Но и в смутные времена сохраняются роднички, способные к восприятию подлинной красоты, истинных ценностей жизни. Эти стихи, написанные детьми, как противовес силе разрушения. Они рождены таким внутренним состоянием, которое называется — быть в гармонии с собой, с людьми, окружающей природой. Своим творчеством школьники пытаются достучаться до всех своих ровесников» [3, с. 2]
В связи с этим мы определили проблему, при каких условиях развитие молодежи в современном информационном пространстве будет наиболее культурным, высоконравственным.
Актуальность темы: современная социальная обстановка российского и мирового общества характеризуется криминализацией и упадком нравственной культуры. Обеспечить их культурное развитие предлагается через поэтическое решение экологических и социальных проблем.
Цель: пропаганда здорового образа жизни, сохранения природных ресурсов, воспитания культурных и высоконравственных детей через стихи членов школьного лесничества «Экология души».
В нашей школе с 1983 года работает школьное лесничество «Экология души».
Главная задача лесничества: научить учащихся жить в гармонии с окружающей средой, в гармонии с окружающими людьми, в гармонии с самим с собой. Поэтому девизом школьного лесничества «Экология души» являются слова К. Абатурова: «Не сумеем гармонизировать отношения в обществе, не сохраним и природное равновесие».
Члены школьного лесничества привыкли жить в тесном единении с природой. Об этом и их стихи. Столько в этих стихах оптимизма, радости жизни. Некоторые стихи несовершенные по форме, но привлекают простотой, свежестью восприятия мира, заботой о проблемах страны и своего района. Они создают настроение.
А природа не только благотворно действуют на человека, но и повышают его творческие способности.
Похоже, сама интуиция подсказала старшеклассникам: где к человеку прикасается луч прекрасного, там отступают разрушение и разложение. Ребята размышляют в своих стихах о ценностях подлинных и мнимых, задают вопросы, видят прекрасное в окружающей природе, болеют за нее душой.
«Мало человеком лишь родиться —
Надо жить, любить, как человек» [3, с. 14]
Екатерина Курашова.
Поэзия лечит больные души своим живительным словом. Строчки, идущие от сердца, находят отклики у других людей, вдохновляют на добрые порывы, а иногда происходит прозрение и отказ от того, что казалось притягательным.
Как человек, не равнодушный к поэзии, радуюсь: все стихотворения эмоциональны. Ребята взволнованы, их просто захлестывают разные чувства: радости, восторга, счастья при созерцании природы в первые дни весны, горечи, сожаления, гнева при встрече «лицом к лицу» с заброшенной деревней. Я разделяю их тревогу и боль.
А другой автор — Кудринская Ира, словно взмолилась: «Не стреляйте в белых лебедей!» [4, с. 22].Она встает на защиту матушки-природы.
Отрадно, что многие стихи адресованы сверстникам. Они и построены как диалог, как спор. Как в прозе, так и в поэзии не просто найти слова, заставившие бы курильщика бросить курить, наркомана — отказаться от следующего укола.
Тихомирова Лена убеждает: «Ведь с дымом сигарет здоровье улетает» [3, с. 13].Смирнова Алена вразумляет свою подругу: «Я желаю тебе бросить…» [3, с. 48].
А в стихотворении «Третий лишний» Поспеловой Веры слышен настоящий крик души человека, который понимает весь трагизм, связанный с таким заболеванием, как СПИД.
Члены школьного лесничества выпустили две книги: «Моими детским глазами глядит Россия на Межу…» и«Межа — моя любовь и боль».
Стихи неоднократно публиковались в районной газете «Новая жизнь». Там у нас есть специальная страничка: «В гармонии с собой» «От биологии к экологии души», а также в газетах «Молодежная линия», «Экологический вестник», в журналах «Губернский дом», «Первое сентября. Биология», «Берегиня».
Мы неоднократно принимали участие в Международных, Всероссийских и региональных конкурсах в номинации «Стихотворная форма» и занимали призовые места.
Особенно мы гордимся медалью «Вдохновение» за сборник стихов и дипломами лауреатов Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги».
Награждены медалью Януша Корчака Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации» за работу «Стихи на уроках биологии и во внеклассной работе», где рассказывается о применении стихов членов школьного лесничества «Экология души».
«Эта замечательная работа — глубокие философские размышления над тем, как сделать мир иным: по-детски добрым, красивым. Мир, в котором царит гармония красоты души, человеческого мышления, совершенства тела, мир — где человек, не царь, а гармоничная частица царицы природы — вот к созданию чего направляет детские сердца».(Артемова Н.И., корреспондент газеты «Новая жизнь»)
«…А если авторами стихов являются сами дети? Это ли не подтверждения тому, что науку надо принимать не только умом, но и сердцем!». (Федоров А.А., глава муниципального района).
Красота природы бесконечна в своем многообразии. «Пойми живой язык природы, — и скажешь ты: прекрасен мир!» Познавая законы природы, человек сильнее чувствует ее красоту, в нем пробуждается и развивается способность мыслить, чувствовать и поступать в соответствии с нормами красоты.
Миру прекрасного противостоит мир безобразного.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Люди давно заметили, что беспорядок, несогласованность рождают отрицательную реакцию, производят отталкивающее впечатление.
Гармония воспринимается человеком, как первое условие красоты. Там, где согласованность исчезает, начинается разлад, хаос, увядание.
В стихотворениях непредсказуемое понимание происходящего вокруг. Удивляет мудрость наших поэтов, неординарность мыслей. Мы верим в свою значимость, верим в то, что сможем помочь окружающим жить в гармонии друг с другом, в гармонии с окружающей средой.
В журнале «Берегиня дома твоего» так говорят о наших юных поэтах, членах школьного лесничества: «Ай-яй-яй!» — качают головой некоторые, говоря, что искреннее творчество сейчас в изгнании. Но мы-то с вами, читатели «Берегини», знаем: в России полно замечательных поэтов, бардов, великолепных художников, а также тех, кто им помогает. Автор этого материала обратила внимание, пожалуй, на самое главное: на мир детей, из которых даже если и не выйдут великие лирики, то сердечные люди обязательно должны получиться» [1, с. 28].
Лада Самсонова в библиотечной газете рассказывает: «Когда прочитала стихи, удивилась, и восхитилась и обрадовалась тому, что некоторые из этих подростков пишут так, как иной зрелый человек написать не в состоянии. Тому, что у многих из них действительно Божий дар…»
В Костромской областной газете «Молодежная линия» Т. Иноземцева, член Союза писателей России, написала: «Школьники пишут о том, о чем взрослые люди в последние годы предпочитают умалчивать, — отнюдь не потому, что общество свободно от этих проблем. Взрослые читайте стихи межевских школьников и учитесь умению увидеть проблему, выбрать тему» [2, с. 12].
Вывод:
Стихи членов школьного лесничества «Экология души» помогают пропагандировать здоровый образ жизни, сохранять природные ресурсы, воспитывать культурных и высоконравственных детей.
Если чья-то душа заряжается живительной энергией и энергия эта способна зажечь других — все у нас получится.
Список литературы:
Журнал «Берегиня дома твоего», № 1, 2006. — 112 с.
Костромская областная газета «Молодёжная линия», № 20, 2004
Стихи членов школьного лесничества «Экология души» «Моими детскими глазами глядит Россия на Межу…», 2004. — 145 с.
Стихи членов школьного лесничества «Экология души» «Межа — моя любовь и боль…», 2005. — 84 с.