствоваться СУР и таможенные процедуры, расширяться созданная база данных по добросовестным и недобросовестным участникам ВЭД, модернизироваться информационные таможенные отделы. Сотрудники таможни должны постоянно повышать свой уровень профессионализма и внедрять на практике современные технологии для сокращения таможенного оформления, использовать инновационную систему управления рисками.

Список использованных источников

1. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. – М., 2014. – 216 с.
2. Шабалина Е.И Приморские регионы: функционально-объектное управление стратегическим развитием в условиях интеграции: монография / Е.И. Шабалина. – Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2014. – 161 с.
3. Обзор Киотской конвенции [Электронный ресурс] – URL: http://www.roslegprom.ru/Go/ViewArticle/id=705
4. Официальный сайт Евразийского экономического союза. Режим доступа: http://www.eaeunion.org
5. Сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru (дата обращения 3.01.2018)
6. Официальный сайт Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.russez.ru (дата обращения 03.01.2018)
7. Сайт Восточного экономического форума [Электронный ресурс]. https://forumvostok.ru (дата обращения 05.01.2018)
8. www.minprom.gov39.ru (дата обращения 05.01.2018)
9. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения 03.01.2018)
10. Официальный сайт ФТС Калининградской областной таможни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://koblt.customs.ru (дата обращения 03.01.2018)
11. РБК Калининград — новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru (дата обращения 03.01.2018)
12. Законодательная база РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Zakobase.ru (дата обращения 21.12.2017)
13. Таможенные новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customsnews.ru (дата обращения 23.12.2017)
14. Журнал «Современная наука» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nauteh- journal.ru (дата обращения 23.12.2017)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2150

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке