Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблемы «автоназии» инновационного менеджмента»

В работе [3] обращалось внимание на возрастающую роль инноваций в сфере социальных услуг, их тесную взаимосвязь с технологическими процессными и продуктовыми инновациями, учитываемую в международных стандартах (новый вариант «Руководства Осло» 2005 года и др.).

Однако при анализе этой взаимосвязи часто вне поля зрения исследователя остаются последствия от инновирования (в частности информационного) социума и государства (особенно негативные) как для развития самих технико-технологических и продуктовых инноваций, так и для субъектов инновационного процесса.

Примеры положительных последствий роли государства широко известны. Так, в Японии в свое время были в разы сокращены сроки амортизации технологического оборудования, что обеспечило для бизнеса прозрачные стимулы для ускоренного технологического обновления. Япония стала лидером в области роботизированных производственных систем, а во многих секторах внедрили так называемые безлюдные комплексы.

Другой пример — США, где оборонное ведомство на рубеже 1960-х гг. приняло решение о формировании принципиально новой архитектуры системы командования и управления, что вылилось в заказ на информационные сети, которые стали прообразом интернета. Под этот заказ была развернута индустрия производства полупроводников, вычислительной техники, систем передачи цифровых данных и программного обеспечения на территории, называемой сегодня Кремниевая долина.

Вместе с тем эти процессы имеют и «обратную» строну медали. Пример, недавний скандал в Германии, связанный с уличением в плагиате и уходом, в связи с этим в отставку, министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга. 23 февраля 2011 года университет в Байройте (где глава военного ведомства в 2006 г. с отличием защитил свою диссертацию) принял решение о лишении министра докторской степени за нарушение научных стандартов. Защиты диссертаций могут стать фатальной ошибкой для многих многообещающих отечественных политиков.

Как обстоят дела в России? Почему высшие военные чины мечтают «стать учеными» или покомандовать ими?

Одной из причин является развитие в стране информационного общества и экономики «основанной на знании». Диссертации нужны военным чиновникам для самоутверждения и создания имиджа. Обладание степенью для человека с массовым сознанием означает принадлежность к кругу гуру информационной цивилизации и, следовательно, политические перспективы.

В силу подобного рода причин инновационное развитие в России не идет полным ходом. С точки зрения качества государственного управления и реализации национальных приоритетов такие диссертации значат мало (или почти ничего), но отрицательных последствий много, в частности, на российскую высшую школу.

Ученые степени дают формальное право претендовать на замещение должностей профессоров и доцентов, на включение в состав диссертационных советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций. А это, в свою очередь, означает, что остепененные квазиученые чиновники и политики начинают влиять на соблюдение образовательных и научных стандартов. По словам представителей научного сообщества Германии, такие как Карл Теодор цу Гуттенберг, подрывают доверие к науке, наносят вред репутации как исследовательской, так и инновационной деятельности, ухудшают рейтинг государственного управления. Под вопрос ставятся внедряемые моральные ценности развиваемого в стране информационного общества и качество формируемого электронного правительства [6].

Отметим, что задача выявления отрицательных последствий от процессов и результатов инновирования российского социума в пилотном проекте «Российский IT-Foresight» (в 2006-2007 годах) даже не ставилась. Но, примечательно, ее актуальность в контексте проблемы «автоназии инноваций» уже в то время не вызывала сомнений. Занимавший тогда пост Министра информационных технологий и связи Л.Д. Рейман отмечал, что «до сих пор людям, особенно облеченным властью, очень редко удавалось правильно предсказывать будущее. Дай волю политикам, и очень высока будет вероятность того, что перспективное новшество окажется задушенным на корню, тогда как мертворожденное получит полномасштабную государственную поддержку и будет пользоваться ею до тех пор, пока очередная смена власти не приведет к смене приоритетов»  [7, с. 241].

Каковы при решении этих проблем должны быть роли информационного общества и электронного правительства?

Среди ученых, занимающихся проблемами информационного общества, существует фундаментальный раскол на тех, кто считают, что мы имеем дело с принципиально новым типом общества, и тех, кто, придерживается идеи социальной преемственности [8].

Ушедший недавно из жизни Д.Белл считал, что оно является развитием постиндустриального общества (в экономике которого приоритет перешел от преимущественно производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой, и в котором, внедрение нововведений все в большей степени зависит от теоретического знания) с акцентом на производстве информационных услуг и подготовке соответствующих специалистов.

Ряд ученых полагает, что процессы информатизации сформированных отношений еще не означают появления нового общественного уклада. Хотя они и не смогли пока разработать надежного критерия для классификации, зато их концепции, объясняют явление информатизации современного общества в терминах исторической преемственности, позволяют лучше понять роль информации в современном мире.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

На наш взгляд, существенный интерес представляет концепция Хабермаса, рассматривающая информационное общество с позиции обеспечения демократического политического дискурса. По мнению Хабермаса квалиметрической оценке подлежит не сам процесс информатизации, а информатизация нашего образа жизни, длящаяся уже несколько столетий.

При решении поставленной проблемы значительный интерес может представлять концепция общества знаний, которую в настоящее время продвигает ЮНЕСКО. Эта концепция позиционируется как некая антитеза концепции информационного общества, критикующая её за технократический детерминизм. Линия же, которую провозгласила ЮНЕСКО, заявляя о продвижении концепции общества знаний — это гуманизация процесса глобализации.

Выделяют американскую, азиатскую и финскую модели развития информационного общества [8, 9].

По принятым концепциям и утвержденным программам инновации в государственном управлении России имеют целью упрощение получения государственных и муниципальных услуг и доступ граждан к информации о деятельности органов власти.

Предоставление услуг в электронной форме, открытость и доступность информации, машинная переработка все возрастающего объема знаний открывают новые возможности по участию граждан в управлении делами государства [1].

К сожалению, понятие «знание» часто интерпретируются лишь как информация, которая является источником и результатом рациональных логических рассуждений и выводов.

А в менталитете большинства россиян огромную роль играют «прочувствованные» знания, т.е. знания ставшие убеждениями. В России реально функционируют рынки и экономика, в большей мере, основанная не на «знаниях», а на «убеждениях». Поэтому при автоматизации взаимодействия гражданин-власть огромное значение имеет его символичность и политический дискурс по критериям результативности, эффективности и качестве государственного управления. Для нашей страны, перефразируя К. Маркса, можно утверждать, что у нас — экономика убеждений является концентрированным выражением политики.

Внедрение в России технологий электронного оказания государственных услуг, автоматизирующих общение заявителей услуг с государственными органами, с одной стороны полезно (с позиции уменьшения возможностей для коррупции и произвола, сокращения бюрократических проволочек и т.д.), с другой стороны, может оказать государству «медвежью услугу», формируя его образ как «бездушной машины». Отрицательный оттенок накладывают и феномены «российских Цу Гуттенбергов».

Ориентируясь на критерии результативности и эффективности государственного управления и регулирования, можно повысить доверие граждан к государству за счет реализации принципов справедливого распределения услуг, справедливого распределения затрат и ликвидации цифрового неравенства. Инновационные технологии электронного вовлечения граждан в процессы участия в управлении делами государства позволяют заменить образ «бездушного государственного механизма» на имидж органической самоорганизующейся системы управления модернизацией. Но, эти технологии достаточно сложны, и выдвигают дополнительные требования к компетенциям и менталитету участников такого инновационного взаимодействия.

Стандарты пока не разработаны. Но ясно, что для России они должны быть ориентированы в большей степени на обеспечение (повышение) качества государственного управления и регулирования, роста доверия граждан к государству, справедливому распределению эмоциональной удовлетворенности от автоматизированного исполнения гражданином роли источника власти (обладающего как рациональными знаниями, так и, что может более важно эмоциональными убеждениями).

Обеспечение автоматизации участия граждан в управлении делами государства, снимающего проблему «автоназии инноваций» требует серьезной научной поддержки, интенсификации прикладных юридических, социологических, политологических, психологических, культурологических и педагогических исследований, особенно для средней и высшей школы.

Необходимо выработать критерии, по которым можно утверждать, что в России формируются необходимые образование и менталитет для усиления положительной роли социальных инноваций в сфере государственных и муниципальных услуг.

По данным Министра образования и науки Андрея Фурсенко в ряде субъектов Российской Федерации показатель обеспеченности образовательных учреждений доступом к сети интернет составляет от 66 до 99 процентов, имеется более 100 тысяч электронных образовательных ресурсов, из них 17 тысяч – интерактивные. Однако эти ресурсы мало востребованы по той причине, что создавались в отсутствие единых стандартов и теперь практически несовместимы между собой. Государство финансирует мероприятия по созданию свободного программного обеспечения (далее – СПО).

Во многих высших учебных заведениях страны используется более десятка автоматизированных информационных систем, каждая из которых отвечает за реализацию определенного участка учебного процесса. Разрозненность этих систем затрудняет быстрое получение полных и достоверных сведений о каждом аспекте работы вуза. В последнее время внедряются аналитические системы для управления качеством образования. Внедряются инновации, связанные с СПО [4], заменяются используемое в учебном процессе проприетарное программное обеспечение. На базе СПО предлагаются различные инструменты для руководства, сотрудников и студентов, контроля научно-исследовательских работ и анализа научных публикаций.

Последний сервис очень актуален. На сайте Росфиннадзора опубликованы результаты проверки того, как министерства и ведомства тратили бюджетные средства на НИОКР в 2009 г. Экспертиза научных отчетов показала, что научной ценности они не представляют [10] их содержание неактуально и не соответствует целям НИОКР. А при проверке отчетов через систему «Антиплагиат» выяснилось от 5 до 58% текста составляют цитаты и выдержки из российского законодательства.

Еще одна подпроблема «автоназии инноваций» — отсутствие запатентованных результатов НИОКР. В 2009 г. было заключено 1586 госконтрактов на 6,2 млрд. руб., их результатом стали лишь два программных обеспечения стоимостью 30 млн. руб., способных к правовой защите, но и они оказались не зарегистрированы в Роспатенте. Директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев утверждает: следствием такой системы становится коррупция, когда заказчик готов закрыть глаза на содержание текста за откат.

Государство заинтересовано в развитии и защите СПО, так как более высокая эффективность по сравнению с проприетарным софтом заложена в самой природе СПО. Но требуется некоторый баланс в поддержке государством этих видов ПО. Каким он должен быть пока неясно. В Плане [5] предусмотрено формирование пакета базового СПО для решения типовых задач деятельности федеральных органов исполнительной власти с учетом потребностей федеральных органов исполнительной власти в видах программного обеспечения и создание единого репозитория СПО, используемого в федеральных органах исполнительной власти. С необходимыми затратами определятся в конце 2011 года.

Существует возможность в рамках электронного правительства (G2B) влиять на развитие открытого СПО. При создании подсистем G2B следует учитывать, что важными предпосылками активности в секторе открытого СПО являются такие интенсивно формируемые в российском информационном обществе социально-культурные факторы, как: социальный капитал, эмоциональная удовлетворенность как рациональных, так и «нерациональных» заявителей услуг и потребителей информации, участие граждан и др.

На практике увеличение объёма СПО в сфере государственных образовательных услуг влечёт за собой увеличение объема соответствующего проприетарного программного обеспечения, и наоборот. Известно множество случаев, когда юридические или физические лица, собирающиеся ориентироваться на СПО на рынке образовательных услуг, становятся нерентабельными вследствие дороговизны соответствующего проприетарного программного обеспечения, и наоборот.

Прямая финансовая поддержка государством производства СПО вызывает вопросы, потому, что:

во-первых, лоббирование и логроллинг, сопровождающие процессы господдержки в нашей стране, слишком затратны, коррупциогенны и часто несут неожиданные отрицательные социально-политические результаты;

во-вторых, государственные чиновники, отвечающие за развитие образования, иногда не знают, какие из продуктов принесут наибольшую социальную выгоду из расчёта на каждый вложенный рубль.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Организация широкого участия граждан в разработке СПО, требует серьезных изменений в политическом дискурсе по теме модернизации и инновационного развития России. Как мы отметили выше, уже недостаточно ограничиться рассмотрением только критериев рациональности, эффективности и бюрократизации государственного управления. Требуется выработать общественное согласие по системе критериев оценки качества, выявить отрицательное влияние на технико-технологические и продуктовые инновации в этой сфере таких факторов, как плохо формализуемая «удовлетворенность нерационального» потребителя, устранить существующие противоречия между обеспечением экономической неэффективностью либо высокого качества, ликвидировать возрастающую бюрократичность элементов электронного управления сферой социальных услуг с участием граждан [2].

Список литературы:

Аналитика – Капитал. Том IX Аналитика социально-политических процессов: привлечение граждан к системе принятия решений губернатором. Серия «Антологические исследования системных проектов – 2003 г.» [Текст] — М.: ВИНИТИ РАН – ИПКИР Минпромнауки России – Академия Аналитики и Информатики (под редакцией Белкина С.В.), 2003. – 300 с.

Белкин С.В. Аналитическое обеспечение создания многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг. [Текст] НТИ Сер.1 Организация и методика информационной работы, 2009, №4 С. 17 — 26

Белкин С.В., Котова Е.С. Оценка мирового уровня управления инновациями и инновационной деятельностью. В Сб. материалов международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного менеджмента». [Текст] Новосибирск: Сибирская ассоциация Консультантов – 2010, С. 62 – 70.

План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011 — 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2299-р

План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утвержденного решением Совета по развитию информационного общества от 13 февраля 2010 г. № Пр-357.

Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. №478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.06.2010 №445). Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 г. № 1993-р «Перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ в электронном виде» (с внесенными изменениями Распоряжением Правительства России от 7 сентября 2010 г. № 1506-р). Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 1433-р об утверждении «Плана мероприятий, необходимых для реализации ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Стандарт «Требования к структуре, содержанию, оформлению и порядку разработки стандартов государственной (муниципальной) услуги, предоставляемой в электронном виде». Применение стандарта является добровольным (www.egov-std.ru).

Список литературы:

Рейман Л. На пути к цифровому дому. [Текст] – М.: ЭконИнформ, 2009. – 272 с.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. [Текст] М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
Химанен П., Кастельс М. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель / Пер. с англ. [Текст] М.: Логос, 2002.
Чечель А., Товкайло М. Эффективность госрасходов на НИОКР практически равна нулю. [Текст] Ведомости, 17.01.2011.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

533

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке