Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Отношение родителей школьников города Абакана к репетиторству (на примере одной из школы)»

Качество образования в школе можно изучать с трех основных сторон: определение качества образования учителями и управленческими структурами школы, родителями и, наконец, самими учениками. В этом социологическом исследовании будем измерять необходимость и причины занятий с репетитором, опрашивая родителей старшеклассников.

Помощь в написании статьи

Такой выбор не случаен, т. к. родители целиком влияют на выбор школы ученика, какой будет его классный руководитель, помогают с выбором профиля для старшеклассника и многие другие аспекты в жизни школы. Родители опосредованно могут определить качество образования своего ребенка, через текущие и четвертные оценки, общения с учителями и ребенком.

В настоящее время существует устойчивая тенденция. Многие родители отдают своего ребенка на дополнительные занятия с репетитором для подготовки к выпускным экзаменам и др. Возникает логичный вопрос: Почему родители не доверяют качеству образования в школе?

Существует несколько общественных стереотипов о школе. Именно родители создают стереотипы о школе. Это есть, потому что у многих людей есть знакомые или родственники, у которых дети учатся в школе. Родители не удовлетворены успеваемостью своих детей. Они считают, что школа не работает достаточно эффективно. В связи с этим у учеников и недостаточно высокая успеваемость. Низкая успеваемость и невысокое качество усвоения материала учениками доказывается результатами ЕГЭ.

Основной причиной, наверное, репетиторства для ученика является, именно, подготовка к ЕГЭ. Родители предполагают и оценивают возможные результаты ЕГЭ, которые могут получить их дети. В настоящее время родители все чаще отдают своих детей на специальные занятия с репетитором. Мотивы могут быть разные, например, подготовка к выпускным экзаменам, чтобы «подтянуть» ребенка по некоторым предметам, для углубленного изучения отдельных предметов и др. Родители в принципе не слишком уверены в высоком качестве образования, которое могут получить их дети, и поэтому им приходится платить за занятия с репетиторами. В школе в старших классах у учеников проводятся специальные дополнительные занятия по основным предметам, факультативы. На них учителя бесплатно занимаются с учениками для подготовки к выпускным экзаменам. Возникает противоречие, что школа проводит факультативные занятия, но, несмотря на это, родители все равно платят деньги репетиторам. Иногда школа сама занимается поиском преподавателей, которые платно занимаются подготовкой учеников к ЕГЭ.

Существует еще один стереотип, что учителя недостаточно высоко подготовлены. Из-за этого возникает недоверие к учителю со стороны родителей.

Родители считают, что еще одной причиной низкой успеваемости в школе является недостаточное количество часов по предметам. Эти стереотипы и необходимо проверить в социологическом исследовании.

Анализ результатов анкетирования родителей, проведённого в феврале 2012 года для выявления качества образования, а также отношение родителей учеников в одной из школ города Абакана к репетиторству.

В настоящее время существует устойчивая тенденция. Многие родители отдают своего ребенка на дополнительные занятия с репетитором для подготовки к выпускным экзаменам и др. Возникает логичный вопрос: Почему родители не доверяют качеству образования в школе? На сегодняшний день есть проблема массового распространения индивидуальных занятий с репетитором. Для выявления причин этой проблемы необходимо выявить отношение родителей к качеству образования в школе, квалифицированности педагогов и анализ результатов успеваемости учеников.

Основной метод сбора первичной информации анкетирование. В анкетировании приняли родители учеников. Дополнительным методом стал метод анализа документов, а в частности, результаты итоговой аттестации в 9 классе, результаты ЕГЭ.

В анкетном опросе приняли участие 135 респондентов из среднеобразовательной школы города Абакана: 81 родителей школьников 9-х классов, 54 родителей школьников 11-го класса из них 78,2 % женщин и 21,8 % мужчин.

Опросбыл направлен:

на выявление уровня удовлетворенности родителей школой и качеством образования;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

на выявление мнений родителей по поводу достаточности уровня знаний, которые ребенок получает в стенах школы, в том числе для сдачи ЕГЭ;

на выявление отношений родителей к необходимости занятий ребенка с репетитором, определения удовлетворенности и эффективности репетиторства;

на определения успеваемости учеников, времени, которое тратится на выполнение домашней работы и домашней подготовки к ЕГЭ.

Таблица 1.

В результате опроса удалось выяснить, что основной причиной выбора школы, был фактор близости к дому. Примерно одинаково распределись голоса по 25 % за 2 фактора: квалифицированные педагоги и хороший имидж школы. Также 8,6 % родителей отметили фактор перевода из другой школы.

Таблица 2.

Большинство родителей удовлетворены знаниями своих детей 85,3%, которые их дети получают в школе. Только 14,7% родителей не удовлетворены знаниями своих детей. Родители также оценивали общее качество подготовки учителей. В целом родители оценивают этот показатель на высоком уровне. 9,4%  родителей оценивают качество подготовки учителей на «отлично», абсолютное большинство 75% говорят, что качество подготовки педагогов «хорошее». Интересно, что никто из родителей не сказал, что качество подготовки учителей плохое.

Таблица 3.

Следующий блок вопросов посвящен оценки необходимости занятий с репетитором, эффективности занятий с репетитором.

Родители отмечают факт необходимости занятий своих детей с репетитором. 82,2 % родителей согласны с тем, что существует необходимость занятий с репетитором, из них 14,3 % говорят об очень высокой необходимости, 39,3 % — о высокой и 28,6 % — о средней. Лишь 10,7 % родителей не видят необходимости занятий с репетитором для своего ребенка.

Таблица 4.

В настоящее время у 40 % родителей дети посещают занятия с репетитором. Из них 64,3 % детей посещают репетитора по одному предмету, а 35,7 % по двум и более предметам. Наиболее часто посещаются репетиторы по следующим предметам: алгебра (9 случаев), русский язык (4 случая), английский язык и химия (по 2 случая).

Таблица 5.

Таблица 6.

Еще одним интересным фактом, оказалось, что больше половины учеников (56,3 %) посещают занятия с репетитором больше года, 25 % — более шести месяцев. Только 12,5 % учеников, занимающихся с репетитором, ходят только меньше месяца. Такие высокие сроки посещения занятий с репетитором свидетельствуют о необходимости и осознанности дополнительных и углубленных занятий.

Таблица 7.

Родители находили своего репетитора в основном с помощью знакомых (84,6 %). Это можно объяснить, что у родителей есть знакомые, у которых дети занимались с репетитором. Им это помогло, остались удовлетворенными качеством занятий, и они советуют репетиторов. Только около 15 % родителей искали репетитора с помощью газет и в школе, среди учителей.

Родителям задавался вопрос: укажите основную причину необходимости занятия вашего ребенка с репетитором? Родители выдели несколько причин необходимости занятий с репетитором. 33,3 % родителей отметили, что основной причиной явилась подготовка к ЕГЭ, 33, 3% — для углубленного изучения отдельных предметов, 20 % родителей оплачивают занятия с репетитором из-за низкой успеваемости своего ребенка и необходимости дополнительных занятий для успешной учебы. 13,4 % отметили, что их детям нужны индивидуальные занятия с репетитором, который сможет уделять особое внимание к ребенку.

Таблица 8.

В конце этого блока задавался вопрос: помогли ли Вашему ребенку индивидуальные занятия с репетитором? Целью вопроса было выявления совпали ли ожидания родителей от занятий с репетитором с результатами, которые есть в настоящий момент.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Как выяснилось, что 75% родителей полностью достигли цели, отдавая своего ребенка к репетитору, 25% достигли своих целей частично. Впрочем, родители удовлетворены от занятий с репетитором своего ребенка. Интересно, что никто не сказал о том, что его ребенку никак не помогли занятия с репетитором.

Следующий блок вопросов был посвящен ЕГЭ. Подготовка учеников к сдаче ЕГЭ, качество подготовки к ЕГЭ, какое время тратит ученик на подготовку к ЕГЭ.

Таблица 9.

Родители в целом оценивают качество подготовки к ЕГЭ в МОУ СОШ № 20 на среднем уровне (51,5 %), 33,4 % — оценивают на высоком уровне, а 15,1 % родителей на низком. Хочется отметить, что родители воздержались от крайних оценок «очень высокое» и «очень низкое». По результатам опроса удалось узнать, что в МОУ СОШ № 20 проходило пробное внутришкольное ЕГЭ. По его результатам ясно, что субъективные мнения по вопросу качества подготовки к сдаче ЕГЭ в школе совпадают с данными полученными в пробном ЕГЭ. 18,5 % учеников получили высокие баллы, 59,3 % — средние и только 22,2 % низкие.

Таблица 10.

Родителям предлагалось представить, что их ребенок в ближайшие три дня будет сдавать ЕГЭ. И предложили оценить его подготовленность к ЕГЭ. 81,3 % родителей сказали, что их ребенок готов к сдаче ЕГЭ. Из них 15,2 % сказали, что их ребенок полностью готов к сдаче ЕГЭ. 18,2 % родителей посчитали, что их ребенок не готов к сдаче ЕГЭ. Это достаточно высокий процент. Примерно такое же количество детей, по оценкам родителей, плохо сдали пробное ЕГЭ, низко оценивают качество подготовки ЕГЭ в школе.

Интересно было выяснить, есть ли такой предмет, по которому в МОУ СОШ № 20 подготовят на очень высоком уровне. Голоса родителей распределились примерно одинаково — 56 % родителей говорят, что в школе есть такой предмет, 44 % — нет. Наиболее часто употреблялся такой предмет, по которому к ЕГЭ подготовят на очень высоком уровне, как алгебра. Так же упоминались такие предметы, как русский язык и химия.

Результаты ЕГЭ школы подтверждают общую тенденцию. Средний балл по русскому языку был 64. Этот балл выше среднего значения. Все 45 школьников набрали баллы выше минимального уровня. Самый высокий балл 84, который набрали 2 школьника. Интересно, что родители отметили алгебру, как предмет, по которому их ребенка хорошо подготовят в школе. В результатах ЕГЭ по алгебре школьники сдали достаточно низко — 46 баллов. Хотя один ученик набрал 85 баллов. В целом по всем остальным предметам средний балл составил 47,4 — этот показатель на среднем уровне.

Еще одним подтверждением, того что примерно по 20 % школьников имеют низкую и высокую успеваемость, а 60 % — среднюю. Например, по результатам итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку 24 % школьников получили низкий балл («2» и «3»), 51 % — средний балл («4») и 25 % — высокий («5»). Примерно такая же ситуация по обществознанию. А вот оценки по алгебре выбиваются из общей тенденции: 15 % получили очень низкий балл («2»), 41 % — низкий («3»), только 27 % — средний балл («4»), а 17 % получили высший балл («5»).

Хотелось бы отметить, что в школе большой процент школьников сдавали ЕГЭ по информатике (22 %) и баллы, полученные в ЕГЭ, достаточно высокие: 66,5 баллов в среднем. А по результатам итоговой аттестации в 9 классе сдавали информатику 15 %. 13 % получили низкий балл, 40 % — средний и 47 % — высокий.

На успеваемость и эффективность процесса обучения влияет сильно внешкольная и самостоятельная домашняя подготовка. У родителей спросили, сколько времени тратит ученик на выполнение домашней работки и для подготовки к ЕГЭ, а также считают ли это количество достаточным для качественной подготовки.

Таблица 11.

48,6 % родителей считают, что их ребенок тратит много времени на домашнюю работу (более 2 часов). 14,3 % учеников тратят мало времени подготовку и выполнение домашних заданий. Этот показатель имеет связь с теми учениками, которые потенциально плохо сдадут ЕГЭ в МОУ СОШ № 20 около 20 %. Большинство родителей не удовлетворены тем количеством времен, которое их ребенок тратит на домашнюю работу (68,6 %). Лишь только 31,4 % родителей удовлетворены. Следующий показатель показывает количество времени, которое тратит школьник на подготовку к ЕГЭ в день.

Таблица 12.

Чуть меньше половины родителей (46,7 %) говорят, что их ребенок готовится к ЕГЭ от 1 часа до 2 часов в день. А 23,3 % школьников тратят много времени для подготовки — более 2 часов в день. Интересно, что все же большинство родителей почти 70 % считают, что их ребенок не достаточно тратит времени для подготовки к ЕГЭ.

Еще у родителей мы поинтересовались оценками за последнюю четверть. Всего ответили 22 родителя. Средний балл 3,9 — средний, из них только у двух учеников 5 баллов за четвертные оценки, а низкий балл (меньше 3,5) у 22,7 % школьников.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таблица 13.

Большинство родителей (84,4 %) удовлетворены качеством подготовки педагогов в школе № 20. Плюс к этому только почти у 9 % родителей возникали конфликты с учителями (это у 3 родителей).

В результате анализа данных, полученных в ходе проведения анкетирования родителей, удалось выявить несколько существенных положений, которые описывают настоящую проблему. Удалось определить оценки родителей по поводу качества образования в школе. В общем, родители удовлетворены знаниями, которые их ребенок получает в школе (85,3 %). Также высоко родители оценивают и качество подготовки учителей в школе (84,4 %). Но все же, несмотря на удовлетворенность знаниями своих детей и высоким качеством подготовки учителей, 40 % родителей отдают своего ребенка на занятия с репетитором. Только 17,8 % родителей почти не видят необходимости занятий с репетитором, а 53,6 % родителей оценивают необходимость таких занятий выше среднего. Таким образом, у родителей существует потребность в репетиторах. Тогда же в чем причина и необходимость в индивидуальных занятиях с репетитором? Есть несколько причин: подготовка к ЕГЭ, для углубленного изучения предмета, а также для повышения успеваемости по предмету. Все родители в целом удовлетворены от занятий с репетитором.

Таким образом, удалось выявить, что родители и их дети нуждаются в занятиях с репетитором, именно, для подготовки к ЕГЭ. Родители недостаточно оценивают качество подготовки в школе к ЕГЭ (51,5 %), а 15,1 % родителей не удовлетворены качеством подготовки. По результатам пробного ЕГЭ 22,2 % родители оценивают результаты своих детей как низкие. Только 18,5% считают эти оценки высокими. 18,2 % родителей считают, что их дети почти не готовы к сдаче ЕГЭ. Еще 44 % считают, что в школе нет такого предмета, по которому их ребенка подготовят на очень высоком уровне. В результате удалось выяснить, что родители не удовлетворены качеством подготовки своих детей в школе, поэтому родителям приходится отдавать ребенка к репетитору. Родители считают, что в школе недостаточное количество часов уделяется для подготовки к ЕГЭ. В школе занимаются по учебным планам, на уроке школьники проходят новый материал и закрепляют старый, а для подготовки к ЕГЭ остается совсем мало времени.

Но не все родители осознают необходимость занятий с репетитором, поэтому есть школьники, которые получают низкий балл на ЕГЭ. По результатам итоговой аттестации в 9 классе в новой форме (ГИА) 22 % школьников получили «3» по русскому языку и алгебре 15 % не справились с ГИА, получили «2», и 41 % — «3». Существует очевидная необходимость подготовки, именно, к ЕГЭ.

В ходе анализа результатов исследования была выдвинута гипотеза, что 20 % школьников, которые получили низкие баллы на пробном ЕГЭ, не посещают занятия с репетитором. Как удалось выяснить, что из 22,2 % школьников, получивших низкие баллы на пробном ЕГЭ, половина (11,1 %) не посещают занятия с репетитором. Хотя утверждает, что существует насущная необходимость занятий с репетитором, т. е. оценивают необходимость занятий на высоком уровне. В чем же тогда причина, почему эти школьники не ходят к репетитору? Уровень дохода на одного члена семьи средний (от 3000 до 7000 рублей), поэтому они могут позволить себе занятия с репетитором по одному или более предметам. Оставшиеся 11,1 % школьников, которые получили низкие баллы на пробном ЕГЭ, посещают занятия с репетитором. В чем причина низких баллов? Как удалось выяснить, что они посещают репетитора не долгое время от 1 до 3-х месяцев, только один посещает репетитора более года. Естественно, что краткосрочные занятия с репетитором не принесут желаемого результата, поэтому необходимо подготавливаться к ЕГЭ долгое время. Средний балл успеваемости у этих школьников 3,5.

В целом 60 % опрошенных не посещают занятий с репетитором, из них только 28,6 % потенциально могут пойти на индивидуальные занятия с репетитором, т. к. видят в этом высокую и очень высокую необходимость, а остальные не видят необходимости занятий с репетитором, оценивая необходимость как среднюю и низкую. Средний балл успеваемости у этих учеников 4. Необходимо убедить родителей в необходимости занятий с репетитором, т.к. есть потенциальная возможность улучшить баллы по ЕГЭ.

Таким образом, в школе есть несколько проблем в сфере качества образования.

15 % опрошенных родителей не удовлетворены знаниями своих детей, которые они получает в школе № 20.

15 % опрошенных родителей оценивают качество подготовки к ЕГЭ в школе № 20 на низком уровне.

22,2 % школьников получили низкие баллы на пробном ЕГЭ.

Возникло одно противоречие: 56 % родителей считают, что в МОУ СОШ № 20 их ребенка подготовят на очень высоком уровне по алгебре, но родители отправляют своего ребенка к репетитору именно по алгебре. Еще интересно, что в 2010 году средний балл  ЕГЭ по алгебре 33, из них 14 % набрали минимальный уровень.

Для решения этих проблем необходимо продвигать среди родителей идею необходимости подготовки к ЕГЭ с помощью репетитора, т. к. около половины родителей не видят в этом необходимость. Объективно такая необходимость есть. Чтобы решить проблему подготовки к ЕГЭ, администрации школы или же классным руководителям приглашать высококвалифицированных педагогов, которые специализируются на подготовке к ЕГЭ. Эти специальные занятия помогут подтянуть большинство школьников, также такие занятия стоят намного дешевле, чем индивидуальные занятия с репетитором. Еще лучше было бы приглашать разных специалистов для подготовки отдельных частей ЕГЭ по предмету, например только часть А или только часть С, такое деление позволит повысить эффективность подготовки к ЕГЭ.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

525

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке