Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Празднично-обрядовая составляющая современного российского язычества по данным полевых исследований»

Целью данной работы является необходимость преодоления мозаичности и внеконтекcтности при изучении феномена современного язычества. Вызванные такими факторами как «кабинетный подход» и сужение источниковедческой базы соответственно (в том числе, в плане хронологической и содержательной наполняемости), что минимизирует уровень объективности данных специалиста. Кроме того, взгляд на современное язычество «с письменного стола» таит в себе скрытую угрозу, заключающуюся в игнорирование «массового материала».

Помощь в написании статьи

Таким образом, основным методом данного исследования становится включённое наблюдение, а основным источником — полевые материалы в форме анкетирования и свободного интервьюирования членов языческих объединений.

Анкета включала двадцать вопросов, соответственно разбитых на четыре смысловые группы. Первые пять вопросов касались личных данных респондентов. Вопросы с шестого по девятый были направлены на определение источниковой базы современных язычников. Третий блок (вопросы с 10 по 13 включительно) посвящался непосредственно языческой вере: пантеону, празднично-обрядовой практике общинников. Заключительный — особенностям мировоззрения «рядовых» адептов данного религиозного течения. В данной работе мы обратимся к культурологическому аспекту языческого движения, а именно рассмотрение празднично-обрядового комплекса. В опросе, проводимом на Купальском празднике в Подмосковье, приняли участие 90 респондентов, и исходя из данных анкеты, мы пришли к нижеследующим показателям.

Всего адептами в ходе опроса было названо 30 наименований праздников.

Таблица 1.

Вопрос: Назовите наиболее важные праздники годового цикла.

Всего в ходе анкетирования было упомянуто 28 различных обрядов

Таблица 2.

Вопрос: Назовите наиболее важные обряды.

 

Таблица 3.

Вопрос: Назовите наиболее почитаемых вами лично божеств.

Несмотря на то, что в качестве почитаемого божества на Велеса указали 41 % опрошенных, по данным празднично-обрядовой составляющей Велесов день, как праздник годового цикла указало лишь 8 % респондентов. Самым популярным же у современных язычников остается купальский праздник (во время которого, собственно и проходило анкетирование), ему отдают предпочтение 72 % опрошенных, но лишь 12 % из них ссылаются на определенные даты, которые, впрочем, весьма разнятся между собой (интервал в 5 дней). На втором месте по популярности у современных политеистов Масленица, за нее отдали голоса 41 %, далее Коляда с 33 %. Таким образом, среди адептов движения наиболее популярными являются празднества, которые хоть и уходят корнями в языческое наследие славянского этноса. Но являются весьма востребованными и не менее популярными среди православного и нерелигиозного населения. Это так называемые солярные праздники, приуроченные к дням равноденствия и солнцестояния.

Самым популярным же из обрядового комплекса оказался обряд имянаречения, его указали 26 % респондентов. Который, в свою очередь, скорее можно отнести к родноверческому новоделу, имеющему, аналоги в православной культурной традиции (имеется ввиду таинство крещения в православии). По мнению самих адептов движения: «На сегодняшний день обряд имянаречения… можно увидеть в любой христианской церкви, и называется он обрядом крещения» [3].

Смысл обряда однако неоднозначно трактуется представителями языческого общества. По мнению одних, обряд имянаречения сводится лишь к внешней атрибутике ритуала, что, в свою очередь подразумевает, что «Если славянин или славянка с рождения были названы славянским именем, то обряд наречения проводить не нужно» [4].

По мнению же иных адептов, объясняющих некую догматическую, мировоззренческую составляющую, обряд имянаречения несет глубокую смысловую нагрузку в новоязычекой концепции. «Именно с этого момента начинается отчёт его деяний перед Небесными Предками. Если человек не проходит обряд именаречения, то всю ответственность перед Небесным Родом за этого человека несут его Родители» [2].

И лишь человек, прошедший через процедуру имянаречения, является полноправным членом общины «является действительно полноценным и имеет право занять соответствующее место в роде» [1].

Вторыми по популярности у отечественных политеистов находят себя свадебные обряды, им отдают предпочтение 12 % опрошенных, которые также вторят православным таинствам , в частности таинству брака в православии.

Исходя из вышеизложенного можно говорить о том, что в среде российских язычников наиболее востребованными являются обряды, вторящие христианским (православным) таинствам. Более того, непосредственно адепты движения по-разному истолковывают смыслообразующую составляющую обрядового комплекса.

Список литературы:

Имянаречение. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://vedari.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=192&Itemid=207 (дата обращения: 03.06.2014).
Имянаречение. Обряд имянаречения. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://naturalworld.ru/article_imyanarechenie-obryad.htm (дата обращения: 01.06.2014).
Об обряде имянаречения. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rodnoverie.narod.ru/index/0-145 (дата обращения: 03.06.2014).
Обряд имянаречения славян. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dazzle.ru/spec/obis.shtml (дата обращения: 02.06.2014).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

502

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке