Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Практические направления совершенствования маркетинговой деятельности в сфере регионального туризма»

Аннотация. В статье представлен анализ направлений совершенствования маркетинговой деятельности в сфере туризма Ярославской области. Авторами рассматриваются теоретические основы развития регионального туризма и предлагаются практические рекомендации по совершенствованию его продвижения в Ярославской области.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: внутренний туризм, региональный туризм, Ярославская область, маркетинговая деятельность.

В наши дни основным фактором привлечения инвестиций в регион является всесторонне развитая инфраструктура этого региона. Для достижения этой цели необходимо использовать современные способы государственного управления, в частности, территориальный маркетинг, так как именно территория на данном этапе развития экономики приобретает значение не просто места, но и главного метода достижения конкурентных преимуществ. Территориальный маркетинг предполагает совокупность улучшений территории, которые основываются на нескольких ключевых предназначениях территории [2]. Территорию можно рассматривать с трёх основных позиций её предназначения: во-первых, в качестве места проживания людей, во-вторых, в качестве досуговой дестинации и, в-третьих, в качестве места ведения экономической деятельности.

Для понимания роли и значения маркетинга территорий в развитии региона нужно помнить о некоторых свойствах туристских услуг и туристского продукта. Ими является совокупность услуг и вещественных потребительских стоимостей, которые необходимы для удовлетворения потребностей клиента (туриста), которые возникают во время совершения им турпоездки. Самым важным свойством туристской услуги является её неосязаемость, то есть нельзя убедиться в качестве товара до его приобретения, именно поэтому в процессе выбора турпродукта или туристской услуги потребитель, в первую очередь, обращает внимание на имидж компании. Также туристская услуга неспособна к хранению, поэтому необходимо прилагать все усилия для стимулирования спроса на продукцию, так как, к примеру, места в отеле не могут быть складированы и проданы позже. Туристская услуга очень подвержена сезонным колебаниям, поэтому туристским компаниям постоянно приходится стимулировать спрос и проводить диверсификацию предложения. Ещё одним немаловажным фактором является большая разница во времени приобретения и времени потребления услуги, поэтому крайне важно предоставить клиенту наиболее полную информацию о приобретаемой услуге.

Рынок туризма в России в последние годы стремительно развивается и роль маркетинга и маркетинговых мероприятий в этой отрасли экономики растет. Маркетинг – это не только реклама, а ещё и проведение исследований, разработка стратегий и планирование. Напомним, что территориальный маркетинг совокупность коммерческой, политической, социальной и иных видов деятельности, которые основываются на принципах действия маркетинга, для того, чтобы создавать, поддерживать и совершенствовать взаимоотношение и поведение частных лиц и предприятий как коммерческого, так и некоммерческого характера для создания, поддержания, и совершенствования имиджа конкретной территории. В нашем случае под территорией подразумевается регион, который представляет роль потребителя не только самому себе, но и другим регионам.

Так же для привлечения туристов в регион специалисты, которые занимаются маркетингом территории, используют четыре стратегии территориального маркетинга. К основным стратегиям территориального маркетинга, которые нацелены на привлечение туристов, относятся четыре стратегии, а именно: маркетинг имиджа, маркетинг привлекательности, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения. Рассмотрим каждую из этих стратегий подробнее. Первая стратегия – это маркетинг имиджа, основной целью которого является формирование, развитие и совершенствование положительного мнения о регионе у потенциальных туристов. Для этого регион принимает участие в различных выставках и мероприятиях, на которых органы, занимающиеся развитием туризма в данном регионе, могут представить все сильные стороны туристской отрасли данного региона и рассказать о перспективах развития этой отрасли. Второй стратегией является маркетинг привлекательности, нацеленный на повышение привлекательности данного региона для его населения и посещающих его туристов. Данная стратегия неразрывно связана с третьей стратегией, которой является маркетинг инфраструктуры. Эту стратегию можно представить как развитие жилищной, производственной и транспортной инфраструктуры для создания комфортных условий жизни и ведения хозяйственной деятельности в регионе. Маркетинг населения и персонала является четвертой стратегией территориального маркетинга и заключается в совершенствовании имеющейся рабочей силы и привлечении новой, при необходимости. Открываются университеты, которые занимаются подготовкой квалифицированного персонала, способного трудиться в туристской отрасли, а так же привлекаются трудовые ресурсы из других регионов. Ещё одним важным аспектом маркетинга персонала является привлечение в регион предпринимателей и инвесторов, способных создать новые рабочие места в регионе для трудоустройства населения и трудовых мигрантов.

На сегодняшний день существует большое количество маркетинговых инструментов, которые могут применяться в российских туристских регионах, но, в связи с существующими проблемами, далеко не все они могут применяться в сложившихся условиях. Рассмотрим, какие инструменты маркетинга могут применяться для привлечения туристов в туристских регионах Российской Федерации. Основными инструментами маркетинга в регионах являются: товар, которым выступает сам регион; товарный знак или бренд данного региона; оформление региональных выставок, ярмарок и прочих мероприятий, проводимых для туристов; система скидок и программа лояльности; персональные продажи туристских услуг или турпродуктов через турагентов; реклама этого региона; участие региона в выставках; создание общественного мнения об этом регионе. Нельзя не отметить, что каждый туристский регион избирает свою стратегию территориального маркетинга и, в связи с этим, сталкивается с определенными проблемами применения инструментов маркетинга. Первой проблемой является отсутствие должной рекламы определенного региона. На сегодняшний день существует большое количество разнообразных способов рекламы, таких как размещение рекламы региона на билбордах, телевизионная реклама, печать рекламных каталогов и буклетов, которые могут распространяться в офисах турагентств и реклама в сети Интернет, а также реклама в печатных источниках, которая уже отходит на второй план. В современном мире необходимо понимать, что информационные технологии давно уже заняли активные позиции в нашей жизни. Из этого можно сделать вывод, что реклама в сети Интернет является наиболее эффективным способом привлечения туристов в регион. Сегодня с этой целью туристские информационные центры регионов создают свои интернет-порталы, на которых они размещают всю необходимую информацию о регионе с точки зрения его туристской привлекательности. Крайне важно помнить, что портал будет эффективно работать не только в том случае, если он будет просто информативным, но и в том случае, если он будет грамотно и красиво оформлен, а так же будет удобен для пользования. Создание информативного, красиво оформленного и удобного туристского портала – неединственный способ рекламы региона в сети Интернет. Туристский регион также может договариваться о размещении информации о проводимых мероприятиях в регионе или же просто достопримечательностях этого региона на сайтах различных туроператоров или же на разнообразных туристских форумах.

Ещё одной важной проблемой является неверное размещение рекламы на биллбордах и отсутствие рекламных указателей к достопримечательностям и мероприятиям, которые проводятся в регионе. Зачастую туристы, которые самостоятельно путешествуют по регионам на автомобиле не знают, как проехать к той или иной достопримечательности или месту проведения мероприятия. Решить эту проблему довольно просто путем создания информативных рекламных объявлений на билбордах и установкой понятных и информативных указателей вдоль дороги, которые турист сможет заметить.

Огромным значением для региона является наличие у него своего собственного бренда или товарного знака. Брендинг территории – это процесс по созданию и управлению брендом, который включает в себя формирование, продвижение, развитие и репозиционирование бренда. Бренд туристской территории создается для того, чтобы выражать основные ценности и достоинства территории, её уникальность и миссию в туризме. Практически все туристские территории нашей страны обладают туристским брендом, но, к сожалению, не все эти бренды работают эффективно. Далеко не во всех регионах бренд территории отражает территориальную уникальность и достоинства. Важно понимать, что удачно работающий бренд – это не просто картинка, которая ассоциируется с какой-либо территорией, а целая ассоциативная цепочка. Это могут быть как названия городов, девизы и слоганы регионов, определённый рисунок, при виде которого возникают положительные впечатления и желание посетить данную локацию. Только при учёте всех этих факторов бренд реально работает и привлекает туристов, а также способствует созданию положительного общественного мнения о регионе, что является еще одним важным инструментом маркетинга в туристском регионе.

Так же для привлечения туристов в регион власти разрешают устраивать на его территории выставки, ярмарки, проводить фестивали и концерты. Но и в событийной сфере российского туризма существует ряд проблем. Зачастую всё упирается в отсутствие достаточного количества средств размещения в местах проведения мероприятий, низкую организованность и недостаточную рекламу этих мероприятий или же неверную установку указателей и отсутствие схем проезда до места проведения мероприятия. Зачастую туристы из других регионов просто не могут найти ночлег для того, чтобы посещать одно мероприятие несколько дней подряд, что привело к неприятной тенденции посещения российскими туристами из других регионов различных мероприятий: практически все они приезжают только на один из дней многодневного мероприятия. Многие регионы уже начали отказываться от проведения многодневных туристских мероприятий и пытаются уместить многодневную программу в рамки одного дня, что приводит к низкой организованности мероприятия. Следовательно, исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что решением данных проблем можно свести к грамотному выбора места проведения мероприятия, где будет достаточное количество средств размещения, и размещение рекламы об этом мероприятии и схем проезда во всех возможных источниках.

Для того, чтобы обзавестись новыми контактами и развивать сферу туризма в регионе, регионы ежегодно участвуют в таких выставках как Интурмаркет, которая является самой крупной выставкой для регионов в России [3]. Основной проблемой участия в таких выставках для регионов является стоимость выставочного стенда на выставочном пространстве. Именно поэтому далеко не все регионы России участвуют в таких выставках, так как не все регионы могут позволить тратить бюджетные средства на участия в выставке, которая может и не принести желаемых результатов. Для решения этой проблемы региону следует привлекать перспективных инвесторов, которые бы могли вкладывать средства в развитие территории, которые можно потратить, в том числе, и на участие в такого рода выставках.

Рассмотрев основные проблемы, которые возникают при использовании маркетинговых инструментов в регионах нашей страны и предложив возможные перспективные решения, можно сделать вывод, что все эти проблемы возможно решить с помощью привлечения в регион специалистов в области территориального маркетинга для того, чтобы сначала найти все болевые точки в сфере туризма в регионе и, в последствие, найти оптимальные решения, которые помогут справиться с основными уязвимыми пунктами региональной туристской сферы. Но здесь существует ещё одна основная проблема: в России очень мало ВУЗов, которые готовят маркетологов в туристской сфере, и занимаются они этим не так давно. Поэтому на сегодняшний день проблемы российского регионального туризма стоит начинать решать с подготовки молодых специалистов в области маркетинговой деятельности в туристской сфере.

Данная статья доказывает актуальность темы, заключающейся в необходимости совершенствовании маркетинговой деятельности в сфере туризма регионов. Территориальный маркетинг играет важную роль в развитии региона и является одним из основных условий привлечения туристов в регион. Из вышесказанного следует сделать вывод, что территориальный маркетинг играет важную роль в развитии региона и является одним из основных условий привлечения туристов в регион. Для этого применяется множество инструментов регионального маркетинга и проводятся различные мероприятия, нацеленные на развитие туристской отрасли в регионе. Так же важно выбрать правильную стратегию территориального маркетинга, которая будет подходить определенному региону.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Список использованных источников

1. Маркетинг. Учебник для студентов бакалавриата. под ред. И. В. Липсица. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 — ISBN 978-5-9704-2112-3 — 576 с.
2. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С., Кетова Н.П. Модернизация простран- ственной организации экономики российских регионов: Учебное пособие / В.Н. Овчин- ников, Ю.С. Колесников, Н.П. Кетова. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век», 2014.
— С. 100.
3. Официальный сайт Международной туристской выставки «Интурмаркет (ITM)», [Электронный ресурс]. URL: http:// www.itmexpo.ru (дата обращения: 25.04.2017).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1174

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке