Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Подготовка будущих педагогов к организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями фгос второго поколения»

С сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации началось внедрение государственных стандартов начального общего образования второго поколения.

Помощь в написании статьи

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образо­вания среди новаций, например, трёх групп требований (к результатам освоения основной образовательной программы, структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования) имеют место изменения в Федеральном базисном учебном (образовательном) плане. Согласно базисному учебному плану начального общего обра­зования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе [8, с. 18]. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. В документе сказано, что основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов [8].

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС второго поколения является одним из основных видов деятельности в начальной школе и так же, как и учебная деятельность, призвана играть большую роль в достижении обучающимися образовательных результатов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В соответствии с требованиями ФГОС «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. [8, с. 20].

В программно-методических документах ФГОС начального общего образования касательно внеурочной деятельности разными учёными (Д.В. Григорьев, В.А. Горский, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов и другие) раскрываются требования к организации внеурочной деятельности. Одним из основных является положение о классификации результатов внеурочной деятельности трёх уровней (социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности, опыт самостоятельного общественного действия), о взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, в которых раскрываются формы организации различных видов внеурочной деятельности, требования к программам внеурочной деятельности, предлагаются примерные программы внеурочной деятельности. Ценными для педагогов начальной школы являются указания об особенностях организации внеурочной деятельности младших школьников.

Методический конструктор Д.В. Григорьева и П.В. Степанова вооружает педагогов-практиков знаниями о том, в каких формах организовать «воспитывающую» внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов разных уровней и воспитательных эффектов [2]. Однако мы считаем, что овладение педагогами лишь когнитивным компонентом компетен­ции относительно организации внеурочной деятельности учащихся, то есть знаниями, не может обозначать готовность педагога к полноцен­ному использованию всего потенциала внеурочной деятельности.

Стандарт второго поколения определяет стратегию социального проектирования и конструирования системы образования на основе системно-деятельностного подхода, при котором результатом обучения является личностное развитие человека, отвечающее потребностям современного общества [1, с. 18 — 22]. Достижение данного результата, считаем, возможно при организации вышеназванных направлений и видов внеурочной деятельности с применением деятельностных способов, направленных на достижение результатов не только первого и второго уровней (социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности), но и третьего уровня (опыт самостоятельного общественного действия). Разнообразие, нестандартность, инновационность деятельностных способов организации внеурочной деятельности и учебного сотрудничествадолжны рассматриватьсяв качестве условий личностного, социального и познавательного развития каждого учащегося. Также мы солидарны с мнением Д.В. Григорьева и П.В. Степанова в том, что «воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в котором единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей» [2, с. 5].

Уверены в том, что лишь практическое овладение педагогом современными инновационными, в нашем понимании, результативными и эффективными формами внеурочной деятельности в начальной школе является одним из условий достижения результатов внеурочной деятельности всех трёх уровней, успешной реализации образовательных стандартов второго поколения.

К сожалению, исследование и анализ педагогической практики позволили обнаружить факт игнорирования педагогами названных требований к способам (формам, технологиям) организации внеурочной деятельности, автоматического перенесения во внеурочную деятель­ность младших школьников словесных классно-урочных форм, использования в качестве способов внеурочной деятельности малоэффективных форм. На основании вышеизложенных явлений можем констатировать наличие в процессе перехода образовательных учреждений к реализации ФГОС начального общего образования второго поколения проблемы профессиональной готовности педагогов к организации внеурочной деятельности младших школьников в результативных и эффективных формах.

Считаем, что названная проблема должна решаться уже в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в стенах вуза. В связи с этим нами предложен курс по выбору «Обучаем и воспитываем по-новому: современные формы внеурочной деятельности», являющийся в контексте вышесказанного актуальным и направленный на подготовку будущих педагогов к организации внеурочной деятельности младших школьников в нестандартных инновационных формах.

Курс в форме спецпрактикума направлен на формирование у будущих педагогов профессиональных компетенций, продиктованных требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по педагогическому направлению бакалавриата [7, с. 6—7]:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

готов применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

способен осуществлять интеллектуальное развитие обучающихся;

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Цель курса: сформировать у студентов ориентировочную основу деятельности в проектировании и организации внеурочной деятельности младших школьников в нестандартных, инновационных формах.

Задачи курса:

Обеспечить усвоение будущими педагогами требований к внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения.

Обеспечить овладение студентами на теоретическом и практическом уровне современными формами внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.

Стимулировать самостоятельную работу студентов по творческому освоению требований и форм внеурочной деятельности младших школьников.

Какие требования к уровню освоения содержания программы курса по выбору нами запланированы?

Изучив данный курс, студент должен знать:

требования к результатам освоения основной образовательной программы начальной школы, требования к личностным и метапредметным результатам, изменения в системе воспитания в общеобразовательном учреждении в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения;

требования к внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

отличие деятельностного от традиционного (когнитивного) подхода в образовании;

содержание внеурочной деятельности в школе: основные направления и виды, содержание различных направлений внеурочной деятельности учащихся;

знать и различать понятия «Воспитательный результат» и «Эффект внеурочной деятельности»;

требования к программе внеурочной деятельности, её структуру;

общие правилаи технологиюразработки образовательной программы внеурочной деятельности;

уметь:

обосновать роль внеурочной деятельности в достижении младшими школьниками личностных и метапредметных результатов;

объяснять особенности разных направлений и форм внеурочной деятельности;

интерпретировать принципы, особенности, отличие форм внеурочной деятельности, направленные на достижение результатов разного уровня;

характеризовать критерии современных инновационных форм внеурочной деятельности в 1-4 классах;

определять формы внеурочной деятельности и наполнять содержанием в зависимости от требований к результатам освоения образовательной программы и уровня результатов;

проектировать подготовку и ход проведения той или иной формы внеурочной деятельности с привлечением учащихся;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

владеть (уметь применять):

разнообразными методами и приёмами организации внеурочной деятельности в рамках современных инновационных форм внеурочной деятельности учащихся (выбора, диалога, импровизации, рефлексии, творчества и успеха, коллективного планирования и анализа, игры и игрового тренинга);

технологией современных инновационных форм внеурочной деятельности учащихся;

иметь опыт:

разработки программ внеурочной деятельности в начальной школе;

проектирования современных нестандартных форм внеурочной деятельности младших школьников.

Последнее (опыт) рассматривается нами в качестве итогового результата работы студентов на занятиях курса.

Таким образом, требования к результатам освоения курса по выбору нами представлены в компетентностной форме и предложена спецификация компонентов компетенций (когнитивный, ориентировоч­ный, операциональный, опытный) в соответствии с моделью бакалавра.

При определении структуры курса и его содержательном наполнении мы придерживались требований программно-методических документов ФГОС начального общего образования второго поколения, взглядов исследователей на проблему организации внеурочной деятельности в начальной школе, а именно, Д.В. Григорьева, В.А. Горского, Б.В. Куприянова, П.В. Степанова [2; 3; 4; 6].

Кроме того, определяя содержание курса по выбору, мы учитывали требования федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени высшего профессионального образования и модели выпускника. В содержании курса по выбору также важным было не допустить дублирования с дисциплинами федерального компонента ФГОС ВПО. В результате учёта вышесказанного нами спроектирована программа, включающая девять тем, каждая из которых раскрывает определенные аспекты внеурочной деятельности, а именно:

Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения к внеурочной деятельности.

Направлениявнеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении образовательных программ внеурочной деятельности в начальной школе.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Азбука форм внеурочной деятельности.

Общие правилаи технологияразработки образовательной программы внеурочной деятельности в начальной школе.

Современные формы внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению.

Современные формы внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению.

Современные формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению.

Современные формы внеурочной деятельности младших школьников по социальному направлению.

Современные формы внеурочной деятельности младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению.

При отборе преподавателем и студентами форм внеурочной деятельности в начальной школе, технологией организации которых предстояло в процессе самостоятельной работы и на занятиях овладеть, мы учитывали требование «последовательного восхождения» от результатов одного уровня к результатам другого. В первом классе формы внеурочной деятельности направлены преимущественно на достижение результатов первого уровня, так как первоклассники особенно восприимчивы к социальному знанию, во втором и третьем классах в ситуации развития детского коллектива и активизации меж­личностного взаимодействия младших школьников друг с другом — на достижение результатов второго уровня. В четвёртом классе, когда за счёт последовательного восхождения от результатов первого к результатам второго уровня у школьников появляется реальная возмож­ность выхода в пространство общественного действия, достигаются результаты третьего уровня [2, с. 10—11]. В то же время акцент при овладении будущими педагогами опытом организации современных форм внеурочной деятельности нами делался на формах, технологиях, направленных на достижение результатов второго и третьего уровней, принимая во внимание тот факт, что «вербальные» формы учебной и внеурочной работы студенты осваивают в рамках и других психолого-педагогических дисциплин. Назовём некоторые формы и технологии, которые практически осваивались студентами на занятиях курса по выбору: проблемно-ценностная дискуссия, Дебаты, технология КТД (коллективного творческого дела), сюжетно-ролевая продуктивная игра (например, «Мастерская Деда Мороза», «Книжкина больница», «Театр сказок»), социально-образовательный проект, трудовая операция, акция (например, «Радость людям», «Птичья столовая») и другие.

Пилотное апробирование программы курса позволило подтвердить теоретические положения об условиях результативности курса:

1.Основополагающим подходом к организации учебного процесса с целью достижения образовательных результатов курса является деятельностный подход. В связи с этим на занятиях практикума необходимо использование современных образовательных технологий (рефлексии, развития критического мышления, игровых и диалоговых технологий), деятельностных форм и методов, приёмов (групповая работа, продуктивная игра, имитационная игра, метод проектов, ролевое разыгрывание, мозговой штурм, дебаты, кейс-метод и другие). Приведём примеры использования технологий, форм, методов, приёмов:

Рефлексивная технология, приём «Разброс мнений»: Для меня вопрос организации внеурочной деятельности не представляется трудным, потому что…; Меня в этом вопросе больше всего смущает…; Я не задумывалась над вопросом организации внеурочной деятельности ранее, но могу сказать, что…; На мой взгляд, в вопросе организации внеурочной деятельности главным является…

Технология развития критического мышления: Изучив литературу, выяснить и представить в кластере результаты внеурочной деятельности первого, второго и третьего уровней — работа в группах.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Диалоговая технология «Дебаты»: Сформулировать тему Дебатов (с тезисом и антитезисом), составить примерные варианты речей спикеров по определенной теме, составить перекрёстные вопросы.

2.Реализация требования взаимосвязи аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса. В концепции программы курса значительное внимание уделяется самостоятельной деятельности студентов, понимаемой как «система индивидуальной и групповой учебной деятельности под опосредованным руководством преподавателя во время аудиторных и внеаудиторных занятий и стимулирующая их познавательную активность, развивающая интеллектуальные способности в самообразовании [5, с. 99].

Как правило, преподавателем определяются основные виды самостоятельной деятельности — такие, как знакомство с теоретическими положениями в психолого-педагогической литературе, выполнение разнообразных творческих заданий. Студенту дается право определять, какие другие ее виды, приемы он будет применять в своей деятельности. Кроме того, каждый студент вправе сам определить, какие выполнять задания на выбор, в какой логике, последовательности, в каком режиме и с какой интенсивностью готовиться к каждой теме. Приведём примеры видов самостоятельной деятельности: В микрогруппе обсудить и дополнить возможности минимизации или предотвращения рисков внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС начального общего образования; В микрогруппе продумать и озвучить алгоритм (технологию) разработки образовательной программы внеурочной деятельности; Исследовать азбуку (банк) форм внеурочной деятельности и назвать формы внеурочной деятельности, направленные на достижение результатов первого (второго, третьего) уровней; Спроектировать этап коллективного планирования КТД (коллективного творческого дела); Исследовать банк диагностических методик, предложенных преподавателем, представленных в предлагаемой литературе, и назвать методики диагностики эффективности внеурочной деятельности.

3.Реализация требования взаимосвязи теории с практикой и опытом образовательных учреждений по данному вопросу. Примеры: Изучив психолого-педагогические источники, ознакомиться с информацией по теме «Организационные модели внеурочной деятельности» и выявить их особенности. Найти и рассмотреть примеры моделей внеурочной деятельности в МБОУ города Сургута; Найти в Интернете и проанализировать программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для младших школьников (в соответствии с предлагаемой схемой).

4.Использование в качестве текущих и итоговых форм и методов контроля, оценивания знаний, умений, компетенций студентов деятельностных способов, соответствующих целям, задачам, образовательным результатам курса. Например, демонстрация в аудитории фрагментов игр, форм внеурочной деятельности для младших школьников; защита банка инновационных форм внеурочной деятельности по направлению; представление разработанного способа подготовки и проведения Дебатов в начальной школе; защита проекта программы и проекта инновационной формы внеурочной деятельности в начальной школе по определённому направлению (на выбор студента).

Список литературы:

Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18 — 22.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 96 c.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред.В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
Самыгин С.И. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону, 1998. — 544 с.
Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.narfu.ru/upload/iblock/8ec/fgos_050100.pdf (дата обращения — 16.07.2012)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 31 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1552

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке