Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Развитие рынка страховых услуг в Российской Федерации: основные тенденции, проблемы и перспективы»

Аннотация. В статье рассмотрено понятие страхового рынка Российской Федерации, определено его состояние на сегодняшний день, раскрыты основные проблемы, тенденции и перспективы. Страхование сегодня – это один из наиболее перспективных сегментов финансового рынка, развитие которого зависит не только от внедрения новых продуктов с целью увеличения объемов страховых премий, но и от сокращения убыточности по определенным видам страхования.

Помощь в написании статьи

С развитием экономических отношений появляются и новые риски, что является катализатором роста спроса на страховые услуги. В это же время ухудшение качества страховой защиты, предоставляемой посредством государственной системы социального страхования, также предопределяет увеличение спроса на добровольные его виды.

Ключевые слова: страховой рынок, страховые риски, обязательное страхование, добровольное страхование, страховой портфель, страхование жизни, автострахование, убыточность.

Под страховым рынком — понимается экономическое пространство, которое регулируется соотношением спроса и предложения на страховые услуги.

Спрос в данном контексте определяется потребностью в защите интересов физического лица или хозяйствующего субъекта и покупательной способностью страхователя, позволяющей удовлетворить спрос на страхование путем приобретения страхового продукта.

С развитием экономических отношений появляются и новые риски, что является катализатором роста спроса на страховые услуги. В это же время ухудшение качества страховой защиты, предоставляемой посредством государственной системы социального страхования, также предопределяет увеличение спроса на добровольные его виды.

Предложение страховых продуктов осуществляется страховыми компаниями – юридическими лицами любой организационно-правой формы, созданными для осуществления страховой деятельности и получившими соответствующую лицензию.

В рамках жесткой конкуренции им необходимо удовлетворить потребности действующих и потенциальных страхователей — юридических или дееспособных физических лиц, заключивших со страховщиком договор страхования или являющихся страхователями в силу закона, чтобы не только сохранить свою долю рынка, но и увеличить ее.

Основными факторами развития страхового рынка являются:

  • своевременная реакция и приспособление к конъюнктурным экономическим и политическим изменениям;
  • учет интересов страхователей;
  • предложение новых страховых продуктов;
  • поиск новых каналов продаж и объектов добровольных видов страхования;
  • сохранение долгосрочных прочных партнёрских отношений с клиентами.

На сегодняшний день российский страховой рынок после долгой стагнации развивается в умеренно-позитивном направлении. Восстановление темпов роста ВВП, снижение ключевой ставки и активное предложение коробочных продуктов способствуют росту спроса на страховые услуги. Коробочные продукты – это полисы, в которых условия страхования, риски и суммы страхового возмещения при наступлении страхового случая стандартизированы, иными словами, заранее определены для идентичных объектов страхования.

В данном случае страховщик не заинтересован в индивидуальном подходе к каждому страхователю, однако своей целью он ставит удовлетворение потребностей в страховании как можно большего их количества. Этот вариант страхования получил широкое распространение в страховании недвижимости. В связи с тем, что отличительным критерием квартир в многоквартирном жилом доме является площадь, на основании данного критерия и рассчитывается цена «коробки». Страховщик, создав несколько вариантов таких коробочных продуктов, различных по цене, может охватить достаточно большой сегмент рынка жилой недвижимости.

Несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию в России, сокращение объема страхового портфеля является неактуальной мерой среди страховщиков. Наблюдается тенденция к сокращению административных расходов, осуществляется автоматизация бизнес-процессов, что приводит уровень расходов на ведение дел к приемлемым значениям. Снижение уровня заработной платы работников страховой сферы, отказ от индексации, а также сокращение численности персонала также нельзя отнести к популярным мерам по сокращению расходов, однако полностью отказаться от них невозможно.

Особого внимания заслуживает на сегодняшний день самая крупная и самая интенсивно развивающаяся линия страхового бизнеса — страхование жизни. Защита капитала, налоговые льготы и потенциально высокая доходность делают этот инструмент более привлекательным, чем обычный классический банковский депозит.

Напряженной остается ситуация на рынке автострахования. По данным Центрального Банка Российской Федерации, на протяжении нескольких последних лет самыми убыточными видами страхования признаны обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), а также добровольное медицинское страхование (ДМС).

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что процесс становления отечественного страхового рынка еще не окончен, и вектор дальнейшего развития определяют как государство, так и сами страховщики.

Со стороны государства требуется принятие следующих мер:

  1. Усовершенствование системы государственного регулирования и надзора за тарифной политикой страховщиков, устранение противоречий в страховом законодательстве.
  2. Создание благоприятного налогового режима, способствующего развитию, а не стагнации страхового рынка.
  3. Создание структур, осуществляющих подготовку специалистов в сфере страхования, повышение их квалификации.

Основными задачами, стоящими перед страховыми компаниями, являются:

  1. Разработка и внедрение новых страховых продуктов с учетом региональных потребностей.
  2. Повышение уровня качества обслуживания с целью удержания действующих клиентов.
  3. Повышение уровня проникновения продуктов на 1 клиента (up-sell).
  4. Оптимизация страховых тарифов.
  5. Активное применение инструментов снижения убыточности по добровольным видам страхования (франшиза, софинансирование).

Список использованных источников

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ
2. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1″Об организации страхового дела в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
4. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
5. Ермасов, С. В. Страхование : учебник для бакалавров / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 791 с.
6. Разумовская Е. А., Фоменко В.В. Страховое дело : учебное пособие / под ред. Е. А. Разумовской.
– Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2016. – 249 с.
7. Щербаков В. А., Костяева Е. В.. Страхование : учебное пособие В. А. Щербаков, Е. В. Костяева .
— М.: КНОРУС,2007. — 312 с.
8. http://www.cbr.ru – Сайт Центрального Банка Российской Федерации
9. http://www.consultant.ru — Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»
10. http://www.ereport.ru – Портал «Мировая экономика»
11. http://www.insur-info.ru – Портал «Страхование сегодня»
12. http://www.raexpert.ru – Рейтинговое агентство «ЭкспертРА»

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1547

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке