Таким образом, основным методом данного исследования становится включённое наблюдение, а основным источником — полевые материалы в форме анкетирования и свободного интервьюирования членов языческих объединений.
Анкета включала двадцать вопросов, соответственно разбитых на четыре смысловые группы. Первые пять вопросов касались личных данных респондентов. Вопросы с шестого по девятый были направлены на определение источниковой базы современных язычников. Третий блок (вопросы с 10 по 13 включительно) посвящался непосредственно языческой вере: пантеону, празднично-обрядовой практике общинников. Заключительный — особенностям мировоззрения «рядовых» адептов данного религиозного течения. В данной работе мы обратимся к культурологическому аспекту языческого движения, а именно рассмотрение празднично-обрядового комплекса. В опросе, проводимом на Купальском празднике в Подмосковье, приняли участие 90 респондентов, и исходя из данных анкеты, мы пришли к нижеследующим показателям.
Всего адептами в ходе опроса было названо 30 наименований праздников.
Таблица 1.
Вопрос: Назовите наиболее важные праздники годового цикла.
Всего в ходе анкетирования было упомянуто 28 различных обрядов
Таблица 2.
Вопрос: Назовите наиболее важные обряды.
Таблица 3.
Вопрос: Назовите наиболее почитаемых вами лично божеств.
Несмотря на то, что в качестве почитаемого божества на Велеса указали 41 % опрошенных, по данным празднично-обрядовой составляющей Велесов день, как праздник годового цикла указало лишь 8 % респондентов. Самым популярным же у современных язычников остается купальский праздник (во время которого, собственно и проходило анкетирование), ему отдают предпочтение 72 % опрошенных, но лишь 12 % из них ссылаются на определенные даты, которые, впрочем, весьма разнятся между собой (интервал в 5 дней). На втором месте по популярности у современных политеистов Масленица, за нее отдали голоса 41 %, далее Коляда с 33 %. Таким образом, среди адептов движения наиболее популярными являются празднества, которые хоть и уходят корнями в языческое наследие славянского этноса. Но являются весьма востребованными и не менее популярными среди православного и нерелигиозного населения. Это так называемые солярные праздники, приуроченные к дням равноденствия и солнцестояния.
Самым популярным же из обрядового комплекса оказался обряд имянаречения, его указали 26 % респондентов. Который, в свою очередь, скорее можно отнести к родноверческому новоделу, имеющему, аналоги в православной культурной традиции (имеется ввиду таинство крещения в православии). По мнению самих адептов движения: «На сегодняшний день обряд имянаречения… можно увидеть в любой христианской церкви, и называется он обрядом крещения» [3].
Смысл обряда однако неоднозначно трактуется представителями языческого общества. По мнению одних, обряд имянаречения сводится лишь к внешней атрибутике ритуала, что, в свою очередь подразумевает, что «Если славянин или славянка с рождения были названы славянским именем, то обряд наречения проводить не нужно» [4].
По мнению же иных адептов, объясняющих некую догматическую, мировоззренческую составляющую, обряд имянаречения несет глубокую смысловую нагрузку в новоязычекой концепции. «Именно с этого момента начинается отчёт его деяний перед Небесными Предками. Если человек не проходит обряд именаречения, то всю ответственность перед Небесным Родом за этого человека несут его Родители» [2].
И лишь человек, прошедший через процедуру имянаречения, является полноправным членом общины «является действительно полноценным и имеет право занять соответствующее место в роде» [1].
Вторыми по популярности у отечественных политеистов находят себя свадебные обряды, им отдают предпочтение 12 % опрошенных, которые также вторят православным таинствам , в частности таинству брака в православии.
Исходя из вышеизложенного можно говорить о том, что в среде российских язычников наиболее востребованными являются обряды, вторящие христианским (православным) таинствам. Более того, непосредственно адепты движения по-разному истолковывают смыслообразующую составляющую обрядового комплекса.
Список литературы:
Имянаречение. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://vedari.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=192&Itemid=207 (дата обращения: 03.06.2014).
Имянаречение. Обряд имянаречения. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://naturalworld.ru/article_imyanarechenie-obryad.htm (дата обращения: 01.06.2014).
Об обряде имянаречения. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rodnoverie.narod.ru/index/0-145 (дата обращения: 03.06.2014).
Обряд имянаречения славян. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dazzle.ru/spec/obis.shtml (дата обращения: 02.06.2014).