Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Рецепция символа святого грааля: от эпохи средневековья до наших дней»

Устройство человеческой психики таково, что при изменениях социокультурных условий – кризисом нравственных ценностей, культурной идентичности, как личности, так и социума в целом, характерно обращение к культурному наследию прошлого, где, в частности, одно из значимых мест принадлежит средневековым символам.

В связи с ремифологизацией сознания современного человека обращение и увеличение интереса к символам эпохи Средневековья является естественным процессом, происходящим в массовой постмодернистской культуре. Прежде всего, символы репрезентируются в художественных текстах, где их традиционная средневековая семантика трансформируется в формы, адекватные ментальностям современного социума. Одним из древнейших и важнейших символов эпохи Средневековья является Грааль. Этот таинственный образ, выходящий за границы реальности, преследует европейского человека и на протяжении, как минимум, восьми веков служит универсальным идеалом западной культуры. Рецепция этого символа, произошедшая в эпоху постмодернизма, привнесла новые коннотативные значения в трактовку семантики этого символа в текстах современной культуры. Данная работа посвящена анализу трансформации семантики образа Грааля в художественных произведениях от эпохи Средневековья до наших дней. Для упрощения понимания современных смысловых трансформаций обратимся к истории изучаемого образа.

Происхождение слова Грааль (старофранц. Graal, Grâl, лат. Gradalis) [1, с. 317] вызывает споры у лингвистов-этимологов.

По одной из версий оно образовано от латинского слова gradale, зафиксированного в IX в. и обозначавшего «блюдо» или «чашу». Латинское слово могло происходить от греческого сratalem (греч. κρατης – krater [1, с. 317]), обозначавшего плоскую чашу с двумя ручками, хотя, у римлян существовал другой похожий предмет сервировки, называвшийся garalis – сосуд для хранения рыбного соуса, изготавливавшегося из анчоусов, одного из основных ингредиентов, необходимых в кухне римлян. Гаралисы делали из стекла, у этих сосудов были ножки и ручки [7, с. 245].

Существует также французское слово gradale – сборник церковных гимнов и псалмов или graduale – церковное песнопение, то есть, словом graal могли называть книгу, использующуюся в церковной службе [1, с. 317].

Другая традиция возводит происхождение слова grail из слова cratis (ср. ирл. cryol «корзина изобилия» [1, с. 317]), обозначавшего плетеную корзину, которая с течением времени стала обозначать блюдо. В любом случае, слово вошло в европейские языки из Каталонии, язык которой близок к наречию юга Франции, к району Труа, из которого происходил автор первого романа о Граале, Кретьен де Труа.

Таким образом, одно слово, по мнению этимологов, может происходить от слов, обозначавших пищу телесную и духовную. Рыбные мотивы в связи с этим предметом сервировки тоже кажутся неслучайными – рыба была символом Христа и христианства, ибо апостолы были рыбаками как фактически, так и метафорически – улавливали души, как рыбаки рыбу.

В различных версиях средневековых легенд о Граале существуют два основных сюжета, дошедших до нас из евангелий, в том числе и апокрифичных (Евангелие от Никодима, Евангелие от Петра), и средневековых романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

В Евангелии от Никодима говориться о том, что Грааль – это чаша, первоначально служившая Христу и апостолам во время Тайной вечери, то есть он был потиром первой литургии. После распятия Христа в эту чашу Иосиф Аримафейский собрал его кровь как последний священный дар Учителя [5, с. 138]. Всё это ставит Грааль в ряд евхаристических символов, поэтому легенды о нём часто переплетаются с рассказами о чудесных видениях, удостоверявших «реальность» пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христа.

Образ Грааля как золотого сосуда, украшенного «разными каменьями, самыми богатыми и драгоценными, какие только можно было найти под водой и на земле» [6, с. 10] встречается в цикле легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола во французском стихотворном романе конца XII в. Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале» (1181-1191 гг.).

У Роберта де Борона в его произведении «Роман о Граале» (1190-1191 гг.) – это волшебный сосуд, в котором для жаждущих и алчущих не иссякает ни питье, ни яства, служивший при Тайной вечери. Этот святой сосуд был утаен и сохранен учеником Иисуса Иосифом Аримафейским, а в страшный день распятия в эту чашу Грааля Иосиф собрал кровь спасителя. Таким образом, морфология образа Грааля в романе Робера де Борона в целом совпадает с трактовкой предыдущих авторов, но у него появляется и коннотативное значение – Грааль наделяется способностью насыщать своих хранителей различными напитками и яствами. Эта черта, играющая важную роль в легендах, сближает Грааль с мифологическими символами изобилия (рог козы Амалфеи в греческой мифологии, котёл в мифах и ритуалах кельтов и др.), но также с христианской мистикой причащения как «хлеба ангелов» и манны небесной.

Другой сюжет наиболее полно передал в своем романе «Парцифаль» (1200-1210 гг.) немецкий поэт и миннезингер
Вольфрам фон Эшенбах. В его произведении Грааль – это уже не чаша евхаристии, а драгоценный камень (изумруд),
выбитый архангелом Михаилом из короны Люцифера, когда он был низвергнут в безну. Из этого камня и была сделана
чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере [13, с. 194]:

«И перед залом потрясенным

Возник на бархате зеленом

Светлейших радостей исток,

Он же и корень, он и росток,

Райский дар, преизбыток земного блаженства,

Воплощенье совершенства,

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Вожделеннейший камень Грааль…».

Таким образом, Грааль становится духовным символом, приносящим насыщение не только физическое, но и моральное.

Следовательно, в сохранившихся до наших дней произведениях средневековой литературы образ Грааля имеет
две морфологические трактовки: чаши и камня, каждая из которых несет определенное символическое значение в
текстах культуры эпохи Средневековья.

Прежде всего, морфологически Грааль выражается в форме чаши, воплощая в себе идею собирания. Это символ
устремления к духовной и физической пище, психического здоровья и бессмертия. В христианстве чаша стала
символом жертвенного сердца Христова, дарующего Божье милосердие, искупающее грехи. В средневековых легендах
о поисках Грааля чаша символизирует совершенную природу, открывающуюся лишь чистым духом и искренним сердцем,
дарующую духовное просветление и знание [12, с. 299].

Если смотреть сверху, чаша представляет собой круг с точкой в центре – открытое око Бога, символ Вселенной,
проекция образа мира в планет. Точка в центре подобна вершине, которая поддерживает и собирает все, именно
с вершины можно увидеть единство жизни во всех ее проявлениях. Это так же астрологический символ Солнца и
алхимический символ золота [12, с. 103].

К.Г. Юнг рассматривает чашу как символ стремления человека найти собственный центр и, по существу, как
женский символ, который принимает и отдает [12, с. 299].

Не менее интересна и разнообразна символика камня. Он является естественным символом определенности,
устойчивости, незыблемости, неизменности, крепости [12, с. 682]. Культ камня был распространен у всех
семитских народов: Моисей получает каменные скрижали, образ жертвенника как камня символически связывает
Ветхий Завет с Новым [12, с. 685]. Также во многих местах Библии под камнем подразумевается Христос.
В этих случаях указывается, что речь идет о духовной скале, твердости и несокрушимости духа [9, с. 191].
Эзотерический смысл символа камня раскрывается Христом в притче о доме, построенном на камне, не боящемся ненастья.
Кроме того, надежность и неразрушимость каменного основания раскрывается в библейском образе Святого
Петра как основателя Церкви [12, с. 685, 688].

Символика образа Грааля у Вольфрама фон Эшенбаха коррелирует с жемчужиной, которая крепиться на лбу
индуистского бога Шивы и трактуется как «орган вечности» [2, с. 134]. Более того, изумруд, которым является
этот камень, выбитый из короны Люцифера, символизирует бессмертие, надежду, юность, верность. Считается, что
камень помогает только человеку с чистой совестью, а злому и лживому приносит несчастье [12, с. 702].

Таким образом, традиционная трактовка образа Грааля в средневековых художественных произведениях морфологически
и семантически сводиться к образам чаши или камня. Семантика обоих символов, выражающая святость, жертвенность
и в то же время твердость и неизменность в движении к цели, достижение которой дарует бессмертие, является сакральной
для христианства. В культуре Средневековья поиск Грааля есть поиск собственного «Я», Центра опоры, обретение
которого знаменует возвращение в первоначальное состояние, к изначальной вечности [2, с. 134-135].

Образ Грааля в современной литературе трансформируется под влиянием различных квазиисторических теорий и массовой культуры.

Одна из самых популярных теорий, касающаяся интерпретации образа Грааля, была изложена в книге
английских исследователей М. Бейджента, Р. Ли и Г Линкольна «Святая Кровь и Святой Грааль», которая вдохновила
американского писателя Д. Брауна на создание своего конспирологического шедевра массовой литературы «Код да Винчи».

В книге выдвигается гипотеза о том, что Грааль – это женщина, которая была супругой Иисуса Христа и матерью его отпрыска Мария Магдалина. Утверждается, что эта женщина стала родоначальницей королевской династии (фр. San Greal – «Святой Грааль» по другой разбивке Sang Real – «королевская кровь» [4, с. 303]) Меровингов, которые впоследствии вынуждены были скрывать свое благородное происхождение и вести жизнь под защитой тайного общества, известного под названием Приорат Сиона. Следовательно, символическое изображение Грааля как сосуда или чаши – это лишь метафора, использующаяся для сокрытия истинного значения: «Символ этот призван подчеркивать женское начало, женственность, плодородие. <…> Грааль есть не что иное, как древний символ женственности, он символизирует священное женское начало и богиню» [4, с. 288].

Таким образом, современная неканоническаяч семантика образа Грааля, воплотившаяся в произведении Д. Брауна «Код да Винчи», сохранила морфологическое воплощение в образе чаши или цветка розы, но утратила традиционное значение сосуда, в который была собрана кровь распятого Христа. Грааль в постмодернистской трактовке приобрел антропоцентричную направленность, утратил символическое значение святости в открытом, общепризнанном плане, стал предметом таинственным и загадочным. Цветок розы также является древним символом женственности, красоты, совершенства, плодородия, молчания и тайны, тем самым дублируя современные коннотационные значения чаши. Грааль-женщина-роза сохранила сакральность только для ограниченного количества людей, и те, кто был приобщен к тайне истинной природы чаши, также могли совершить паломничество, чтобы «помолиться отверженной, утраченному священному женскому началу» [4, с. 311]. Такое путешествие становится символическим поиском истины, которая, как и в традиционной трактовке, открывается «только достойным» [4, с. 510].

Еще более неоднозначную трактовку образа Грааля предложил в своем романе «Баудолино» итальянский медиевист и семиотик У. Эко. Морфологически образ Грааля является традиционным: «Это самая наиценная реликвия крещеного мира, чаша, в которой Иисус освятил вино Тайной Вечери и куда Иосиф Аримафейский сцедил кровь из ребра Христа распятого» [11, с. 151-152]. По рассказам, которые слышал один из героев романа, Братина «наделена исключительными качествами»: «владея ею, рыцарь приобщается к семени избранничества» [11, с. 152]. Такими качествами наделяется лишь мифический Грааль в фантазиях героев романа, в реальности чаша утрачивает сакральное значение, не является тайной, открытой только для избранных, а становиться простой деревянной плошкой, которую один из героев выдает за истинную чашу. Фальсифицированная реликвия лишена каких-либо сверхъестественных способностей, но по-прежнему наделяет ее обладателя властью и престижем в глазах людей незнающих о том, что она не настоящая.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В данном произведении Грааль символизирует недостижимую вечную мечту человечества о священном предмете, обладание которым даровало бы покой, уверенность, власть и бессмертие. Такого предмета не существует, он создается человеческими руками или умом, а в него начинают верить как в божественный дар. Кроме того, именно в погоне за мечтой о Граале многие люди теряли покой, искали его «днями и ночами, год за годом и век за веком» [11, с. 563].

Таким образом, в художественной литературе существует множество трактовок образов Грааля, их смыслы переплетаются в попытке передать великое и глубокое понятие, которое невозможно определить одним словом. Трансформации морфологии и семантики образа Грааля в мировой художественной литературе свидетельствуют о широте и масштабности этого образа, созданного человеческим воображением. Чаша и камень, женщина и роза – образы и символы Грааля не принадлежат одной культуре, времени и месту. Грааль всегда означает самое главное, без чего жизнь человека теряет смысл – это указание пути духовного поиска самого себя, центра, без которого не ясна цель движения, не с чем оценивать пройденное. Поиски современным человеком своей идентичности, индивидуальности повлекли за собой обращение к прошлому и возрождению интереса к Граалю, образ которого трансформируется в соответствии с современными социокультурными условиями. Сегодня человечеству необходимо найти путь своего дальнейшего развития. Каждый из нас ищет свою мечту и добивается ее, не догадываясь, что это и есть его личный Грааль, который ждет своих искателей и верных хранителей.

Список литературы:

1.Аверинцев С. С. Грааль // Мифы народов мира: В 2 т. Т. 1. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 671 с.

2.Андреева В., Ровнер А. Грааль, святой // Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В. Андреева и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004. – 556 с.

3.М. Бейджент, Р. Ли, Г. Линкольн Святая Кровь и Святой Грааль. – М.: Эксмо, 2007. – 446 с.

4.Браун Д. Код да Винчи. – М.: АСТ, 2006. – 542 с.

5.Кокс С. Взламывая код да Винчи: путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна. – М.: АСТ, 2005. – 248 с.

6.Кривошеина А. Тайна Грааля // Человек без границ. – 2006. №8. – 12-16 с.

7.Культурология. Большой толковый словарь. / сост. Б. И. Кононенко. – М.: АСТ, 2003 – 512 с.

8.Майер Р. В пространстве – время здесь… История Грааля. – М.: Энигма, 1997. – 352 с.

9.Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Международные отношения, 2001. – 560 с.

10. Романчук Л. Феномен средневековья и Святой Грааль // Порог №6 2004. – 22-27 с.

11. Эко У. Баудолино. – СПб.: «Симпозиум», 2007. – 576 с.

12. Энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 1007 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

13.Эшенбах В. фон Парцифаль. // Хрестоматия по литературе Средневековья: В 2 т. Т. 2. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 186-204 с.

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

585

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке