Организация охраны труда на предприятии является одной самых главных и важных обязанностей работодателя. При несоблюдении данного требования работодатель может быть привлечен к дисциплинарной, административной и в определенных случаях к уголовной ответственности. Поэтому на сегодняшний день вопросам организации охраны труда на предприятиях и учреждениях уделяется особое внимание.

Действующим трудовым законодательством предусмотрен порядок и механизм  организации службы охраны труда на предприятии. Так в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда (чаще все в организациях вводится должность инженера по охране труда), имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области [4]. Однако данная норма также указывает на тот факт, что создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда, обязательно только для работодателей, где штат сотрудников превышает 50 человек. В организациях, где численность штата сотрудников не превышает 50 человек, решение о создании службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда принимается работодателем самостоятельно, с учетом специфики деятельности организации. Представляется, что подобный подход законодателя является не совсем верным, зачастую работодатели пользуются данным правом, обосновывая это экономией денежных средств. Автор считает, учитывая то, что охрана жизни и здоровья работников, создание безопасных условий труда является приоритетным для работодателя, ссылка на отсутствие или экономию денежных средств, посредством не создания службы по охране труда или просто отсутствие специалиста по охране труда,  является необоснованной.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Хотелось бы отметить, что иногда организации или учреждению проще нанять специальную организацию или специалиста, для осуществления функций службы охраны труда. Такое право предоставлено работодателю ч. 3 статьи 217 ТК РФ [4]. Согласно данной норме  работодателю предоставлено право заключить гражданско-правовой договор на оказание услуг в области охраны труда со специалистом или организацией, оказывающей услуги в сфере охраны труда. Хочется отметить, аутсорсинг  в сфере охраны труда становиться все более популярной услугой, потому что, как правило, организация, оказывающая данную услугу является профессиональным участников рынка данных услуг, имеет опыт работы и оказания услуг в сфере охраны труда различным предприятиям и учреждениям. Однако организация, оказывающая услуги в сфере охраны труда должна пройти обязательную процедуру аккредитации в Министерстве здравоохранения и социального развития в Российской Федерации. В связи с тем, что на рынке данных услуг есть недобросовестные организации, целесообразным будет перед заключением договора на оказания данных услуг, проверить  документы, подтверждающие прохождение процедуры аккредитации данной организации.

Служба охраны труда создается в организации в виде самостоятельного структурного подразделения, подчиняясь чаще всего на прямую руководителю организации или уполномоченному на это заместителю руководителя.  Структура, численность службы и штатное расписание определяется руководителем организации. Представляется правильным, что определение данных показателей происходит в зависимости от численности работников организации,  характера и условий труда, а самое главное степени опасности производства. Также, работодатель должен руководствоваться  Межотраслевыми нормативами численности работников служб охраны труда в организациях [1].

Первым шагом на пути создания службы по охране труда будет являться принятие решения о создании данной службы руководителем. Данное решение должно быть выражено в форме соответствующего приказа по основной деятельности организации. Второй, но один из самых важных  шагов это определение субъекта, который будет осуществлять функции по охране труда. Тут работодатель должен провести анализ деятельности предприятия или организации, результатом проведения которого будет являться принятие решения о том, кто будет более эффективно осуществлять функции по охране труда. Оговоримся, что на практике работодатель чаще всего доверяет выполнение данных функций специалисту из числа своих работников, это обусловлено нежеланием заключения договора с профессиональной организацией, оказывающей услуги в сфере охраны труда. В данном вопросе большую помощь работодатель может оказать Постановление «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» [2]. Данные рекомендации являются обобщенным опытом создания службы охраны труда в различных организациях и предприятиях. Рекомендации содержат основные положения и постулаты создания службы охраны труда на предприятии, работодателю остается лишь произвести корректировку данных положений, учитывая специфику деятельности учреждения.

Далее работодателю необходимо  в зависимости от численности организации ввести в штат отдельных специалистов по охране труда, либо создать отдел, а в отдельных случаях бюро по охране труда. Следующий шаг связан с разработкой такого локального акт, как положения об организации работы службы охраны труда на предприятии. Данное положение должно быть разработано на основе норм и правил, действующих в данной отрасли экономики. Также необходимым элементом будет являться создание должностной инструкции для специалиста или инженера по охране труда. Подбор конкретного работника  для выполнения функций по охране труда, должен проводиться работодателем осознанно, учитывая опыт и наличие определенного образовательного ценза.  Также хотелось бы отметить, что специалист по охране труда должен пройти обучение проверку знаний требований охраны труда в специализированном учебном центре, после чего получить удостоверение соответствующего образца. Завершающим, но не менее важным этапом будет являться определение места расположения службы охраны труда.  В соответствие с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, на работодателе лежит обязанность  создания кабинета (или уголка) по охране труда [3]. Под кабинет по охране труда рекомендуется предоставить отдельное, изолированное помещение, которое должно быть оснащено работодателем мультимедийными  и техническими средствами, учебными пособиями или образцами, иллюстративными и информативными материалами по охране труда.

Итогом данных этапов должно быть создание полноценной службы охраны труда в организации. Часто работодатели халатно относятся к созданию данной службы, игнорируют требования действующего трудового законодательства РФ, что безусловно ведет к высокому уровню травматизма, а зачастую несчастным случаям на производстве. Деятельность по созданию службы охраны труда должна быть продиктована  необходимостью охраны жизни и здоровья сотрудников учреждения, выполнением мероприятий  по охране труда. Государственные инспекция труда ежегодно привлекает к административной ответственности десятки тысяч работодателей за нарушение законодательства об охране труда, которые являются следствием отсутствия на предприятии или учреждении службы охраны труда или даже специалиста по охране труда. Важно понять, что создание службы охраны труда является принципиально важным не только для работника, но для работодателя, как гаранта безопасности труда и производственного процесса на предприятии.

Список литературы:

Постановление Министерства труда РФ.  22 января 2001 г. № 10. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях// Бюллетень Министерства труда РФ. 2001 г, № 4.

Постановление Министерства труда РФ.  08 февраля 2000 г. № 14. Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации// Бюллетень Министерства труда РФ. 2000 г, № 2.

Постановление Министерства труда РФ.  17 января 2001 г. № 7. Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда// Бюллетень Министерства труда РФ. 2001 г, № 2.

Трудовой кодекс//Российская газета — N 256 — 31.12.2001// Парламентская газета — N 2-5 — 05.01.2002 //Собрание законодательства РФ — 07.01.2002 — N1 (ч. 1) — Ст. 217.