Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблема целостного подхода к изучению природы и адаптации человека»

Проблема целостного подхода к изучению природы человека и выявлению диалектики естественного и социального в его адаптации является важнейшим аспектом познания человеческого бытия.

Помощь в написании статьи

Её актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что, достигнув высокого уровня научно-технического прогресса, материальной и духовной культуры, современная цивилизация вызвала глубокие преобразования в природном и социальном окружении человека, обусловив тем самым заметные изменения в его физической, психологической и духовной организации. Современный мир поставил человека в проблемную ситуацию – его биологические и социальные адаптивные механизмы подвергаются всё новым и новым испытаниям. И это понятно, так как, сохраняя и неся в себе всю историю природы и общества, человек вынужден адекватно реагировать на их изменения в целях самосохранения.

Сегодня, когда перед человечеством встают такие глобальные проблемы, как угроза термоядерной войны, экологические и экономические кризисы, перенаселение планеты, обострение социальных противоречий, негативное влияние новейших технологий на личность и её духовность и множество частных проблем, касающихся физического и психического здоровья, всё большую значимость приобретают философско-методологические задачи, связанные с изучением человека во всём его внутреннем богатстве и многообразии с его обширными связями с окружающей средой.

Чрезвычайная сложность целостного подхода определяется особой спецификой и уникальностью человека по сравнению со всеми другими видами животного мира. О двойственной природе человека, биологической и социальной, написано множество трудов, однако среди авторов, выдвигающих различные гипотезы, нет единства в оценке процесса, который привёл к формированию современного человечества, – был ли это антропогенез или антропосоциогенез.

Подчёркивая уникальность человеческого вида, В. П. Алексеев отмечал, что она проявляется одинаково в биологии, географии и характере деятельности человека. В биологии это исключительно сложная популяционная и демографическая структура при сохранении возможности полного, ничем биологически не ограниченного смешения. В географии это панойкуменное расселение, имеющее своим результатом образование исключительно разветвлённой системы генетических барьеров собственно географического, лингвистического, культурного, этнического и, в ряде случаев, даже социального характера. Масштабы социальной деятельности человеческого вида таковы, что они привели к принципиально новому взаимоотношению со средой и её коренному изменению, масштаб которого непрерывно и с огромной быстротой увеличивается [1, с. 197].

Изучение проблемы адаптации человека представляет собой определённые трудности, так как охватывает широкий круг теоретических и практических вопросов, затрагивающих различные сферы человеческого существования. С одной стороны, сюда входит изучение характера взаимодействия организма с естественной средой обитания, исследование закономерностей и механизмов адаптации человека к различным природным факторам и климатогеографическим условиям. В последнее время в условиях неблагоприятной экологической ситуации особую остроту приобретают вопросы адаптации человека к различным антропогенным факторам. В связи с этим, большое внимание уделяется изучению экологических аспектов заболеваний человека.

С другой стороны, процесс адаптации человека к изменениям естественной окружающей среды следует рассматривать через призму социальных условий. Для этого необходимо исследовать демографические процессы, изучать социальные факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Урбанизация, стрессирующие психоэмоциональные и чрезмерные умственные нагрузки, негативное воздействие компьютера, телевизора и других технических средств, шум, радиация, химическое загрязнение, курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, преступность и другие последствия научно-технического прогресса представляют особую опасность, так как значительно подрывают адаптационные возможности человечества, нанося его генофонду непоправимый ущерб.

Таким образом, рассматривая проблему природы человека и его адаптации, необходимо учитывать, что, с одной стороны, человек – существо физическое, телесное, подчиняющееся основным законам биологической организации, с другой стороны, ему присущи сознание, разум, воля и свобода. Феномен внутренней свободы человека, его творческие потенции, поиск смысла жизни и смерти всегда находились в центре внимания научных и духовных учений. Такая многогранность и сложность природы человека является основной причиной постоянных поисков его сущности. Вопрос о том, что есть человек, остаётся важнейшим вопросом философии.

Осознание необходимости изучения феномена человека сформировалось далеко не сегодня. Можно сказать, что мыслители всех времён пытались найти ответы на вопросы, касающиеся природы человека и его взаимоотношений с окружающим миром.

В ходе своих рассуждений философы, в конечном итоге, приходили к осознанию того, что разгадать тайну бытия невозможно, не разгадав тайну о человеке. Говоря о невозможности познания мира вне его отношения к человеку, Гёте подчёркивал, что «человек знает себя лишь постольку, поскольку он знает мир, который он постигает только в самом себе и себя только в нём» [2, с. 276].

По представлениям великого гуманиста Пьера Тейяр де Шардена, наука должна взять за основу человека и прийти к пониманию того, что человек как предмет познания – «это ключ ко всей науке о природе» [3, с. 342].

Чрезвычайная сложность процесса изучения природы человека в своё время послужила поводом для выдвижения аргумента о принципиальной непознаваемости внутреннего мира человека, его сущности. Данное утверждение легло в основу скептического отношения экзистенциализма к наукам о человеке. Отвергая идею о возможности целостного научного познания человека в единстве его физического, интеллектуального и духовного развития, экзистенциалисты не сумели выявить диалектическое взаимодействие естественных и социальных факторов в структуре человека, который является одновременно и сложнейшим биологическим организмом, и общественным индивидом, субъектом познания, отражающим и преобразующим окружающий мир посредством трудовой деятельности.

Попытки определения сущности человеческой природы предпринимались неоднократно. Многие стороны проблемы соотношения естественного и социального в человеке были успешно разрешены. Вместе с тем, приходится признать, что на сегодняшний день нет единого теоретико-методологического подхода к формированию целостной концепции человека. Причина, на наш взгляд, кроется в традиционном разделении естественнонаучного и гуманитарного знаний, каждое из которых, используя свои методы исследования, создаёт отдельные, частные образы человека, игнорируя его целостную природу.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Сегодня уже нельзя отрицать, что проблема человека превратилась в общую проблему для всей науки в целом. Находясь в центре бытия посредством многочисленных связей и зависимостей, человек сумел объединить в себе механические, физические, химические, биологические и социальные закономерности; в нём нашли отражение природа и история.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как признание человека центральной фигурой бытия способствует формированию принципиально новых отношений между науками о природе и обществе, возникновению пограничных дисциплин, благодаря которым происходит соединение многих, ранее далёких друг от друга, областей естествознания и истории, гуманитарных и технических наук, медицины и педагогики, психологии и генетики. Благодаря возникновению биофизики, молекулярной биологии, биохимии, кибернетики открываются новые возможности изучения человека. Однако общенаучный синтез является недостаточным. Для оптимального решения проблем цивилизации и адаптации необходим общекультурный синтез науки, искусства, философии, многообразных национальных и интернациональных культурных традиций.

Только так, на наш взгляд, можно приблизиться к проблеме целостного знания о человеке, его цивилизации и путях оптимальной системной адаптации. Только целостный подход к проблеме человека позволит более отчётливо проследить противоречивую взаимосвязь различных компонентов и направлений антропосоциогенеза, взаимообусловленность экологических, анатомо-физиологических и психологических изменений человека, демографических и нейролингвистических процессов, генезиса труда и общения, мышления и речи. Только такой подход позволит человеку раскрыть тайну своего происхождения, понять прошлое и на основе этих знаний обеспечить себе полноценную, гармоничную жизнь в настоящем и будущем.

Список литературы:

1.  Алексеев В.П. Очерки экологии человека: Учебное пособие [Текст]. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 232 с.: ил.

2.  Гёте. Избранные философские произведения. М., 1964.

3.  Коротков К. Энергия наших мыслей: Как наши мысли влияют на окружающую реальность [Текст] / Константин Коротков. – М.: Эксмо, 2009. 352 с.: ил. – (Библиотека современных исследований).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

440

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке