Ключевые слова: демотивация; причины демотивации; персонал; организация.
Что делать, когда преуспевающая организация или компания теряет ценных и перспективных сотрудников?
Или же они становятся безразличными к результатам своей работы, что зачастую приводит к потере доли рынка, остановки развития организации, а иногда и к полному закрытию. К сожалению, в бизнесе часто случается такое, что работник перестает оправдывать возложенные на него ожидания. Этот человек может работать в компании не один год, он уже не раз добивался высоких показателей и служил примером для остальных сотрудников, но таким работников может оказаться и новичок, горевший желанием работать, развиваться, однако теперь он никак не может добиться желаемого результата.
Зачастую демотивацию определяют как отстраненность, потерю интереса у работника к деятельности желания действовать, угасание концентрации на задаче. Так же ее можно описать как нежелание улучшать результаты деятельности и равнодушие к результатам, апатию.
Таким образом, демотивация — это отсутствие вовлеченности сотрудника в работу.
Демотивированный сотрудник характеризуется отсутствием инициатив и стремлений сделать лучше. Продолжая выполнять свои функции, он делает это бездумно, не стремясь внести свой вклад, идеи.
В теории выделяют 3 уровня приверженности персонала к компании: Вовлечённость это наивысший уровень. Человек трудится на благо компании, отдает все силы работе.
Существуют несколько типов поведенческих индикаторов, с помощью которых можно сказать, что сотрудник вовлечен в работу. Например:
- Сотрудники берут на себя ответственность, различные поручения.
- Они помогают своим коллегам, даже тогда, когда от этих сотрудников этого не требуют их должностные обязанности.
- Сотрудники открыты для новых идей.
Компаниям необходимы именно вовлеченные люди, так как результаты их труда всегда эффективнее и работать с ними проще и интересней.
Как правило, снижение мотивации работника происходит в 3 этапа:
На первой стадии демотивации — у сотрудника появляется «легкий стресс». Он немного растерян, пытается выяснить причины его дискомфорта. Проявления снижения мотивации на этой стадии практически незаметны: сотрудник как и прежде легко контактирует с руководством и коллегами.
На втором этапе — начинает проявляться открытое недовольство. Среди признаков демонстративная агрессивность, игнорирование рекомендаций руководства, неосознанное уклонение от выполнения заданий, использую для этого различные предлоги. Поведение сотрудника становится демонстративным. Цель, которую преследует такое поведение – попытки зарекомендовать себя с лучшей стороны, а также одновременно сделать виновным начальство в неудачах. Но все-таки на этой стадии работник еще не теряет надежды на изменение ситуации в лучшую сторону, он еще способен вернуться в компанию.
Во время третей стадии демотивации — идет процесс полного «отчуждения» сотрудника от начальства и организации целом. На этом этапе сотрудник больше не старается восстановить потерянный интерес к работе. Разочаровавшись в руководстве, в компании и в своей работе, он теряет желание к сотрудничеству, конфликтует с коллегами. На этом этапе сотрудник не проявляет инициативу, старается отстраниться от компании.
После наступления последнего этапа возможно только два выхода из возникшей ситуации:
Первый – переход в другую организацию, на новое место работы. Чаще всего так поступает высококвалифицированный персонал, чей труд и знания востребованы на рынке.
Второй выход – сотрудник остается работать в компании, но воспринимает работу как неизбежную рутину, каторгу. Как правило так поступают сотрудники, которые не могут найти работу или же персонал, связанный с компанией долгосрочными обязательствами.
В различных учебниках и методических пособиях выделяют 4 основные группы причин, влияющие на потерю интереса к работе:
- системные;
- управленческие;
- организационные;
- внутренние.
Большая часть причин потери энтузиазма связана именно с руководителями и компанией, а не самим сотрудником.
Системные причины — связаны непосредственно с организацией, структура или бизнес-процессы которой препятствуют качественному выполнению сотрудником своих функций и достижению им поставленных целей.
Одна из таких причин — отсутствие структурирования компании. Если сотрудник не знает к кому из коллег обратиться с рабочим вопросом, ему приходится решать проблему самостоятельно, отвлекаясь от собственных задач, что отрицательно сказывается на результате. Решением этой проблемы может стать размещение во внутренней сети компании документа с описанием всех бизнес-процессов с указанием ответственных за них сотрудников или подразделений.
Но не стоит детально и досконально описывать все обязанности это может только навредить. Такое подробное описание только ограничивает гибкость компании. Описать все задачи, возложенные на сотрудника или подразделение невозможно, а попытка сделать это приведет к формальному подходу сотрудников к должностным обязанностям: «то, что написано в договоре – я делаю, что не указано – не буду».
Управленческие причины демотивации сотрудников — связаны непосредственно с руководителем — стилем его работы, навыками управления, отношением к сотрудникам.
К управленческим причинам относится, например, несоответствующий стиль управления. Возьмем компанию, находящуюся в стадии роста. Рост означает постоянное использование новых подходов к работе с клиентами и внедрение инноваций. Руководительадминистратор, нацеленный на стабильность, будет препятствовать изменениям, а это очень демотивирует сотрудников.
В российской практике очень часто можно встретить манипулятивный способ управления, когда руководитель перекладывает проблемы и ошибки на своих подчиненных. Начальник специально внушает персоналу чувство неполноценности и их прямой зависимости от организации. Часто менеджера принуждают решить сложные задачи без поддержки руководства, используя угрозы распространения негативной оценки его квалификации среди коллег.
Организационные причины — потери интереса к работе связаны с ситуациями, когда сотрудник решает поставленные перед ним задачи.
Недостаточная обеспеченность сотрудников «средствами производства» и использование информационной системы, которая не отвечает целям компании – все эти факторы могут значительно снизить производительность труда, способствовать потери интереса к работе. Часто многие руководители упускают из вида такие важные мелочи, как: невозможность провести конфиденциальную встречу и дозвониться до клиента, плохое качество связи, отсутствие доступа в Интернет и необходимых программ на компьютере, его низкая производительность.
В российских компаниях часто встречается подход экономии «на карандашах» безумная стратегия снижения всевозможных издержек. Например, командировки сотрудников в другие города для поиска новых и встреч со старыми клиентами – важный аспект успешного функционирования организации.
Если компания всячески старается найти способ в очередной раз на чем-то сэкономить, то работник, скорее всего, будет вынужден: поехать в командировку в плацкартном вагоне, жить в дешевой гостинице, для передвижения по городу использовать только общественный транспорт и все это лишь из-за того, что руководство решило сократить ненужные расходы. В такой ситуации работник часть своего времени будет тратить, например на поиски недорогого кафе, ввиду ограниченности выделенных ему средств. У него не будет достаточно времени для проведения конструктивных и качественных переговоров.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Внутренние причины потери мотивации — связаны с эмоциональным и физическим состоянием работника, его самосознанием.
Отсутствие возможностей самореализоваться в организации, невостребованный профессиональный рост, неопределенные жизненные цели зачастую приводят к увольнению сотрудника. Решением этих проблем может стать выделение целей компании в проекты, создание проектных групп и включение в них тех сотрудников, чей профессиональный и личностный рост может быть там реализован. Каждый сотрудник активным участником разработки плана действий. Еще одной из возможных причин потери интереса к работе может быть эмоциональная истощенность сотрудника. Отпуск или кратковременный отдых сможет возобновить его работоспособность.
Еще одним часто встречающимся фактором демотивации — является соотношение сложности задачи и уровня мастерства в данном деле.
Если сотрудник может выполнить поставленную перед ним задачу и она не сложная он расслаблен. Если работник всегда будет делать только то, с чем хорошо справляется, он не будет развиваться, наступит апатия. Именно поэтому сотрудник должен регулярно решать посильные развивающиеся задачи, которые находятся за пределами его компетенций и функций.
Для примера — продавец может обучить своих коллег различным способам установления контакта с покупателями. Если задача достаточно сложная, а уровень мастерства, компетенции недостаточно высок для ее выполнения, то возникает беспокойство и нарастает напряжение. Если тому же продавцу поручить открытие нового магазина скорее всего желаемый результат не будет достигнут. Да, у этого продавца высокий уровень мастерства, но только в сфере продаж, для успешного выполнения этой задачи открыть новый магазин у него нет достаточного уровня знаний. Оптимальное соотношение это нормальный уровень компетенции (умею делать) и высокий уровень сложности.
Для того, чтобы сотрудники могли работать как можно лучше, они должны: знать цели, ценности и перспективы компании; знать, что они должны делать и почему; понимать цели выполняемой ими работы и конечный результат их усилий; знать, как их личные усилия согласуются с деятельностью всей организации; понимать, на что тратятся средства организации. Основными инструментами информирования являются всевозможные оперативные совещания в рабочих группах, «пятиминутки».
Подводя итог, можно сказать, что демотивация – это актуальная проблема и с ней нужно грамотно бороться.
В основе процесса демотивации — лежит потеря интереса к результату рабочего процесса.
В качестве антисостояния демотивации — рассматривается вовлеченность сотрудника.
Для руководителей одно из главных правил — обращать внимание на внутренние мотивы и потребности сотрудника с первых дней его работы, стараться организовывать его деятельность так, чтобы не терялась его заинтересованность к работе.
Влияние на внутреннюю мотивацию сотрудников для своей выгоды недопустимо. Когда руководитель внимателен к своим подчиненным, развивает и поощряет их интерес, тогда и сотрудники работают с полной отдачей.
Основное, что формирует вовлеченность сотрудника в работу — это способность влиять на работу, понимание и принятие ценности своих целей и задач.
Список использованных источников
1. Знайтовар.ru [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.znaytovar.ru/s/ Demotivaciya-personala.html Дата обращения: 03.06.17
2. Коммерческий директор [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.kom-dir.ru/article/139-demotivatsiya-personala Дата обращения: 03.06.17
3. HR-Journal [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.hrjournal.ru/articles/mp/mp_1195.html Дата обращения: 03.06.17
4. Губанова Е. В. Управленческий анализ: Учебно-методический комплекс/Е. В. Губанова/ФГБОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации». Калуга, 2010. -104 с.
5. Губанова Е. В., Орловцева О. М. Финансовая среда организации. учебное пособие/Финансовый университет при Правительстве РФ, Калужский филиал. Калуга, 2015.
88 с.
6. Ногих А. В. Стратегия управления персоналом/А. В. Ногих, Е. В.Губанова. Современные технологии управления персоналом сборник научных трудов: сборник статей. Симферополь, 2016. С. 302-306.